Тайна больничных халатов

[i]Халаты  были  либо  слишком  велики,
либо  чересчур  малы.  Как  будто  высоким
людям  специально  навязали  маленькие  размеры.
А  низеньким  и  щуплым  —  огромные[/i].
С.  Довлатов.  «Наши»


[b]Халаты,  гири  и  линейки[/b]

В  больницах  тщедушным  пациентам  выдают  огромные  халаты,  пациентам  в  теле  —  крохотные.  Возможно,  медработники  так  развлекаются.

Но  факт  этот  отражён,  по  меньшей  мере,  двумя  писателями  (точно  Довлатовым,  возможно  —  Зощенко,  а  также  Ильфом  и  Петровым).  Развитая  наблюдательность  помогла  им  заметить  явное  несоответствие  размеров.

Разгадал  же  тайну  больничных  халатов  я.

Все  халаты  в  больницах  одного  размера,  а  пациенты  —  разного.

Впрочем,  нельзя  исключить,  что  больничные  халаты  имеют  размер  и  конфигурацию,  которые  среди  людей  не  встречается.  Сшиты,  к  примеру,  на  кентавров...

Причём  тут  халаты?  Ведь,  кажется,  речь  шла  о  принятии  решений?

Тогда  вот  так.  Есть  где-то  такое  место  —  палата  мер  и  весов.  Мне  всегда  представлялось  огромное  помещение  с  колоннами,  где  на  мраморных  длинных  столах  —  наподобие  прилавков  на  рынке  —  стоят  разнообразные  весы.  На  самом  деле  это  собрание  эталонов  веса  и  мер.  Короче  говоря,  там  хранят  правильные  гири  и  линейки.  У  всех  остальных  —  в  лучшем  случае  —  погрешность  в  половину  цены  деления...

Оглядываясь  на  свою  жизнь,  я  понимаю,  что  почти  все  мои  решения  либо  выстраданные,  либо  поспешные.  Самые  лучшие  решения  приняты  не  мной;  они  просто  стечения  обстоятельств  и  случайности  или  —  только  шёпотом  —  Провидение.

Я  принимал  решения  и  делал  выбор  так,  словно  я  первый  человек,  оказавшийся  в  подобных  обстоятельствах.  Но  всё  уже  было  под  солнцем.  Человечество  приобрело  опыт  неправильных  решений  в  самом  раннем  детстве.

При  всём  многообразии  жизненных  ситуаций  пособие  по  принятию  правильных  решений  состоит  всего  из  двух  заповедей,  на  которых  утверждается  весь  закон  и  пророки...

Теперь  вернёмся  к  халатам,  гирям  и  линейкам.

Мораль,  как  и  халаты  в  больницах,  одного  размера  для  всех.  Кому-то  рукава  длинноваты,  кому-то  жмёт  в  подмышках.  Но  никто  ещё  из-за  тесного  халата  не  бросил  лечение.

Когда  стесняют  моральные  рамки,  то  рука,  то  нога  вдруг  оказывается  «по  ту  сторону».  Эталон  то  слишком  тяжёл,  то  слишком  короток.  А  ведь  за  эталоном  и  бежать  никуда  не  надо  —  вот  он,  прямо  на  шее,  на  чёрной  нитке...

Всё  в  этой  жизни  просто  —  но  эта  чудная  простота  всегда  чем-то  заслонена.  Обычно  чем-то  непритязательным,  на  уровне  физиологических  потребностей.  Ничтожность  этих  преград  понимаешь  ушами  —  когда  они  пылают  от  стыда...

Однако  пора  уже  рассказать  несколько  историй.

[b]Велосипед[/b]

Наш  дом  стоял  на  самой  окраине  небольшого  провинциального  городка.  В  современных  реалиях  —  непрестижное  место:  новостройки,  грязь,  маргиналы...

В  реалиях  мальчика  лет  пяти  —  пограничье.  К  западу  —  небольшая  речка  в  камышах,  за  ней  —  уходящие  в  дымку  поля.  С  севера  и  востока  —  серо-белая  стена  панельных  домов,  увенчанная  сторожевыми  башнями  пятнадцатиэтажек.

А  юг  был  занят  загадочным  «частным  сектором».  Дома  имели  одну  общую  черту  —  высоту  в  один  этаж.  В  остальном  же  в  местной  архитектуре  царила  анархия.  Улочки  «частного  сектора»  прихотливо  извивались,  вопреки  ландшафту  и  здравому  смыслу.

Но  достопримечательностью  «частного  сектора»  была  не  планировка  и  не  архитектура.  Тут  жили  цыгане.  Не  припомню,  чтобы  я  их  видел.  Но  о  них  ходило  множество  невероятных  рассказов.  Какие-то  живописные  руины  считались  местом  их  ночлега;  бывать  там  считалось  небезопасным.  Только  отчаянные  смельчаки  рисковали  приближаться  к  этому  месту;  легенды  ходили  о  тех,  кто  швырял  камнями  в  окна  без  рам.

Однако  реальные  следы  этих  загадочных  людей  оказывались  вполне  безобидными.  Изредка  мы  натыкались  на  свежее  кострище  на  полянке  перед  их  домами;  вокруг  валялись  яркие  лоскутки,  старый  башмак,  хлебные  корки...  Неподалёку  от  логова  цыган  находился  небольшой  холм.  На  его  плоской  вершинке  торчала  горловина  канализационного  колодца  без  крышки.

Спрашивается,  что  может  быть  в  таком  колодце?  А  посмотреть  туда  тянет  многих.  Если  не  всех.

В  этом  колодце  не  было  ничего,  кроме  огромной  величины  вентиля  («задвижки»,  как  утверждали  мои  самые  бывалые  ровесники)  и  разного  хлама.  Однако  мы  регулярно  заглядывали  туда.  Чего  мы  ожидали,  на  что  надеялись?

И  однажды  —  случилось.  Я  стал  на  колени  и  опустил  голову  в  душную  полутьму.  На  самом  дне  светилась  голубой  эмалью  рама.  Мерцали  хромом  руль,  звонок,  педали  и  колёса.  Смутно  мерещились  фара,  цветные  катафоты  и  чёрный  лаковый  багажник...  —  На  дне  колодца  лежал  небольшой  велосипед,  совсем  новый  и,  вне  всяких  сомнений,  ничейный.

Я  приходил  туда  день  за  днём  и  жадно  разглядывал  велосипед.  Он  явно  не  принадлежал  никому,  раз  лежал  по  соседству  со  всякой  дрянью.  Он  мог  бы  принадлежать  мне...  Однако  спуститься  вниз  было  страшно.  Мало  ли  что  там...  А  вдруг  —  я  спущусь,  а  сверху  крышку  —  цыгане?!  —  и  закроют...

В  конце  концов,  я  нашёл  способ  побороть  страх.  Сел  на  край  колодца  и  «уронил»  туда  свои  тапки.  «Уронить»  тоже  вышло  не  сразу...  Теперь  у  меня  не  было  выбора  —  без  тапок  домой  идти  нельзя.  Да  и  вся  затея  больше  не  выглядела  авантюрой  и  даже  приобретала  некий  героический,  спасательный  оттенок.

Я  исцарапал  руки,  порвал  рубашку  и  облип  сухой  пыльной  паутиной.  Спустился.  Посмотрел  вверх.  Светлый  кружок  люка  был  такой  маленький,  в  него  не  прошла  бы  даже  моя  голова...

Обмирая  от  страха,  потянулся  к  своему  сокровищу.  Гнутые  обода  без  покрышек.  Одна  педаль.  Всё  ржавое,  грязное,  старое.  Звонка  нет.  На  заднем  колесе  лежал  скелет  небольшого  животного.  Тонкие  рёбра  смешались  со  спицами,  бессильно  скалились  крохотные  клыки...

А  что  ещё  могло  быть  там?  Новый  велосипед?  Спиннинг  «Пионер»?  Подземный  ход  в  Африку?

[b]Про  немцев[/b]

Мой  дядя  родом  с  Днепропетровщины.  По  возрасту  он  не  застал  войну  и  оккупацию,  но  довольно  часто  упоминает  те  времена.

Например,  в  их  селе  немцы  заасфальтировали  дорогу.  Дороги,  которые  строили  или  асфальтировали  после  войны,  требовали  капитального  ремонта  два  раза  в  год.  А  эта  дорога  не  требовала  ремонта  никогда.

И  мне  доводилось  проезжать  по  этой  дороге.  Автобан  среди  украинских  полей...

Однажды  мальчишки,  в  их  числе  и  мой  бравый  дядя,  раскопали  курган  неподалёку  от  села.  Этот  бугор  был  курганом  лишь  по  форме;  старики  говорили,  что  до  войны  тут  никаких  курганов  не  было.

Оказалось,  это  был  немецкий  дот.  А  может  быть,  и  не  дот.  Довольно  обширное  помещение  было  заставлено  до  самого  бревенчатого  —  в  три  наката  —  потолка  ящиками  с  продовольствием  и  напитками.  Пять  винтовок  —  вычищенные  и  смазанные  —  составлены  в  пирамиду.  В  углу  —  мотоцикл  BMW  с  коляской...

Тушёнка  была  вполне  съедобной.  Какие-то  твёрдые  круги,  будучи  распакованными,  стремительно  увеличились  в  объёмах.  Оказалось  —  хлеб,  мягкий,  словно  свежий.  На  мотоцикле,  говорили,  ещё  долго  ездил  местный  военком,  пока  не  закончились  таблетки,  из  которых  при  смешивании  с  водой  получалось  топливо.

Всего  было  в  этом  подземном  убежище  с  запасом,  всё  исправное,  надёжное.  И  воевать,  и  жить  тут  можно  было  долго  и  даже,  возможно,  счастливо.

Но  те  пятеро,  которые  понадеялись  на  запасливость,  исправность  и  долговечность,  вряд  ли  жили  долго  и  точно  не  жили  счастливо.  Они  —  все  пятеро  —  были  там  же,  рядом  со  своими  запасами.  Пять  скелетов  в  полном  обмундировании  вермахта...

Наверное,  правильную  дорогу  намного  легче  построить,  чем  выбрать.

Я  не  уверен,  что  следует  делать  какой-то  вывод  из  этих  историй.  Кажется,  всё  очевидно  и  просто.  Руководствуясь  ложными  ценностями,  пренебрегая  мудростью,  вопреки  опыту  и  так  далее...

Гуманисты  из  народа,  наблюдая,  как  набиваются  шишки,  да  всё  об  одни  и  те  же  грабли,  подсказали  утешительное:  «[i]Знал  бы,  где  упадёшь,  соломки  бы  подстелил[/i]».

Но  там,  в  куче  мусора  на  дне  колодца,  или  в  забытом  блиндаже,  или  в  одиночестве,  озлоблении  и  отчаянии,  или  куда  там  ещё  приведёт  забывчивость  и  легкомыслие,  вспомнится  не  эта  «мудрость»,  а  та,  на  которой  [i]утверждается  весь  закон  и  пророки[/i].

...Жаль,  если  и  там  вспомнится  соломка.

2010  г.
Опубликовано  в  журнале  Отрок.UA  -  №  6  (48)  -  2010

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=506214
Рубрика: Лирика
дата надходження 20.06.2014
автор: Максим Тарасівський