Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах :: Запис щоденника

logo
Запис щоденника
UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

 x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 6
Пошук

Перевірка розміру




 Щоденники Авторів | Щоденник inna-spring | на сторінку автора inna-spring
(02.06.2010 )
inna-spring - Выключи, пожалуйста, телевизор!(ч.1)

Сегодня я хочу поговорить о том, как коварны слова, которые мы произносим. Но ещё более коварно и глупо, прислушиваться к этим словам и делать на основе услышанного далеко идущие выводы. Говорят, что священники, опытные сёстры милосердия и психотерапевты никогда не слушают то, что им говорят люди — они читают сразу в душах. Нам бы такое умение!
Говорят также, что мысль изречённая есть ложь. И вы знаете, справедливость этой красивой поэтической фразы века девятнадцатого доказана наукой века двадцатого. Наука эта называется прагмасемантика и она тесно связана с психоанализом.

Не думайте, что Вам это ни к чему. Это очень даже «про нас всех». Просто наука двадцатого века (гуманитарная) занималась, знаете чем? Философией ОБЫДЕННОГО ЯЗЫКА! Ей стало интересно, как живёт изо дня в день простой человек и почему он, в основном, живёт так плохо? Да же если покупает дом и машину, всё равно живёт плохо.И можно ли сделать что-то, чтобы разорвать этот круг перманентного конфликта, эту дурную бесконечность, в которую человек погружается сразу же при рождении и которую покидает только (если верить мистикам) по истечении сорока дней?

Итак, приступим...

Общим местом для современного гуманитарного знания является тот факт, что

Речь,
речь вообще, служит человеку для сокрытия истины

Проще говоря, чтобы человек ни говорил, он всегда говорит не то, что хочет сказать на самом деле!

Собственно, задача психоанализа и состоит в том, чтобы докопаться до того глубинного невысказанного месседжа, который и есть — истина. Для этого человеку позволяют говорить и говорить. Слой за слоем, как луковая шелуха, снимается весь тот мусор, все прикрытия, которые человек изобретает себе для того, чтобы надёжно упрятать свой исходный травматический импульс.

Потому что в основе речи всегда лежит травма. Невысказанная, неосознанная. Или так: осознанная, тут же осмысленная как что-то ужасное (недопустимое) и прочно вытесненная в глубины подсознания.

Когда человек ГОВОРИТ (прошу ещё раз обратить на это внимание!) это означает, что ему всегда есть что скрывать. Он всегда говорит НЕПРАВДУ. Да, в это сложно поверить, как в то, что земля имеет форму геоида, а не плоская как блин. Но уж Вы мне поверьте!

Некоторые психологи приводят такую яркую метафору, которую я бы назвала «Разговор домохозяйки с полицейским». О ней чуть ниже. Эта метафора описывает процесс возникновения в сознании человека НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШИТЬ АКТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

Если бы человеку нечего было скрывать, он бы молчал. Вот Вам моя метафора. Так, если Вы лежите на пляже и Вам не нужно кока-колы, то Вы и не пойдёте за ней, правда? А зачем? Вам приятно лежать... Кто Вас сдвинет с места? Но если Вам вдруг стало нужно... в туалет, но Вы стесняетесь этой своей нужды, то Вы встанете и как миленький пойдёте «за кока-колой» и принесёте же её, чёрт побери, хоть она Вам и не нужна!
«Разговор домохозяйки с полицейским»

Представьте себе сценку: молодая хорошенькая женщина стоит на пороге своей квартиры и разговаривает с полицейским. Она говорит громко и не умолкая, как заведённая. То показывает ему свою сбитую коленку и спрашивает, чем её лучше помазать, чтобы быстрее зажила. То показывает на дверь соседского домика и, округляя глаза, рассказывает «страшную историю» о том, как по ночам оттуда доносятся странные звуки. То показывает на ветви дерева и преувеличенно тревожно вопрошает: когда же, наконец, мэрия пришлёт рабочих, чтобы те опилили ветви! Неужели никому нет до этого дела? То вдруг начинает подробно интересоваться, как поживает жена полицейского, как её радикулит?

Что бы Вы сказали, смотря со стороны на эту ситуацию? Что молодая женщина вовсю кокетничает с полицейским? Что она — болтушка и несколько глупа?

Опытный психолог (какими часто бывают полицейские) сразу назовёт точный диагноз: молодая женщина не на шутку встревожена! Её неумолкающая речь означает только одно: тревогу! Всеми силами она пытается отвлечь полицейского от своей двери... Для чего? Ах, видите ли, всё дело в том, что у неё за спиной, в кухне, всего-навсего лежит распростёртый муж, которого она только что зарубила топором...

Эта метафора проста. На самом же деле, речь человека — сложнее, так как она никогда не бывает так заманчиво двухслойна. Чтобы докопаться до того чувства, которое человек прячет, нужно иногда снять более десяти слоёв.

Вот, например.
Дело о включённом телевизоре...

Я вхожу в кухню с книгой. В кухне сидит сестра и смотрит телевизор. Я говорю: «Выключи, пожалуйста, телевизор!»

С точки зрения современной гуманитарной науки всем ясно, что я сказала совсем не то, что хотела и имею в виду нечто другое. Разберёмся.

Семантика моего высказывания-месседжа: Просьба выключить телеприёмник.

(Кабы всё было так просто!)

Прагматика моего месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Ты мне мешаешь.

Но и это ещё совсем и далеко не то, что лежит в основе моего высказывания, не то, что я думаю на самом деле! Снимаем шелуху дальше.

Семантика моего месседжа: Ты мне мешаешь!

Прагматика этого месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Моя книга — умная, а твой телевизор — глупый! Следовательно, я с моей книгой — умная, а ты с твоим телевизором— дура.

Уже интересно? Копаем дальше. Это ещё далеко не та истина, которую я прячу глубоко-глубоко...

Семантика моего месседжа: Моя книга — умная, а твой телевизор — глупый! Следовательно, я с моей книгой — умная, а ты с твоим телевизором— дура.

Прагматика этого месседжа (То, что я на самом деле хочу сказать): Всё моё детство ты вела себя как босс, навязывая мне твои ценности — моду, поп-культуру и гламур. Я же, в силу своих особенностей, была в вечных «отстающих». Но теперь я выросла, сестричка, и узнала совсем других людей, для которых твои ценности — это просто смешной отстой. Ну, и кто теперь из нас босс на фоне большого мира?

И, наконец, подходим к последним луковишным слоям (я надеюсь, уже все плачут, хотя бы от смеха?)

Семантика моего месседжа: Всё моё детство ты вела себя как босс, навязывая мне твои ценности — моду, поп-культуру и гламур. Я же, в силу своих особенностей, была в вечных «отстающих». Но теперь я выросла, сестричка, и узнала совсем других людей, для которых твои ценности — это просто смешной отстой. Ну, и кто теперь из нас босс на фоне большого мира?

Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru



Додати коментар можна тільки після реєстрації
Зареєструватися може будь-який відвідувач сайта.
Нові твори