Кони и змеи

Это  любопытно.  Из  "Песни  о  вещем  Олеге"  я  дословно  помню  только  "Как  ныне  сбирается  вещий  Олег  отмстить  неразумным  хозарам",  а  дальше  только  общую  канву  и,  разумеется,  про  череп  коня  и  в  нем  змею.

Но  самое  примечательное  в  предании  об  Олеге  не  обстоятельства  его  гибели  как  таковые,  а  пророчество.  Кудесник  предсказал  Олегу,  что  тот  выйдет  невредим  из  всех  военных  превратностей,  а  смерть  примет  от  своего  любимого  коня.  Олег  в  пророчество  поверил,  но  судьбе  не  покорился:  он  сменил  коня  и  теперь  предавался  батальным  забавам  совершенно  безо  всякой  боязни  за  свою  жизнь,  ведь  угроза  ей  была  им  хитроумно  отведена.  Но  судьба  все  равно  его  настигла:  спустя  4  года  князь  отправился  взглянуть  на  своего  коня,  от  которого  к  тому  времени  остались  лишь  кости.  Олег  над  ними  произнес  "Его  ли  мне  боятся?"  и  наступил  на  череп,  откуда  выползла  змея  и  ужалила  князя,  отчего  тот  вскоре  и  умер  (примерно  в  912  году):

«...Так  вот  где  таилась  погибель  моя!
Мне  смертию  кость  угрожала!»
Из  мертвой  главы  гробовая  змия,
Шипя,  между  тем  выползала;
Как  черная  лента,  вкруг  ног  обвилась,
И  вскрикнул  внезапно  ужаленный  князь.

Подобные  обстоятельства  смерти  несколько  позже  упоминаются  в  исландской  саге  XIII  века  об  Орваре  Одде  (вымышленный  персонаж)  и  английской  средневековой  легенде  о  сэре  Роберте  де  Шурланде  (как  будто  бы  историческая  личность).  Оба  достойных  мужа  получили  сходные  пророчества  и  умертвили  своих  коней,  но  от  судьбы  не  ушли:  Одда,  как  и  Олега,  ужалила  змея,  обитавшая  в  черепе  коня,  а  сэр  Роберт  поранился  об  осколок  конской  кости  и  умер  от  заражения  крови.

Самое  любопытное  в  этих  трех  ситуациях  -  их  сходство  между  собой,  но  не  в  обстоятельствах  гибели  героев,  а  в  их  попытке  обмануть  судьбу.  Это  роднит  все  три  предания  с  античным  мифом  (или  возводит  их  к  нему).  Например,  Лай,  будущий  царь  Фив,  был  проклят  Пелопом  за  похищение  любимого  сына,  и  это  проклятие  обрекло  Лая  на  бездетность.  Когда  Лай  стал  царем  Фив  и  женился  на  Иокасте,  бездетность  стала  его  тяготить,  ведь  трон  оставался  без  наследника.  Лай  отправился  к  оракулу  в  Дельфы,  и  бог  Аполлон  устами  оракула  напомнил  ему  о  проклятии,  трижды  запретил  иметь  детей,  а  на  тот  случай,  если  тот  все-таки  обзаведется  детьми,  предупредил,  что  Лая  ждет  смерть  от  руки  сына.  Когда  у  Лай  все-таки  родился  сын  от  Иокасты,  Лай  захотел  обмануть  судьбу  и  повелел  бросить  младенца  умирать  в  горах.  Но  мальчик  не  умер,  выжил  и  под  именем  Эдип  вошел  в  греческий  миф.  Ему  тоже  было  предсказание,  что  он  убьет  своего  отца  и  женится  на  своей  матери,  и  он,  не  желая  подчиняться  судьбе,  ушел  от  Полиба  и  Перибеи,  которых  считал  своими  кровными  родителями.  Но  неумолимая  судьба  свела  Эдипа  и  Лая  на  одном  перекрестке,  они  поссорились,  и  Эдип  убил  Лая.  Потом  он  пришел  в  оставшиеся  без  царя  Фивы,  спас  город  от  чудовища  Сфинкса,  был  всенародно  избран  царем  и  женился  на  вдове  Лая  и  своей  матери,  Иокасте.  Потому  что  от  судьбы  не  уйдешь!  -  эта  аксиома  в  античном  мифе  подтверждается  не  только  примером  Эдипа;  не  исключено,  что  именно  оттуда  она  и  проникла  в  былины  Киевской  Руси,  скандинавские  саги  и  английские  легенды.

Есть  и  еще  одна  возможность  связать  древнекиевское  предание  о  вещем  Олеге  с  античным  мифом  (она  мне,  признаюсь,  сегодня  приснилась  и  очень  понравилась).  Гибель  вещего  князя  от  змеи,  таящейся  в  черепе  коня,  чрезвычайно  напоминает  гибель  Трои:  десять  лет  греки  безуспешно  осаждали  город,  который  пал  лишь  тогда,  когда  принял  от  данайцев,  якобы  отбывших  восвояси,  дар  -  гигантского  деревянного  коня,  внутри  которого  сидел  штурмовой  отряд  под  водительством  Одиссея.  Чтобы  втащить  коня  в  город,  троянцам  пришлось  сделать  пролом  в  городской  стене  -  и  участь  Трои  была  решена:  выбравшись  из  коня,  греки  подали  сигнал  флоту,  который  никуда  не  уплыл,  а  всего  лишь  укрылся  за  островом,  и  в  считанные  часы  беззащитная  Троя  была  захвачена  и  разорена.  Как  и  в  случае  Олега,  гибель  Трои  таилась  в  коне  -  а  сходство  двух  преданий  усиливается  тем,  что  в  троянском  мифе  также  присутствуют  и  змеи.  Троянский  прорицатель  Лаокоон  предостерегал  сограждан:  "бойтесь  данайцев,  дары  приносящих!"  -  и  умолял  их  не  вводить  коня  в  город,  мол,  конем  тем  Троя  погибнет.  Он  будто  бы  даже  метнул  в  коня  копье,  за  что  огромные  змеи,  присланные  кем-то  из  богов,  удушили  и  самого  Лаокоона,  и  его  детей.  Согласитесь,  все  эти  истории  о  змеях  и  лошадях  имеют  много  общего.

И  это  не  просто  любопытно  -  признаюсь,  у  меня  такие  совпадения  и  сходства  вызывают  сильное,  но  приятное  волнение.  Я  как  будто  обретаю  там,  во  временах  Античности,  неизвестных  мне  предков...  -  а  это,  согласитесь,  неплохая  генеалогия!

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=912167
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 27.04.2021
автор: Максим Тарасівський