Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Максим Тарасівський: Багаж - ВІРШ

logo
Максим Тарасівський: Багаж - ВІРШ
UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

  x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 1
Немає нікого ;(...
Пошук

Перевірка розміру



honeypot

Багаж

Иван Иванович умирал. Эта неприятность случилась с ним на рассвете и застала его совершенно врасплох.

Дело в том, что Иван Иванович никогда не думал о своей смерти. Смерть была далекой и абстрактной и происходила всегда с кем-то другим. Даже если она случалась с кем-то ближним, знакомым или даже родным, она все равно оставалась чем-то реальным, но с личностью Ивана Ивановича никак не связанным. В таких случаях в голове Ивана Ивановича легко и скоротечно проносилась короткая мысль, что к смерти надо будет как-то подготовиться, отнестись к ней вдумчиво, основательно, но этим подготовка к смерти и заканчивалась. И смерть снова становилась чем-то вроде далекого тропического острова: он существует, имеет координаты, нанесен на все карты, туда даже можно приобрести путевку в турфирме за углом, однако делать этого никому в голову не приходит. И далекий остров чужой смерти так и остается далеким островом: он есть, но дела до этого никому нет.

И потому теперь, когда перед Иваном Ивановичем вдруг предстала его собственная, личная и неотвратимая смерть, он оказался к этому совершенно не готов. 

Он пытался привести свои мысли в порядок, вспоминал о том, что теперь перед его глазами должна бы пронестись вся жизнь, в которой необходимо вспомнить все хорошее, чтобы было с чем уходить из мира, и все плохое, чтобы не брать это с собой. Но ничего из этого не вышло – Иван Иванович находил себя в полном смятении мыслей и чувств. Оказалось, что его смерть вовсе не страшна, не многозначительна и совершенно не торжественна – она была обыденна и скучна. Смерть Ивана Ивановича больше всего напоминала железнодорожное расписание, в котором пункты назначения, время, номера поездов, их класс представляют собой ту единственную реальность пассажира, с которой ему предстоит мириться, хочет он того или нет.

И так Иван Иванович смирился со своей смертью, как смиряется человек с тяжким всесилием железной дороги, когда из маленького окошечка кассы ему бывает уже протянут билет, а в билете обозначены не только дата, время, города, вагон и место, но и фамилия пассажира. Билет можно сдать, обменять, потерять, просто никуда не поехать, но человек уже превратился в пассажира, и мысли его поневоле текут по законам железнодорожных перевозок. Он еще стоит у окошечка кассы, он даже еще не опустил свою руку, принявшую билет у кассира, его губы еще шевелятся, произнося «спасибо», он ощущает, как в спину его толкает нетерпеливая очередь, а душа его уже унеслась. Он уже в пути.

Однако Иван Иванович, приняв неизбежность этого последнего путешествия, не мог принять ощущения, что отправляется он впопыхах и без багажа. Ведь каждому пассажиру положен какой-то багаж – это не только подготовка к тому, что будет, это зримая, отчетливая, оттягивающая руки и плечи связь с тем, что было. А сейчас для Ивана Ивановича вдруг стало очень важно то, что было – и очень страшно от того, что как будто ничего не было.

По всему было понятно, что поезд Ивана Ивановича вот-вот тронется; наверное, поэтому он никак не мог преодолеть то самое смятение, в которое его ввергла непредвиденность собственной смерти. И чем больше Иван Иванович думал об этом, тем большую пустоту обнаруживал он там, где хотелось бы видеть увесистый багаж, упакованный в добротный чемодан. Нет, не было, ничего не было в руках у Ивана Ивановича, и рядом не шел носильщик с его вещами, и даже нельзя было вспомнить, что чемодан оставлен в зале ожидания или только что украден; Иван Иванович отлично знал, что никакого багажа нет и тосковал поэтому безмерно.

Тоска эта была даже хуже его смерти; она разливалась в груди Ивана Ивановича тошнотной, широкой волной, она была горячей и болезненной, но еще хуже было то, что она звучала. Ее звучание – тягучее, густое, янтарного цвета и янтарной же оранжево-зеленой полупрозрачности, превращало тоску в пытку. Иван Иванович даже забыл о предстоящем ему путешествии и о забытом или потерянном багаже – потому что теперь все это казалось мелочью, и хотелось только одного: чтобы унялся этот вынимающий душу звук, от которого Иван Иванович, будь он жив-здоров, пожалуй, и удавиться захотел. Однако янтарное звучание внезапно изменилось, как бы сменив тональность, а потом в нем даже появилась мелодия.

Иван Иванович вдруг понял, что это вовсе не «Вокзальная» - это, несомненно, была станция «Университет». Иван Иванович двигался вверх по первому эскалатору, приближаясь к округлой, накрытой низким куполообразным потолком площадке перед вторым эскалатором, за которым выход, направо, прямо, направо, прямо-прямо-прямо, направо во двор, налево – и дома. Правой рукой Иван Иванович держался за черный резиновый, неприятно липнущий к рукам поручень, который тоже двигался вместе с ним, однако чуть скорее, чем сам эскалатор, из-за чего руку время от времени приходилось сдвигать вниз, вновь и вновь ощущая неприятную липкость резинового черного поручня. В левой руке Ивановича обнаружился объемистый портфель черной кожи, который – это было совершенно ясно без всяких проверок – к багажу отношения не имел.

И вот там, на круглой площадке между эскалаторами, и находился источник звука, который только что всю душу Ивана Ивановича вынимал. Иван Иванович очень хорошо знал, что это за источник: там каждый вечер стоял тощий черноволосый мальчик со скрипкой, а у ног его на мраморном грязноватом полу был брошен распахнутый потрепанный футляр. Мальчик играл, закрыв глаза, мимо спешили пассажиры, кое-кто задерживался и ронял в скрипичный футляр деньги, а на каменных лавках, опоясывающих станцию, сидели и лежали какие-то неопрятные люди. Мальчик играл, люди шли, шел и Иван Иванович, и ему всегда казалось, что по-настоящему слушали мальчика только те, кто сидел и лежал на каменных лавках, хотя многие из них выглядели спящими.

Иван Иванович никогда не останавливался послушать мальчика, потому что в метро не принято останавливаться, в метро принято спешить, толкаться, наступать на ноги и торопливо извиняться. Кроме того, ему казалось, что остановившись на круглой площадке между эскалаторами, он каким-то странным образом окажется одним из неопрятных людей, расположившихся на каменных лавках. Теперь Иван Иванович понимал, что такого приобщения бы не произошло, а если бы и произошло, то его никто бы не заметил, даже те самые неопрятные люди. А остановиться и послушать мальчика на самом деле Ивану Ивановичу всегда хотелось: мальчик играл хорошо, звуки скрипки не вынимали, а волновали душу, но Иван Иванович всегда находил себя слишком занятым, чтобы слушать мальчика, и слишком посторонним для неопрятных людей, чтобы так или иначе приобщиться к ним.

Теперь-то Иван Иванович видел, так же отчетливо как железнодорожное расписание своей смерти, что на самом деле он никогда не был слишком занят и, пожалуй, вполне мог остановиться возле скрипача – там, за мощной колонной, где находилась точка самого чистого и полного звучания его скрипки. Но это было теперь, а тогда восемь часов бессмысленного пребывания в конторе или остывающий ужин казались Ивану Ивановичу достаточным и весомым основанием, чтобы подавить в себе все, что только что подняла в нем маленькая скрипка в руках тощего черноволосого мальчика на площадке между эскалаторами.

И больше, чем неожиданность смерти, острее, чем смятение, и больнее, чем тоска по утраченному или ненажитому багажу, Ивана Ивановича сейчас мучило желание услышать скрипку. Только не так, как теперь, когда Иван Иванович умирал, а так, как тогда, когда он напрасно спешил мимо, опасаясь опоздать на работу или к ужину и быть причисленным к лику неопрятных людей, спящих в метро. Слеза выкатилась из-под закрытого века левого глаза Ивана Ивановича, а правый глаз открылся, вспыхнул тоже слезой, но слеза эта, уже наполнив уголок остановившегося глаза, никуда не двинулась и медленно помутнела.

Иван Иванович вдруг снова был на вокзале и уже поднимался по рифленым ступенькам вагона, придерживаясь за измазанные жирной угольной пылью желтые поручни руками, свободными от багажа. Иван Иванович поднялся в тамбур, и ступени тут же с тяжелым лязгом поднялись, дверь тяжело захлопнулась, и вагон тронулся. Иван Иванович покачнулся и ухватился руками за серое, масляной дрянной краской крашеное железо. С вокзала поплыла, желтоватой теплой пеленой потянулась музыка – едва слышная за лязгом и дребезжанием, она проникла в тамбур, потом в уши Ивана Ивановича, а потом уж не стало ничего, кроме этой музыки.

Скрипка в руках черноволосого тощего мальчика, который все так же стоял на круглой площадке между эскалаторами, тускло поблескивала в огнях лапмионов в вычурных бронзовых гроздьях и снопах. Мальчик, закрыв глаза, играл; Иван Иванович стоял рядом, слушал, шевелил пальцами в кармане мелочь и ключи, поглядывал на неопрятных людей, дремлющих на каменных лавках, на пассажиров, пробегающих мимо, на низкий тяжелый купол, под которым звук как бы загущался и даже слегка заворачивался в некое подобие вихря или даже протуберанца. Иван Иванович дослушал мелодию до конца, едва заметно поклонился мальчику, который так и не раскрыл глаз, когда опустил смычок, и спокойно и не спеша прошел ко второму эскалатору. Он ступил на подвижную лестницу и медленно вознесся; вот он еще был виден весь, потом за белой линией потолка, нависающего над эскалатором, исчезли его голова, плечи, проплыли черное пальто и ворсистые брюки, мелькнули ботинки со стоптанными каблуками – и он исчез. Черные с желтым ступени эскалатора, одна за одной вываливаясь из-под пола, какое-то время продолжали свое движение впустую, а потом их разом заполонила толпа, прибывшая на первом эскалаторе.

2015

ID:  560836
Рубрика: Проза
дата надходження: 19.02.2015 16:02:38
© дата внесення змiн: 20.02.2015 13:02:04
автор: Максим Тарасівський

Мені подобається 0 голоса(ів)

Вкажіть причину вашої скарги



back Попередній твір     Наступний твір forward
author   Перейти на сторінку автора
edit   Редагувати trash   Видалити    print Роздрукувати


 

В Обране додали:
Прочитаний усіма відвідувачами (343)
В тому числі авторами сайту (12) показати авторів
Середня оцінка поета: 5.00 Середня оцінка читача: 5.00
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..




КОМЕНТАРІ

Вікторія Т., 20.02.2015 - 11:10
По теме близко к "Смерти Ивана Ильича", особенно в описании того, как меняется восприятие действительности у человека умирающего--всё, что раньше казалось незначительным, приобретает важность, и наоборот.
Однако всё современно,узнаваемо, и эти близкие сердцу детали (резиновый поручень, который движется почему-то быстрее, чем ступеньки,лепной орнамент, два эсклатора и т.д.)зримы и выпуклы. Жаль только, что поезд здесь ассоциируется со смертью. Для меня путешествие в поезде--одно из самых памятных удовольствий.
 
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Спасибо, Виктория. Вряд ли поезд ассоциируется со смертью - смерть тут скорее довлеющее над человеком расписание, билет, а вот поезд - это уже что-то за гранью, скорее всего.
 
Marcepanivna, 20.02.2015 - 09:07
Ваша проза, як завжди, неперевершена, повна цікавих думок give_rose
 
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Ой, Ви мене переоцінюєте і перехвалюєте... Але мені це подобається, дякую smile
 
@NN@, 19.02.2015 - 19:42
Я не могу сказать лучше, чем предыдущий оратор... только вааав... экспресивно и ... чисто (в смысле - звучания) 39
 
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
apple
 
inki, 19.02.2015 - 18:41
от багажа нас здесь освобождают заботливые грумммм загрузчики...
я тему умирания...раньше не трогал из-за детского неприятия взрослых...оказавшихся на пути моего первого печального опыта легкомысленными...а потом..даже не знаю..это интерессный опыт перевоплощения в героя..но..после шедеврального Башмачкина..мне не рискнуть..странно что именно у Гоголя..которого я не очень..мой любимый маленький человек..
у вас..у вашей прозы есть способность проницаний...через актерское кулисье эмоции..выписанной с тщанием штопки...каждый стежок заполняет пустоту..
и детали..очень вписываются для объемного восприятия..лестница..чемодан..футляр...как некоторые антагонисты движений стагнаций и в то же время...тоже живой декор ожиданий..и момент со слезой и непредвзятостью последних ощущений очень понравился.. мы часто подсознательно как сквозняки..продуваем то что ближе...а жить неспеша...это и есть..жить..и еще категория возраста писателя у вас хорошо заложена..в детских рассказах...там ребенок..а здесь...здесь темная сторона..без лицемерия..как и там..нет актерства..все жизнь..
 
Максим Тарасівський відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
спасибо, inki
 

ДО ВУС синоніми
Синонім до слова:  говорити
dashavsky: - патякати
Синонім до слова:  говорити
Пантелій Любченко: - вербалити
Синонім до слова:  аврора
Маргіз: - Мигавиця, кольорова мигавиця
Синонім до слова:  аврора
Юхниця Євген: - смолоскиподення
Синонім до слова:  аврора
Ніжинський: - пробудниця-зоряниця
Синонім до слова:  метал
Enol: - ну що - нічого?
Знайти несловникові синоніми до слова:  метал
Enol: - той, що музичний жанр
Знайти несловникові синоніми до слова:  аврора
Enol: - та, що іонізоване сяйво
Синонім до слова:  Бабине літо
Маргіз: - Осіннє танго
Синонім до слова:  Вірний
Маргіз: - Вірний - однолюб
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Маргіз: - осяйна
Знайти несловникові синоніми до слова:  Вичитка
Юхниця Євген: -
Знайти несловникові синоніми до слова:  Мобілізація
Юхниця Євген: -
Знайти несловникові синоніми до слова:  Рахманий
Mattias Genri: -
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Mattias Genri: - sliczna...
Синонім до слова:  видих
Наталя Хаммоуда: - Відди́х, зди́х.
Синонім до слова:  Вірний
Eyfiya: - Непохитний
Синонім до слова:  Вірний
levile: - Незрадливий Вірний
Знайти несловникові синоніми до слова:  Верлібр
Андрій Ключ: - Танцпро – танцююча проза
Синонім до слова:  Церата
Олекса Терен: - Обрус.
Знайти несловникові синоніми до слова:  видих
Enol: -
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Микола Холодов: - Кльова, Класна, Красна.
Синонім до слова:  Церата
Neteka: - Вощонка
Синонім до слова:  Церата
dashavsky: - Клейонка.
Знайти несловникові синоніми до слова:  Церата
Юхниця Євген: -
x
Нові твори
Обрати твори за період: