В единой Европе часто можно услышать нервные заявления – особенно от представителей «малых наций» - что интеграция стирает культурные различия и ведет к потере национальной идентичности. Эти страхи, впрочем, не мешали «малым нациям» присоединяться к Европейскому Союзу. Поэтому можно усомниться в искренности подобных заявлений, но не приходится сомневаться, что подспудный процесс создания некой «европейской» идентичности идет. Формально – он уже завершился, с введением единых европейских паспортов.
Однако пути истории часто прерываются совершенно неожиданными развилками и тупиками. Что казалось неизбежным – становится невозможным, и наоборот. Параллельные пути внезапно пересекаются, союзники становятся врагами, а враги – союзниками.
На севере Европы расположились государства, история которых долгое время предполагала утрату национальной идентичности. Это Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия. Эти страны, часто вместе с Фарерскими островами и Гренландией, называют Скандинавией, хотя в строгом смысле только Дания, Норвегия и Швеция входят в эту общность.
В период формирования государственности эти три страны пришли к союзу, который просуществовал достаточно долго, с 1397 по 1523 год. В союзе доминировала Дания; недовольство шведов привело к тому, что Швеция (вместе со своей колонией Финляндией) откололась от союза, однако объединение Дании и Норвегии просуществовало до 1814 года. Исландия оставалась колонией Дании до 1944 года. Финляндия, успев побывать «Великим княжеством Финлядским» в составе Российской империи, провозгласила независимость в 1917 году.
Сегодня все части когда-то связанной союзами, зависимостью, а иногда и силой Скандинавии – суверенные государства. Однако в отличие от многих стран, которых пребывание в единой империи или союзе сделало врагами, скандинавы избежали взаимной вражды. Возможно, они настолько рационалисты и прагматики, что отказались от вражды как от непродуктивной формы общения.
В 1839 году Ганс-Кристиан Андерсен, самый известный датчанин, посетил Швецию; после поездки он писал, что он сразу же ощутил, насколько близки датчане, норвежцы и шведы. Его впечатления вылились в стихотворение «Я – скандинав», в котором есть такие строки: «Мы – единый народ, и имя нам – скандинавы!».
И что примечательно: датчанин Андерсен не объявил шведов датчанами, что, думаю, могло только возбудить вражду, а задекларировал именно то, что могло объединить три народа под одним именем - "скандинавы", не отрицая при этом национальной идентичности - ни шведов, ни датчан, ни норвежцев, ни исландцев.
...Есть чему поучиться.
2012, 2014 г.
Никто из них не догадался объявить себя народом с "особой духовностью", имеющим прерогативу на владение истиной,поэтому всё так мирно.
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Увы, там до этого тоже в свое время догадались - "русский мир" совсем не новость, позднейшая уродливая копия прочих "миров", которые были и канули, как не были. Вот, что случилось в свое время с норвежцами и как им жилось в "датском мире": "...норвежцев — немногим более 4 (миллионов). Столь скромной численностью населения они во многом обязаны своему историческому прошлому и братским скандинавским народам. Почти 1000 лет норвежцы вели непрерывные междоусобные и захватнические войны; в самые длительные и кровопролитные они втягивались в силу тройственного союза Дания-Швеция-Норвегия, который обязывал страну принимать участие во всех походах её беспокойных партнёров по коалиции, в которой всем заправляла Дания. В итоге жизнь становилась всё тяжелее, норвежцы утратили государственность и смогли восстановить её только в 1905 году. Даже свой национальный язык им пришлось воссоздавать заново, так как долгое время официальным и литературным языком считался датский." - Так что все новое - хорошо забытое старое. Но некоторые люди и народы не склонны делать никаких выводов.
Я перечислю прізвища моїх однокласників - Мацукевич, Рабік, Бухарашвілі, Паустовська, Садловський, Полянський, Рафальська, Георгієв, Сікорським, Назаренко, Богдан, Атаманенко, Гуменюк, молдавське прізвище забула і багато інш., кожен з нас знав, хто він є і ким є той, хто поряд, і це не заважало спілкуватися і жити, і досить довго не заважало, а потім, подруга-москвичка(вийшла заміж за мого однокласника) сказала - *Киев, такой красивый город, что не может не принадлежать Москве*(це все одно, що сказати- у тебе така гарна квартира, вона буде належать мені) і більше вона мені не подруга. Можливо я погана учениця, а може, навпаки.
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Так, я пам"ятаю ту Вашу подругу колишню. Прикро... До речі, читав спогади Панаєва, він - житель С-Петербургу - чи не з відразою пише про затяту захопленість москвичів Москвою. Все краще повинно бути в Москві! - і це в той час, коли все краще як раз було у СПб. Потому знайшов - випадково мені дісталася - книжку Кокорєва "Москва 40-х годов" (мова про 19 ст.). Кокорєв був в свій час відомий і вельми популярний "бытописатель" Москви. Його нариси підтвердили враження Панаєва. А Ваші спогади про подругу доводять, що таке ставлення пережило століття. А що Ви хочете! - імперія! Інакше вона не будується і не працює.