Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Ник.С.Пичугин: Маргинальный пояс (4) - ВІРШ

logo
Ник.С.Пичугин: Маргинальный пояс (4) - ВІРШ
UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

  x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 6
Пошук

Перевірка розміру



honeypot

Маргинальный пояс (4)


Информационные аспекты власти

1. Феноменология власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603502
2. Поле мотивации
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603503#commlist1
3. Социальная информатика
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=603697

4. Ордозная монада

     Понятие «информационной сферы общества» обычно ассоциируется с масс-медиа. На самом деле, человечество – колоссальная система для накопления, переработки и хранения информации; мыслящий океан Соляриса со сложной, непостижимой, однако осмысленной внутренней жизнью. И если даже ограничиться логосферой (а социальная информатика ей и ограничивается), то СМИ выглядят как мелкая рябь на поверхности этого океана. Причем основной (в байтах) объем информации – это разговорная речь.     Здесь социальная информация проявляет себя в наиболее явном, в своем полном состоянии: и как слово, и как эмоция. Конформные обыватели, составляющие (опять же) большинство, практикуют эмпатический «женский» способ коммуникации, в котором слова как бы и излишни, они играют роль как бы дубликатов эмоций, переносящих смысловую нагрузку непосредственно от человека к человеку. Но это как бы. На самом деле слово – это способ снять вызванный эмоцией внутренний дискомфорт; оно же усиливает внутренний дискомфорт слушателя – если тот испытывает аналогичные чувства. В результате общие для всех эмоции только усиливаются при информационном обмене. Таково объяснение феномена «коллективной аффектации», который Фрейд называл «загадочным». Конформность среды распространения сигнала приводит к тому, что эмоциональный резонанс общения сублимируется в «общественный резонанс», усложняется, информация ассоциируется в более или менее устойчивые пакеты кодонов. 
     Погасить этот (уже коллективный) аффект можно только одни способом – тем же, что и персональный: выразить эмоцию словом. Вот с этим у конформного обывателя серьезные проблемы. А тот, кто может выразить, находится на другом полюсе социума, даже если живет в соседней квартире. Но дойдет ли сигнал до элиты? Это зависит от его аффектации: насколько сильно индивидуальное чувство и насколько оно общее. Этим обстоятельством и объясняется напряжение информационного поля и его направленность: от конформной массы к элите; это и создает движение информационных потоков. Из среды политических имиджмейкеров распространился предрассудок, будто авторитет у народа можно завоевать, если говорить то, что он хочет слышать. Не совсем верно. Кредитом доверия пользуются ораторы, которые формулируют и озвучивают то, что простой человек чувствует, но выразить не может.
     Будучи в своем первоисточнике чистейшей эмоцией, этот духовный запрос в информационной цепи социума приобретает все более и более рациональную форму, достигая внимания интеллектуалов, переходя от художников и беллетристов к ученым и философам. (Одним из примеров таких промежуточных форм является настоящая публикация – где-то на стыке публицистики и социологии.) И, наконец, становится  руководством к действию для того же труженика, для «человека толпы», от которого он исходил. Но это уже другой сигнал, другая ветвь того же информационного потока: от элиты к массе. Впрочем, этот сигнал хорошо нам знаком. То, что мы называем «культурой» в узком смысле этого слова; видимая ее часть. Дойдет ли этот сигнал до народа? Это зависит от его аффектации; от силы того специфического элитарного чувства, которое мы называем «вдохновением». 
     Оторванные от эмоций, рассудочные доктрины, созданные «генераторами идей», как правило, слабо воспринимаются массой. Обыватель понимает элитарные императивы – интеллектуальные проповеди – так же плохо, как плохо художник понимает душу труженика. Тем не менее, именно этот вялый информационный обмен мы и называем «прогрессом культуры».

     Такая информационная схема социума реализуется в «ордозной монаде» – простейшем обществе, состоящем из однородной массы обывателей («орды») и лидера («вождя»). Здесь роль элиты выполняет именно вождь. Его функция в социуме – думать; функция ордынца – действовать. Психологическая дистанция между ними колоссальна. Она сохраняется и в цивилизованном обществе. Другое дело, что эта дистанция структурируется – так же, как и социум. Поэтому информационный метаболизм ордозной монады является основным и в цивилизованном обществе: движение сигнала от обывательской массы к духовной элите и обратно. 
     В психологическом портрете вождя часто упускают важнейшую черту характера: дар понимания. Вождь должен знать, чего хочет орда, и следовать этим устремлениям. Иначе он уже не вождь. Это же требование сохраняется и для элиты цивилизованного общества. Меньше всего духовная личность считается с какими-то мнениями или настроениями массы, с ее коллективными тараканами. Но она не руководствуется и своими личностными установками и интересами. 
     –  Совершенномудрый живет в мире спокойно, и в своем сердце собирает мнение народа, – записано в «Дао дэ цзин».
     Элита действует в интересах общества, стремится к его приоритетным целям, и при этом понимает эти интересы несравненно лучше, чем человек толпы. Почему? Потому что духовная личность умеет слушать и понимать… Воспринимать духовные запросы народа; это необходимая черта мышления. «Искусство быть другим». Общество – это повод для самовыражения духовной личности, поле его творчества. 
     – То, что государи называют подвигом, для мудреца является лишь занятием на досуге, –  записано в «Люй ши чунь-цю».
     – Вся история есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека.
     Орда ушла в историческое прошлое,  но основной, «культурологический»  информационный процесс – от полюса к полюсу социума, от массы к элите и обратно – остался. Да, назвать духовную элиту «вождем» можно только в каком-то фигуральном смысле. Да, любой сегодняшний начальник выглядит более интеллигентно, чем самый замечательный вождь древности. Так ведь и люди были другими, и запросы у них были куда проще. И весь информационный обмен в социуме довольствовался малой рефлекторной дугой, как в Первой сигнальной системе – как у животных… Общество было зверем. Еще Фрейд отмечал существенное различие (и даже противоречие) между ордозной монадой Лебона и цивилизованным обществом в описании Макдугала. Если кратко – это наличие Второй сигнальной системы; той самой, что отличает человека от животного. И общество без элиты, без «культурологического» процесса, руководимое только инстинктами и рефлексами власти – такая же дикая безмозглая Орда. 
     Совершенно очевидно, что Вторая сигнальная – это не надстройка над Первой сигнальной, это продукт ее развития. Элита решает качественно более сложные интеллектуальные задачи, чем вождь орды, а его властные функции сейчас исполняет другая структура. Почему? Если говорить на бытовом языке, ответ выглядит просто: потому, что социальные запросы ордынцев остались как неотъемлемая часть запросов цивилизованного человека. С точки зрения социальной информатики ситуация выглядит гораздо сложнее и требует отдельного разговора. Это один из самых принципиальных и самых интересных вопросов: если мыслители ставят перед обществом задачу, почему правят не они? почему решения принимают исполнители? 
     – И как получилось, что страна, созданная великими вольнодумцами, была превращена… вот в это?

     Но прежде, чем предложить свой вариант ответа, сделаем два замечания.
     Первое. Орда ушла в прошлое? Как сказать… Революции  разрушают систему власти начисто; социум на время возвращается к состоянию монады – толпа и вождь. Информационный обмен между ними совершается беспрепятственно, на максимуме интенсивности; смутные предчувствия пророков наполняются  глубоким содержанием, конкретизируются, обретают форму приказа. Формируется новая идеология, и в течение считанных лет распространяется в инфосфере. Причем свобода информации касается не только этических доктрин. Только так можно объяснить вспышки новаторских идей в естествознании; например, в СССР и во Франции после ВФР.  Не «после», а именно «вследствие».
     Второе. Власть – это некая целостность (гештальт), дистанцированная и от массы, и от генератора идей. Она стоит между ними и представляет собой препятствие для нормального культурологического обмена. Система власти заглушает, блокирует информационный сигнал, идущий между полюсами социума. «Только бы стремление не стало замыслом, а простое разговорное  слово не нашло себе соответствия в латыни… Тогда инстинктивные, к счастью, устремления обывателей из животных побуждений станут побуждениями разума.» Маргинальный пояс власти вырастает, как стена, между творческой элитой и массой, они просто не видят друг друга. Человеческие отношения личности и обывателя в обществе характеризуются скорее как отторжение, а не конфликт. Они как масло и вода. А власть подобна спирту, который растворяет то и другое.

5. Замыкание в цепи
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=604139
6. Пустые кабинеты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605158
7. OS Голем
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605164
8. Сумерки власти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605426
9. Толкование яви
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=605427
10. Кривологика Голема
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606872
11. Невыносимая легкость бытия
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=606874
12. Цикл Соляриса
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607116
13. Ренегаты элиты
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607120
14. Прыжки над пропастью
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=607383

От автора: Тексты «Маргинального пояса» чуть ли не наполовину состоят из цитат. Но я уже отчаялся надлежащим образом их форматировать: программа, работающая в Клубе, начинает тормозить и зависает при попытках усложнения. Поэтому я просто прилагаю к каждому тексту краткий список источников цитат. 

А. Лазарчук. «Зеркала»
У. Эко. «Имя розы»
З.Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».
Дж.Д. Майерс. «Социальная психология»  
Лао Цзы. «Дао дэ цзин»
«Люй ши чунь-цю»
Ст. Лем. «Солярис».

ID:  603698
Рубрика: Поезія, Лірика кохання
дата надходження: 02.09.2015 15:56:54
© дата внесення змiн: 16.10.2015 14:32:24
автор: Ник.С.Пичугин

Мені подобається 0 голоса(ів)

Вкажіть причину вашої скарги



back Попередній твір     Наступний твір forward
author   Перейти на сторінку автора
edit   Редагувати trash   Видалити    print Роздрукувати


 

В Обране додали:
Прочитаний усіма відвідувачами (665)
В тому числі авторами сайту (7) показати авторів
Середня оцінка поета: 5.00 Середня оцінка читача: 0
Додавати коментарі можуть тільки зареєстровані користувачі..




КОМЕНТАРІ

Раїса Гришина, 23.09.2015 - 12:07
Вы написали про себе:

Физик про сп5ециальности, сторож по профессии, безработный по социальному статусу,

То о чём Вы пишите вряд ли преподают на физфаке, однако! hi
 
Ник.С.Пичугин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
На физфаке преподают ВСЕ.
После функционального анализа на группах Ли системный анализ общества - или чего бы то ни было - кажется физзарядкой.
 
Владимир Зозуля, 03.09.2015 - 15:11
мне понравилось сравнение человечества с Солярисом, а СМИ с рябью на его поверхности, остальное было поучительно, Сергей, но зачем Вы нас так напрягали я так и не понял, для общего развития, что ли? biggrin
 
Ник.С.Пичугин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Я надеялся, что будет интересно. "Нас"? Ну, не всем, конечно. "Напрягали"? Может, для разнообразия?
 
Вячеслав Рындин, 02.09.2015 - 16:26
мысли достойные уважения! friends friends friends
 
Ник.С.Пичугин відповів на коментар $previous_title_comm, 01.01.1970 - 03:00
Спасибо.
 

ДО ВУС синоніми
Синонім до слова:  аврора
Маргіз: - Мигавиця, кольорова мигавиця
Синонім до слова:  аврора
Юхниця Євген: - смолоскиподення
Синонім до слова:  аврора
Ніжинський: - пробудниця-зоряниця
Синонім до слова:  метал
Enol: - ну що - нічого?
Знайти несловникові синоніми до слова:  метал
Enol: - той, що музичний жанр
Знайти несловникові синоніми до слова:  аврора
Enol: - та, що іонізоване сяйво
Синонім до слова:  Бабине літо
Маргіз: - Осіннє танго
Синонім до слова:  Вірний
Маргіз: - Вірний - однолюб
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Маргіз: - осяйна
Знайти несловникові синоніми до слова:  Вичитка
Юхниця Євген: -
Знайти несловникові синоніми до слова:  Мобілізація
Юхниця Євген: -
Знайти несловникові синоніми до слова:  Рахманий
Mattias Genri: -
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Mattias Genri: - sliczna...
Синонім до слова:  видих
Наталя Хаммоуда: - Відди́х, зди́х.
Синонім до слова:  Вірний
Eyfiya: - Непохитний
Синонім до слова:  Вірний
levile: - Незрадливий Вірний
Знайти несловникові синоніми до слова:  Верлібр
Андрій Ключ: - Танцпро – танцююча проза
Синонім до слова:  Церата
Олекса Терен: - Обрус.
Знайти несловникові синоніми до слова:  видих
Enol: -
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Микола Холодов: - Кльова, Класна, Красна.
Синонім до слова:  Церата
Neteka: - Вощонка
Синонім до слова:  Церата
dashavsky: - Клейонка.
Знайти несловникові синоніми до слова:  Церата
Юхниця Євген: -
Синонім до слова:  гарна (не із словників)
Neteka: - Писана
Синонім до слова:  Прибулець
dashavsky: - Пришилепинець.
x
Нові твори
Обрати твори за період: