ПАТЕФОН

                                                                                     
                     С  русской  песней  я  познакомилась  в  раннем  детстве.    В  нашем  доме  она    жила,  наравне  с  украинской:    нередко  напевали  родители  за  работой,  звучала  она  и    на  праздничных  застольях,  которые,  мне  кажется,  в  ту  пору  случались  чаще.  Телевизора  у  нас  не  было,  и  молодые  еще  родители  поддерживали    живое  общение  с  друзьями  и  родней.
                       Но  полностью  окунуться  в  ширь  и  раздолье  русского  песенного  творчества    пришлось,  когда  мы  стали  жить  в  многоквартирном  доме  на  улице  Кирова,  с  широким  зеленым  двором  и  большим  числом  дружелюбных  людей,    запросто  заходившими  к  нам  по  любому  поводу.  
                         С  соседской  квартирой  нас  объединяло  общее  крыльцо,  поскольку  квартира  располагалась  на  втором,  элитном,    этаже,  а  в  первом,  полуподвальном,  жило  еще  десятка  полтора  чужих  семей.    Соседями  были  Локтевы  -  десятиклассница  Ира,  взрослая  девушка,  с  нею  у  меня  почти  ничего  общего  не  было,  вырастившая  ее  с  младенчества  тетя  Дуся,  продавец  хлебного  магазина,  и  отец  Ирины,  дядя  Толя,  Анатолий  Иванович,  в  те  годы  уже  пенсионер,  мой  старший  друг  и  наставник.  У  Анатолия  Ивановича  были  кот  Никишка,  черный  и  длинный,  как  мамин  чулок,  и  патефон  с  пластинками.        
                           Дверь  в  локтевскую  квартиру  почти  всегда  была  открыта,  а  это  означало,  что  я  могла  туда  входить,  когда  вздумается.  
                           Обычно    после  утреннего  чая  и  знакомства  со  свежими  газетами,  наступало  время    нашего    любимого    с  соседом  занятия  -  заводился  патефон.  А  грампластинок  у  дяди  Толи  было  множество,  с  розовыми,  красными,  синими  и  желтыми  бумажными  дисками  вокруг  маленькой  дырочки  в  центре,  -  на  ней  было  пропечатано  название  песни,  имя  исполнителя,  на  авторов  произведения  я  внимания  еще  не  обращала.  Начиналась  музыка  с  короткого  проигрыша,  затем  вступал  голос  солистки  или  могучие  согласие  голосов  -  хор  Пятницкого  или  Воронежский  народный,  особо  любимый  хозяином.  Песня  разухабисто  лилась  минуты  две-три,  затем  звук  как  бы  мерк,  стихал  и  начинал  пропадать  в  шорохе  и  замедлявшемся  надрывно-мелодичном  шипении.  "Не  дотянул  завод,  -  говорил    дядя  Толя,  -  и  быстро,  не  снимая  пластинки  с  вертящегося  диска,  раскручивал  коленчатую  ручку  сбоку  музыкального  агрегата.  Патефон,  взвизгнув,  начинал  петь  ритмичнее  и  голосистее.
                       За  короткое  время  я  выучила  слова  всей  фонотеки  Локтева  и  охотно  подпевала  патефону.  А  в    песнях  тех    было  много  интересных  жизненных  фактов,  с  которыми  без  утайки  делились  певуньи.  Тосковали  "Одинокая  гармонь"  и  "Ивушка  зеленая",  "  бежала  и  таяла  в  тумане  река",  не  помогая  в  поисках  любви,  "цвела  калина  в  поле,  у  ручья",    жаловалась  бедолага,    которую  угораздило  полюбить  женатого  и  тут  же  с  отчаяньем    вопила:  "Эх,  Волга-речка,  не  боли,  сердечко!.."  Но  больше  всего  меня  привлекало    право  выбора,  когда  "под  рябинушкой    ждали  слева  токарь,  справа  -  кузнец..."Я  даже  на  вопросы  взрослых  отвечала  фразами  полюбившейся  песни:  "И  кто  его  знает?"  ,    что  буквально  обезоруживало  маму,  часто    недовольную  моей  несобранностью  и  непослушанием.  
                           Скоро  мне  стали  доверять  заводить  патефон  самостоятельно.  Счастью  не  было  предела!  Я  с  утра  не  могла  дождаться  на  своей  половине  стеклянной  веранды,  когда  же,  наконец,  сосед  допьет  свой  бесконечный  чай,  и  мне  будет  позволено  завести  музыку.  Торопясь,  как  можно  больше,  прослушать  песен  в  отведенный  для  досуга  лимит  времени,    я  складывала  отыгранные  пластинки  к  стопку,  не  тратя  времени,    дабы  засунуть  их  в  плоские  бумажные  конверты.  
                   А  на  дворе  буйствовала  юная  весна  -  цвели  абрикосы,  на  еще  не  опушенных  нежной  зеленью  ветках  посвистывали  недавно  прилетевшие  скворцы.  Вдруг  прямо  через  мою  голову  в  открытую  дверь  на  улицу  сигануло  черное  гибкое  тело  бандита  Никишки,  до  сих  пор  мирно  умывавшегося  на  деревянном  лакированном  стуле.  Уж  не  знаю,  удачной    ли  оказалась  его  охота,  но  с  края  стола  с  громким  шорохом  съехала  на  пол  вся  стопка  неубранных  пластинок!..
                   Ни  меня,  ни  кота-вандала  не  ругали.  Что  проку?  Просто  на  этом  закончилось  мое  музыкальное  времяпрепровождение.  Слушать  уже  было  нечего.    Я  перестала  заходить  в  гости  к  Анатолию  Ивановичу,    при  случайной  встрече  прятала  глаза,  стараясь  прошмыгнуть  незаметно,  остро  ощущая  непогашенность  своей  вины...  
                     Заканчивалось  мое  первое  школьное  лето.  И,  переходя  во  второй  класс,  я  поступила  в  местную  музыкальную  школу  обучаться  игре  на  баяне.  Аргумент  у  отца  был  один:  "Ты  обязана  научиться  играть,  чтобы  дядя  Толя  не  скучал  без  привычной  музыки".  Училась  я  успешно,  однако,  восстановить  своей  игрой    угробленный  патефонный  репертуар  соседа  не  смогла:  годы  меняли  музыкальные  пристрастия,  мы  переехали  на  другую  квартиру,  вскоре  ушел  из  жизни  и  сам  Анатолий  Иванович.  Но  любовь  к  русской  песне,  привитой  им  мне,  сохранилась  на  всю  жизнь.  и  сегодня,  слыша  "Ой,  цветет  калина"  или  "Каким  ты  был",  сердце  трепетно  замирает,  возвращая  меня  в  те  далекие  годы.  А  еще  с  тех  самых  пор  я  не  люблю  черных  котов.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=724358
Рубрика: Сюжетные, драматургические стихи
дата надходження 19.03.2017
автор: Борисовна