( Из моего опыта литературного прошлого )
* * * * * *
Поэтические встречи в лит.студии "Блакитні вітрила"
и 8 вопросов заданных мне её участниками в 1980 году.
1-й вопрос: Как и когда вы приобщились к поэзии?
Ответ:
Вопрос этот традиционно неинтересный и об этом, обычно, не хотят рассказывать, т.к. это
сугубо личное явление и чаще размытое во времени. Стихи пробуют писать многие, но далеко
немногие становятся поэтами. Скажу лишь одно. К стихам меня приобщили мои близкие
В раннем детстве я выучил наизусть свой первый стих о войне "Танкисты, а
немного погодя - поэму (всю) А. Пушкина "Руслан и Людмила."
В доме у нас была большая библиотека, ценились книги и видно такая обстановка способствовала моему
возвышенному в дальнейшем отношению к книгам... Имея впечатлительную натуру,
я живо представлял всё то, что было написано в книгах. Имея хорошую память я выучил ещё в
раннем детстве множество стихов, легко заучивал наизусть и прозу.
Первые попытки написания стихов были ещё в школе. К сожалению скажу и о том,что
страстно любя поэзию, я так и не стал поэтом, в полном смысле слова, хотя в жизни
имел весьма талантливых учителей... Написав много стихов в разное время
не считал их поэзией, а просто - любительским опытом для того, чтобы уметь
правильно оценить
поэтический труд других авторов. Не умея писать стихи - не сможешь ни оценить
их, ни рецензировать их. Это моё личное мнение в этом вопросе.
2-й вопрос: Что значит для вас поэзия?
Ответ:
Поэзия для меня - это необозримое пространство в моей жизни, в котором заключены все проявления Бытия, а стихи - это инструменты с
помощью которых я познаю окружающий меня Мир и воздействую на него...Как это получается у меня зависит от того, как я пользуюсь этими инструментами.
Возьмите великих поэтов и вы увидите то, как они посредством своих
творений изменяли картины окружающего нас мира и людей живших в
нём. Они гениально пользовались словом...Как говорил один поэт
далёкого прошлого,-стихи и поэзия не совсем едины, как понятия.
В стихах поэзия может быть,а может и не быть вовсе. Весь секрет
заключается в рифмах и размере стиха...Если их нет, то это уже т.н.
свободный стих, т.е. - пограничное состояние между поэзией и прозой.
Лично я признаю рифму в стихах в любых её проявлениях. И ещё,
что считаю весьма важным, - мелодию стиха, его песню...Стихи должны
петься, а не читаться как проза. Вот поэтому я не люблю свободного стиха и других подобных проявлений в стихосложении.
Поэзия должна преодолевать земное притяжение, возвышаться над обыденным, а не тонуть в грязном белье повседневности. Многие поэты
в своих стихах "срываются" в описательство, превращаясь в статистов
происходящего,заключая его в рифмы.А вся прелесть стихов заключается
в их подводных течениях и глубинах. Стихи не должны, не имеют права
заканчиваться с помощью резюме, превращаясь таким образом в басню.
Стих должен заканчиваться как-бы споткнувшись на...многоточии,
заставляя читателя задуматься.Стих всегда должен до конца выполнять
своё предназначение: быть талантливо написанным и быть также
талантливо прочитанным.Вот где ясно проявляется взаимосвязь писателя
и читателя!