Что я вижу? Ч. 2

*[i]Публикуется  повторно,  т.к.  первая  публикация  уничтожена  ддос-атакой  на  сайт[/i]

Часть  первая  опубликована  21  мая  2019  года,  см.  папку  "Короткий  метр"

[b]Часть  2.  Уотсон  и  акула[/b]

Казалось  бы,  на  этом  полотне  все  очевидно.  Художник  запечатлел  драматический  момент:  акула  атакует  пловца,  а  люди  в  лодке  пытаются  его  спасти.  Мы  не  знаем,  спасут  ли  несчастного;  возможно,  нет,  потому  что  акула  обла,  озорна,  стозевна  и  лайя,  а  человек  уже  ранен,  истекает  кровью,  и  даже  если  выберется  на  берег,  спасение  не  гарантировано.  Судя  по  одежде  и  кораблям,  на  дворе  середина  17-го  века,  антибиотики  еще  несколько  веков  не  будут  изобретены,  а  акульи  зубы  –  приют  микробов  и  бактерий,  о  которых  лекари  пока  еще  слишком  мало  знают.  Драматизм!  –  его  высшая  точка,  ведь  художник  представил  переломный  момент:  или  –  или.

[img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Watsonandtheshark-original.jpg/1200px-Watsonandtheshark-original.jpg[/img]

А  теперь  поместим  это  полотно  в  контекст.  Джон  Синглтон  Копли  (John  Singleton  Copley  -  American,  1738-1815),  художник-самоучка  из  Бостона,  в  1782  году  приехал  в  Лондон,  где  и  услышал  историю  о  нападении  акулы  на  юнгу  английского  корабля.

Пловец  на  картине  –  реальный  человек.  Это  Брук  Уотсон.  Он  родился  в  Плимуте,  Англия,  в  хорошей  семье  среднего  достатка  и  неплохого  образования.  К  несчастью,  Брук  рано  осиротел  и  чуть  ли  не  ребенком  записался  на  службу  в  королевский  военно-морской  флот.  В  1749  году  его  корабль  стоял  в  гавани  Гаваны,  на  Кубе;  юнге  Уотсону  тогда  было  14  лет.  Он  решил  искупаться  в  гавани,  кишащей  акулами  (видите,  справа  за  лодкой  –  хвост  еще  одной  акулы?).  Как  только  он  прыгнул  в  воду,  огромная  акула  атаковала  его.  По  одной  версии,  в  шлюпке  на  картине  –  матросы  с  его  корабля,  по  другой,  эта  случайная  шлюпка,  перевозившая  капитана  другого  корабля  на  берег.  Чудовище  атаковало  Уотсона  трижды:  первый  раз  оно  откусило  ему  икру,  а  при  второй  атаке  –  ступню  правой  ноги.  Разъяренная  добычей  и  опьяневшая  от  крови,  окрасившей  воды,  акула  широко  разинула  пасть  –  видите,  как  обнажились  ее  клыки?  –  и  устремилась  в  третью  и,  вероятно,  последнюю  и  фатальную  для  Уотсона  атаку.  Люди  в  лодке  пытаются  подхватить  несчастного,  а  один  из  них  сам  атакует  акулу;  но  исход  этой  битвы  не  очевиден,  не  предрешен,  это  тот  самый  переломный  момент,  когда  на  чашах  весов  судьбы  жизнь  и  смерть!

Уотсона  спасли.  На  корабле  ему  ампутировали  правую  ногу  до  колена  и  отправили  на  берег,  в  госпиталь.  Он  провалялся  там  три  месяца,  выжил  и  вышел  оттуда  с  деревянной  ногой.  Инвалид,  Уотсон  продолжил  службу  в  военно-морском  флоте.  Принимал  он  участие  и  в  сухопутных  баталиях,  а  когда  оставил  службу,  стал  купцом,  и  весьма  успешным.  Он  вел  торговые  операции  между  Англией  и  Америкой,  богател,  сделался  одним  из  основателей  страхового  общества  Ллойда,  возглавлял  Банк  Англии,  держал  китобойную  флотилию,  был  олдерменом  (депутатом  горсовета)  Лондона,  а  в  1798  году  стал  мэром  Лондона.

Политические  недруги  рисовали  карикатуры  и  писали  эпиграммы  на  Уотсона,  постоянно  используя  в  них  его  деревянную  ногу  и  тот  случай  в  Гаване.  Мол,  тот  монстр  дал  повод  рабочему  изготовить  лучшую  часть  Уотсона,  деревянную  ногу,  а  вот  если  бы  акула  откусила  ему  голову,  он  бы  сейчас,  с  деревянной  головой,  был  бы  куда  умнее...  Как  видите,  политика  всегда  была  делом  грязным,  а  используемая  в  ней  аргументация  имела  мало  общего  с  какой-либо  действительностью.  Впрочем,  упражнение  в  злословии  –  одна  из  любимых  забав  человека,  даже  такого,  знаете,  вне  политики.

Уотсон  рассказал  свою  драматическую  историю  Копли  и  предложил  нарисовать  соответствующую  картину  –  в  назидание  потомкам.  И  в  самом  деле:  сирота,  вверивший  свою  жизнь  превратностям  морской  службы,  в  14-летнем  возрасте  потерявший  ногу  и  вообще  чудом  выживший,  прослуживший  не  один  десяток  лет  в  действующей  армии,  сколотил  приличное  состояние,  стоял  у  истоков  Ллойда  и  возглавлял  столицу  величайшей  в  мировой  истории  империи,  Британской!  Это  ли  не  вдохновляющий  пример  человека,  который  сделал  себя  сам,  это  ли  не  пример  социального  лифта,  который  возносит  на  вершину  достойных!

Уотсон  выслушал  и  согласился.  И  вот  полотно,  на  котором,  если  честно,  можно  рассмотреть  немало  «заимствований»  у  великих,  начиная  с  позы  пловца,  который  подозрительно  похож  на  Лаокоона,  но  об  этом  как-нибудь  в  другой  раз.  А  свою  главную  роль,  предназначенную  ей  заказчиком  и  художником,  эта  картина  вполне  играет,  если  поместить  ее  в  исторический  контекст  (см.  выше).

Впрочем,  и  без  контекста  виден  и  понятен  непосредственный  призыв  художника  и  его  работы  к  спасению  терпящих  бедствие  –  на  море,  на  суше  и  везде,  куда  заводит  человека  его  беспокойная  судьба.  Искусство,  полагаю,  всегда  несло  этот  призыв,  и  не  исключено,  что  потому  и  не  переводятся  в  мире  добрые  самаритяне.

май  2019  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=840448
Рубрика: Лирика
дата надходження 30.06.2019
автор: Максим Тарасівський