Литературный вечер, на котором мне довелось побывать, подтолкнул меня написать несколько слов об [относительно] новом веянии, с которым я непрерывно сталкиваюсь - так называемом урбанистическом верлибре. Сам по себе верлибр, свободный стих как жанр совсем не нов - к нему начали подбираться еще французы в середине XIX века, а глубоко ценимый мной Уитни Уитмен оставил свои блестящие "Листья травы" - что можно назвать классикой свободного стиха. В русской литературе - был Блок ("ты пришла с мороза раскрасневшаяся...) и Хлебников (с его гениальным "Садом"). В украиноязычной литературе - пускай подскажут те кто лучше меня разбирается, мне в голову только Тычина приходит с его "Замiсть сонетiв та октав" (так, кажется, очень давно читал). То есть, в самом жанре нет ничего плохого, равно как и нового – давно опробован, талантливые произведения созданы.
Но - к сожалению, он таит в себе определенную опасность для литературы вообще и поэзии в частности. Эта опасность - его обманчивая легкость и доступность. Этот феномен уже известен тем, кто профессионально занимается фотографией или музыкой - человек покупает Canon, читает наискосок инструкцию и становится фотографом; человек покупае электрогитару, выучивает три аккорда и две примочки - и становится гитаристом. И зачастую искренне не понимает, что не так - вот и я могу кнопку нажимать и "за проволоки дергать", так в чем проблема? И я могу гнать нерифмованные строчки страница за страницей - почему Уитмену было можно, а мне нет? Хотя как показывает практика, имя Уитмена, классика верлибра, большинству современных "поэтов-верлибристов" мало знакомо. У них другие авторитеты - это они сами.
Как выглядит современный автор "урбанистического верлибра" и о чем он пишет? Попробую дать общий усредненный портрет - по десяткам виденных. Внешне он, даже если уже вышел из юношеского возраста, усердно косит под enfant terrible. Неряшливая одежда, развинченные манеры, склонность к кривлянию на сцене, вынесенная с десятков слэмов. Очень высокое ЧСВ. Склонность к заигрыванию с залом - часто в форме вызова, подколок. Убежденность что своими верлибрами он поднимает опупенно важные темы.
Какие темы обычно в урбанистическом верлибре поднимаются? Самый правильный ответ - никаких. Его верлибры представляют из себя длиннющие словесные простыни, которые можно разворачивать пока не надоест, а когда надоест - заканчивать на любом месте. Нудные иеремиады про «никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает», разведенные ведрами неудобоваримых образов без какой-бы то ни было связи друг с другом. Концепцию «поток сознания» наш автор верлибрист понял так – записываю что из меня льется. Старая отмазка бездарных художников «я так вижу» теперь вполне хорошо усвоена и верлибристами. Объяснить человеку, страдающему тяжелой формой словесного поноса, что не все вылившееся из него ценно или хотя бы хорошо пахнет – невозможно в принципе.
К чему я веду? К сбитой мерке. Если у камертона неправильный звук – по нему невозможно настроить инструмент правильно. Бездарный учитель неизбежно будет плодить бездарных учеников.
когда под одного бездарного «урбанистического верлибриста», привыкшему к слэмовым рукоплесканиям начинают косить молодые авторы. Он уже воспринимается как «мэтр».
Какое может быть лекарство? Только хорошая поэзия. Читайте по настоящему хорошие стихи признанных авторов – и эторазовьет ваш вкус до такой степени, что уже нельзя будет воспринять без улыбки претенциозные «урбанистические верлибры», которые по сути своей – лытдыбры, не больше.
Додати коментар можна тільки після реєстрації Зареєструватися може будь-який відвідувач сайта.