Приметы времени

Не  люблю  я  это  выражение  –  «приметы  времени».  Чуть  что  –  и  с  саркастической  усмешкой  я  тычу  пальцем:  «примета  времени».  А  что  это  значит?  Мне  что-то  не  понравилось,  намного  реже  –  понравилось:  ну  что  же  может  понравиться  в  нашем  времени  и  в  его  приметах?!  Так  и  живу,  саркастически  усмехаясь  и  развешивая  на  людей,  события  и  идеи  таблички:  Примета  времени!  Внимание,  примета  времени!!  Осторожно,  примета  времени!!!

Повешу  очередную  табличку,  а  ночью,  когда  уснет,  наконец,  мой  бессердечный  ум,  и  проснется  умное  сердце,  я  вскидываюсь  в  холодном  поту.  Я  снова  прошел  мимо  человека,  которому  нужно  было  мое  сострадание  или  помощь;  вместо  этого  я  повесил  ему  на  шею  свою  табличку.  Я  снова  трусливо  убежал  от  чего-то,  требующего  моего  немедленного  негодующего  вмешательства;  а  я  убежал,  бросив  назад,  не  оглядываясь,  свою  спасительную  табличку…  Не  потому  ли  производство  снотворного  и  транквилизаторов  приносит  сверхприбыли,  что  слишком  многим  людям  по  ночам  не  дает  уснуть  их  сердце?

Вот,  например,  детский  алкоголизм,  или  подростковый  суицид,  или  разводы.  В  этих  сферах  мы  добились  больших  "успехов":  мы  среди  мировых  и  европейских  лидеров  по  разводам,  по  самоубийствам  подростков  и  потреблению  спирта  на  душу  маленького  алкоголика.  Прочитал  эту  статистику,  и  тут  же  полез  в  карман  за  волшебной  табличкой:  приметы  времени.

Я  –  лентяй.  Я  не  встану  и  не  побегу  куда-то  кого-то  спасать.  Но  многие  вещи  в  мире  важно  обдумать  и  осмыслить,  прежде  чем  вставать  с  дивана.  Тем  более,  что  кто-то  наверняка  уже  побежал  спасать  и  даже,  может  быть,  спас,  а  может,  и  наломал  дров.  Но  я  не  стану  и  обдумывать.  Я  отгородился  от  всего  в  мире  и  от  всего  во  мне  своей  пуленепробиваемой  табличкой.  С  меня  теперь  и  взятки  гладки,  ведь  малолетний  алкоголик,  юный  самоубийца,  муж-насильник,  чиновник-взяточник,  кощун  в  храме  –  все  это  приметы  времени,  то  есть  все  это  вина  нашего  времени,  и  от  меня  тут  ничего  не  зависит.  Время  сейчас  такое,  ну  что  же  поделаешь!

Если  бы  я  меньше  предавался  мечтаниям  на  своем  продавленном  диване,  я  бы  больше  читал  и  больше  думал.  Я  бы  тогда  наверняка  знал,  что  все  современные  «приметы  времени»  далеко  не  современны.  Я  бы  знал,  что  в  прежние  времена  размах,  который  принимали  эти  приметы,  значительно  превосходил  то,  что  я  наблюдаю  теперь.  Я  бы  знал,  что  все  это  уже  было,  что  доходило  до  крайности  и  сметало  с  продавленных  диванов  всех  благодушных  фантазеров.  Я  бы  знал,  что  жить  надо  с  царем  в  голове,  и  что  царь  этот  –  сердце.  То  самое,  которое  будит  меня  по  ночам  и  спрашивает:  ну  как  ты  мог?!  А  утром  я  снова  пожимаю  плечами:  приметы  времени.

Проблема,  однако,  в  том,  что  приметами  времени  часто  называю  то,  что  совершенно  ничего  или  почти  ничего  не  говорит  ни  о  нашем  времени,  ни  о  нас,  в  нем  живущих.  Я  бы  даже  сказал,  что  слишком  много  таких  «примет»  застит  нам  глаза  и  мешает  увидеть  правду.

Правда  же,  осмелюсь  предположить,  звучит  обличительно;  ведь  правда  о  нас  –  да  обо  мне  в  первую  голову!  -  и  о  наших  временах  мало  чем  отличается  от  той  правды,  которой  ветхозаветные  пророки  обличали  ветхозаветных  израильтян  и  их  время.  И  если  я  не  совершаю  всего  того,  о  чем  с  гневом  и  печалью  говорили  Иеремия,  Ездра  или  Даниил,  то  сгнил  я  изнутри  ровно  настолько,  чтобы  быть  готовым  все  это  совершить  самому,  да  и  другим  не  препятствовать.  А  я  и  не  препятствую  –  судя  по  тому,  насколько  вчерашние  газеты  напоминают  древние  пророчества.  Слог,  конечно,  победнее  будет  –  в  газетах,  разумеется,  но  суть  та  же:  несправедливый  суд,  притеснение  сирот,  вдов  и  бедняков,  стяжательство,  разврат  и  безбожие.

Поэтому  не  могу  я  принять  как  приметы  времени  то,  что  не  говорит  ничего  о  состоянии  человеческого  духа.  Те  же  социальные  сети  –  что  же  в  них  нового?  До  сетей  были  тамтамы,  дым,  гонцы,  почта,  телеграф  и  телефон,  а  суть  не  изменилась.  Передача  информации,  осуществленная  быстрее,  дальше  и  большему  количеству  людей,  по-прежнему  остается  передачей  информации.  Даже  если  информация  –  не  весть  о  победе  над  персами  при  Марафоне  или  над  смертью  в  Иерусалиме,  а  мое  недовольство  дождливой  погодой  или  просто  смайлик.

Но  то,  что  может  говорить  о  состоянии  человеческого  духа,  имело  и  имеет  решающее  значение.  Все  поворотные  пункты  истории  мира  были  связаны  ни  с  технологическими  достижениями,  а  с  состоянием  духа.  Изгнание  из  рая,  потоп,  рождество  и  воскресение  Христа,  ожидаемое  второе  пришествие,  да  и  конец  света  –  вот  эти  вехи,  которыми  размечена  наш  история,  от  начала  и  до  конца  дней.  Какой  бы  примитивной  или  изощренной  ни  была  техника,  наука,  технология,  дизайн  –  Провидение  делало,  делает  и  будет  делать  свое  дело  только  на  основании  того,  до  чего  мы  «докатились»  и  «дожили».

Нельзя  отрицать,  однако,  что  время  все-таки  не  вполне  однообразно,  есть  некоторая  дискретность.  Присмотришься,  вдумаешься,  вчитаешься,  и  наше  цельное  слитное  время  распадается  на  отдельные  времена.  Однако,  при  всем  разнообразии,  эти  времена  бесконечно  повторяются.  Вряд  ли  первым,  но,  наверное,  наиболее  точно,  емко  и  кратко  это  сформулировал  Соломон;  он  и  дал  перечень  этих  повторов  в  книге  Экклезиаста:  "[i]время  разбрасывать  камни,  и  время  собирать  камни;  время  обнимать,  и  время  уклоняться  от  объятий[/i]"  и  так  далее  (Эккл.,  3).  Но  тот  факт,  что  времена  нашего  единого  времени  бесконечно  повторяются,  позволяет  нам  делать  некоторые  выводы  –  и  о  нас,  людях,  и  о  нашей  человеческой  жизни.  Повторяемость  сформулированных  Экклезиастом  «времен»  -  это  доказательство  завершенности,  законченности  нашей  истории,  предопределенности  универсального  мироздания.  Мое  собственное,  мое  личное  мироздание  все  еще  зависит  от  избранных  мною  путей  и  от  милосердия  Всеблагого  Господа.  Но  наше  общее,  всепланетное,  всевселенное  мироздание  уже  состоялось.

Повторяемость  «времен»  -  это  также  и  свидетельство  против  нас.  Былой  опыт  –  опыт  насилия,  несправедливости,  ненависти  и  прочих  атрибутов  цивилизации  –  ничему  нас  не  научил.  Мы  по-прежнему  идем  однажды  проторенными  путями.  Мы  вечно  строим  и  вечно  разрушаем  храмы.  Мы  вечно  любим  и  вечно  ненавидим  ближнего.  Мы  вечно  храним  целомудрие  и  вечно  погрязаем  в  блуде.  Мы  вечно  помним  и  вечно  забываем  Христа.  Но  это  свидетельство  против  нас  –  это  и  свидетельство  за  нас.  Ведь  если  Всеблагой  Господь  попускает  временам  повторяться,  значит,  и  отдельный  человек,  и  целые  поколения  людей  все  еще  имеют  возможность  изменять  себя  и  свое  время,  выбирать  свое  настоящее  и  свое  будущее.  Христос  распят  не  однажды;  повторяемость  времен  говорит  о  том,  что  Всетерпеливый  Господь  выходит  на  суд  к  каждому  человеку  и  к  каждому  поколению.  Мой  собственный  поступок,  мой  выбор  –  вот  приговор  этому  Всесмиренному  Господу.  Приговор  Богу,  который  учил:  "[i]каким  судом  судите,  таким  будете  судимы[/i]"  (Матф.7:2)

Когда  я  задумываюсь  о  таких  вещах,  то  я  на  мгновение  ощущаю  себя  то  ли  Понтием  Пилатом,  то  ли  Каиафой,  то  ли  Иудой  Искариотом,  то  ли  всем  безымянным  «народом»  на  площади,  вопящим  «Распни!».  Я  вдруг  становлюсь  чрезвычайно,  сверхъестественно  зорким  и  проницательным.  Мне  становится  и  понятно,  и  видно,  что  повторяющиеся  времена  не  проходят  бесследно  для  нашей  природы,  как  не  прошел  бесследно  поступок  Адама.  Я  вижу  в  человеческих  чертах  некое  накопление,  какое-то  усиление  свойств,  эволюцию  качеств.  Я  заглядываю  только  в  свое  сердце,  я  не  вижу  даже  его  дна,  я  многого  не  понимаю,  но  я  понимаю  многое.  Думаю,  что  вот  этот  процесс  в  человеческом  сердце  и  есть  главной  приметой  времени  –  нашего  человеческого  времени,  начатого  Адамом  и  завершенного  Творцом.

Процесс  этот  я  называю  мутация  дихотомии  добра  и  зла.  Мы  много  пишем  и  говорим  об  обществе  потребления  как  о  тараканьем  способе  организации  бытия.  Таракан  все  время  ест,  ест  все,  что  находит,  при  этом  постоянно  и  очень  активно  размножается.  Когда  все  съедено,  таракан  уходит,  а  если  некуда  уходить  –  умирает.  Но  это  внешняя  сторона  нашей  общественной  организации.  Внутри,  в  сердце  человека  в  условиях  тараканьего  мира  происходит  малозаметная  подмена  основных  понятий.  Добро  мутирует  в  успех,  процветание,  достаток  и  благополучие,    а  зло  –  в  неуспех,  неудачу  и  нищету.  Разница  между  добром  и  злом  может  быть  выражена  в  сумме  –  в  денежной  сумме.  И  человек  превращается  в  таракана  –  и  не  по  Кафке,  а  по-настоящему.  Бойкие  пасторы  нового  культа  –  да  нового  ли?  –  лихо  конвертируют  Благодать  в  золото  по  выгодному  курсу.  Неоскудеваемые  богатства  Царствия  Небесного  обмениваются  на  золотые  и  платиновые  «визы»,  недвижимость,  нефть,  зерно  и  уран…  Пожалуй,  вот  это  и  есть  главная  примета  времени.

А  прочие  приметы  нашего  времени  –  и  не  новы,  и  не  самостоятельны;  скорее  всего,  они  являются  производными  от  той  приметы,  которую  я  возвел  в  ранг  приметы  главной.

Например,  популярным  видом  массового  развлечения  стали  комедийные  шоу.  Нет  сюжета,  нет  сценария,  нет  временных  рамок,  нет  цензуры,  есть  только  огромное  желание  заставить  людей  смеяться,  но  лучше  –  ржать.  А  ржать,  то  есть  исступленно,  теряя  рассудок  хохотать,  человека  можно  заставить,  только  предложив  в  качества  объекта  осмеяния  нечто,  что  не  может  и  не  должно  быть  осмеяно,  никогда,  никем  и  ни  при  каких  обстоятельствах.  Например,  один  популярный  комик  заявляет:  «Церковь  выступает  против  однополых  браков  и  против  абортов.  Где  же  тут  логика?»  -  И  публика  не  лежит,  публика  валяется  в  зале,  издавая  то  самое,  заветное,  желанное  -  конское  ржание.  Убил,  убил  наповал,  дал  этим  святошам  и  ханжам!  Но  я  повторю  вопрос:  где  же  тут  логика?  Если  Церковь  отстаивает  традиционный  брак,  то  логично  выступать  против  абортов  и  браков  нетрадиционных.  А  борьба  с  абортами  путем  пропаганды  однополых  браков  аналогична  отсечению  головы  для  истребления  вшей  или  сжиганию  дома  для  выкуривания  тараканов.  Вряд  ли  кто-то  будет  смеяться,  если  аптекарь  ему  протянет  из  окошечка  топор,  а  дезинсектор  подожжет  дом  с  четырех  углов.

Но  все  эти  шоу  и  стендапы  не  могут  быть  названы  приметой  времени.  Нечто  подобное  уже  имело  место  в  истории,  имело  место  многие  тысячи  раз;  пожалуй,  нынешние  самые  популярные  «остряки»  никогда  не  сравняются  в  своем  «искусстве»,  пошлости  и  кощунстве  с  римскими  солдатами  в  претории  Иерусалима.  Они  одели  живого  Бога  в  багряницу,  возложили  на  Его  главу  терновый  венец,  преклоняли  колени  пред  Ним,  вопили  "[i]Радуйся,  Царь  Иудейский[/i]",  а  потом  плевали  Ему  в  лицо,  били  Его  тростью  по  голове,  поносили  всячески  и  –  смеялись,  хохотали,  ржали,  пока  "[i]не  насмеялись  над  Ним[/i]"  (Марк,  15,  20)…  Об  этих  солдатах,  о  Пилате,  о  первосвященниках,  об  иерусалимской  толпе,  о  современных  зубоскалах  и  кощунах,  обо  мне  Он  в  муке  шептал  на  кресте:  "[i]Отче!  Прости  им,  ибо  не  ведают,  что  творят[/i]"  (Лк.,  23,  34).

Вот  это  есть  мера  Божественного  милосердия,  недоступного  человеку!  Наверное,  именно  потому  при  очередной  смене  времен  всех  благодушных  фантазеров  сметают  с  диванов,  а  неведомочтотворящих  кощунов,  похабников,  развратников,  пошляков  и  изуверов  швыряют  к  стенке.  Нам,  человекам,  это  не  оправдание:  они  не  ведали,  что  творили.  Мы  в  сердце  своем  знаем  правду:  они  ведали.  Потому  что  мы  сами  такие  же.  Просто  сейчас  –  другие  времена.

Но  ведь  я  вижу  в  сердце  своем  и  другую  правду:  не  времена  меняются.  Это  мы,  люди,  это  я,  человек,  выпускаю  из  своего  сердца  ангела,  и  времена  становятся  светлыми  и  радостными.  А  потом  я  выпускаю  демона,  и  времена  наступают  темные,  мрачные,  бесовские.  Я  выпускаю  ангела  –  и  художник  рисует  Богоматерь  с  Младенцем.  Я  выпускаю  демона  –  и  прозекторы  тащат  препарированные  тела  из  анатомичек  в  залы  музеев:  искусство,  новейшее  искусство!  Я  выпускаю  ангела  –  и  рассказана  история  о  стойком  оловянном  солдатике  и  его  непобедимой  любви.  Я  выпускаю  демона  –  и  миллионными  тиражами  изданы  откровения  развратника.  Ангел  –  демон.  Время  любить  –  время  ненавидеть...

Я  возвращаюсь  на  любимый  диван.  Мысленно  перетасовываю  стопку  любимых  табличек.  Приметы  времени,  приметы  времени,  приметы  времени…  Нет,  не  люблю  я  это  выражение!  Не  люблю!

2012  г.
Опубликовано  в  журнале  "Фамилия"

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=506787
Рубрика: Лирика
дата надходження 23.06.2014
автор: Максим Тарасівський