Неформальная логика

Несчастье  произошло,  когда  до  летней  сессии  оставалась  всего  неделя.

Учебный  отдел  университета  вдруг  выяснил,  что  некоторым  факультетам  забыли  поставить  в  расписание  логику.  Сессия  обещала  быть  и  без  того  тяжелой;  теперь  же  студентам  предстояло  прослушать  курс  логики,  рассчитанный  на  семестр,  и  сдать  еще  один  экзамен.  В  срочном  порядке  лекции  были  втиснуты  в  предсессионную  неделю.

Студентки  факультета  романо-германской  филологии  собрались  в  огромной  аудитории  –  весь  поток,  больше  ста  человек.  Настроение  у  всех  было  подавленное:  новый  предмет,  совершенно  чуждый  их  филологическому  сознанию,  нужно  было  освоить  всего  за  две  лекции.  Девушки  негромко  переговаривались;  тональность  разговоров  была  такой,  что  человеку  в  коридоре  показалось  бы,  что  в  аудитории  стоит  негромкий  и  очень    жалобный  стон.

Дверь  распахнулась,  и  в  аудиторию  стремительно  вошел  преподаватель  –  молодой,  маленький,  тщедушный,  окруженный  ореолом  неприступности  и  компетентности.  Его  круглые  очёчки  сверкали  холодно  и  остро,  как  некий  хирургический  инструмент.  Стон  умолк,  и  в  аудитории  стало  совсем  тихо.  Студентки  видели  преподавателя  первый  раз  в  жизни,  но  смотрели  на  него  так,  словно  уже  изрядно  натерпелись  от  этого  изощренного  и  безжалостного  мучителя.

Преподаватель  обвел  взглядом  скованных  ужасом  студенток  и  с  наигранной  бодростью  сообщил:
-  Ну-с,  логика  –  это  очень  интересно  и  совсем  не  сложно.  Как  математика.  Если  у  вас  было  хорошо  с  математикой,  то  и  с  логикой  у  вас  все  получится.

Однако  это  сообщение  не  принесло  облегчения.  Напротив,  висевшая  в  воздухе  напряженная  тишина  с  тихим  всхлипом  наполнилась  отчаянием  и  безнадежностью.  С  первой  парты  прозвучал  ироничный,  с  волнующей  хрипотцой  голос:
-  А  у  нас  тут  у  всех  хорошо  с  математикой.  Мы  потому  и  пошли  на  РГФ...

Однако  ирония  совсем  не  обескуражила  преподавателя.  Он  и  сам  все  прекрасно  понимал.  А  еще  лучше  он  знал,  что,  стоит  ему  погрузиться  в  любимую  науку,  и  все  прочее  перестанет  для  него  существовать.  На  целых  полтора  часа  в  мире  воцарятся  упорядоченность,  гармония,  отсутствие  двойных  отрицаний,  закон  исключенного  третьего  и  исчерпывающая  определенность  утверждений  «ложь»  или  «истина».  Все  остальное,  в  конце  концов,  не  имело  никакого  значения.

И  преподаватель  с  жаром  принялся  за  рисование  формул  и  схем.  Студентки  склонились  над  конспектами,  поспешно  все  записывая  и  перерисовывая,  стараясь  ничего  не  пропустить.  А  как  же  иначе?  –  все  это  предстоит  намертво  зазубрить,  ведь  понять  это  просто  невозможно.  Кроме  того,  девушки  страдали:  их  профессиональный  слух  оскорбляло  то,  как  логик  и  его  наука  исковеркали  хорошо  знакомые  слова,  превратив  conjunction  в  конъюнкцию,  а  disjunction  –  в  дизъюнкцию.  «Нкц»  больно  упиралось  в  носоглотку,  вставало  поперек  горла  и  царапало  голосовые  связки.

В  глубине  аудитории,  среди  девичьих  голов  виднелась  одна  мужская  голова.  Саша  не  был  филологом  –  он  учился  на  третьем  курсе  юридического  факультета.  На  эту  лекцию  его  привела  Маша  –  его  девушка,  невеста,  солнце  и  прочая,  и  прочая.  Маша  сидела  рядом  с  Сашей;  выражение  ужаса  на  ее  лице  не  было  таким  полным,  как  на  лицах  ее  подруг,  потому  что  с  ней  был  Саша.  Саша  еще  на  первом  курсе  изучал  логику  –  «формальную  логику»,  мягко,  но  настойчиво  уточнял  Саша.  Он  сдал  экзамен  на  «отлично»  и  об  этой  науке  отзывался  похвально  и  с  уверенностью  знатока.  Маша  привела  его  сюда,  чтобы  он  освежил  свои  знания  и  подержал  ее  за  руку,  когда  ей  будет  особенно  страшно.

Саша  с  интересом  следил  за  выкладками  на  доске,  иногда  поглядывая  на  Машу  и  улыбаясь  ей.  Ему  действительно  нравилась  логика,  но  Маша  нравилась  ему  еще  больше.  Машу  он  любил,  а  сейчас,  когда  представился  случай  свою  любовь  доказать  делом,  он  любил  Машу  еще  больше.  Такой  шанс,  кстати,  выпал  Саше  уже  не  в  первый  раз.

…На  первом  курсе  Саша  ходил  с  Машей  на  зачет  по  какому-то  предмету  –  по  какому  именно,  Саша  вспомнить  уже  не  мог,  но  преподавателя  этого  он  запомнил  надолго.  О  нем  на  факультете  РГФ  ходила  дурная  слава,  студентки  его  презирали  и  боялись.  Старый,  пухлый,  весь  дрожащий  и  колышущийся,  как  желе,  он  принимал  зачет  в  крохотной  полутемной  каморке,  предоставленной  ему  университетом  для  «научных  занятий».  Преподаватель  смотрел  на  студенток  жадными  безумными  глазами,  тянулся  к  ним  своими  белыми  пухлыми  руками,  стараясь  задеть  или  коснуться,  а  студентки  стояли  вокруг  него  с  зачетками  в  руках,  парализованные  видом  этой  похотливой  развалины.  Лысеющая  голова  преподавателя  была  обвита  неопрятными  и  очень  длинными  седыми  прядями  волос,  выращенными  на  затылке.  Когда  Маша  подошла  к  преподавателю,  он  оглядел  ее  своими  маленькими  глазками  –  «как  будто  по  мне  шарили  какие-то  липкие  щупальца»,  -  вспоминала  потом  Маша,  -  потер  свои  белые  пухлые  руки  и  сказал:
-  Что-то  у  меня  руки  мерзнут…  Дай-ка  я  за  коленку  твою  подержусь,  согрею  старую  кровь…

В  этот  момент  в  каморку  вошел  Саша.  Он  протиснулся  сквозь  студенток,  взял  преподавателя  за  руку  и  сказал,  глядя  ему  в  глаза:
-  Руки  мерзнут?  Тут  действительно  прохладно.  Ну,  давайте  я  погрею.

Глаза  преподавателя  стали  совершенно  безумны,  зрачки  заметались,  он  затрясся,  словно  внутри  этого  комка  желе  произошло  землетрясение.  Пометавшись,  зрачки  остановились,  старик  разлепил  свои  посиневшие  губы  и  просипел:
-  Ой,  тут  девочки  уже  так  нагрели  мою  келью,  тепло  совсем.  Давайте  я  вам  сейчас  всем  зачет  проставлю,  и  вы  пойдете,  а  то  жарко  станет.  –  На  стол  посыпались  «зачетки»,  а  он  принялся  выводить  в  них  какие-то  нечитаемые  каракули…

Еще  раз  поглядев  на  Машины  золотистые  волосы,  Саша  повернулся  к  доске  –  как  раз  вовремя,  потому  что  преподаватель,  исписав,  исчертив  и  изрисовав  всю  поверхность  доски,  собирался  все  написанное  стереть  и  продолжить  лекцию  «с  чистого  листа».  Логик  уже  схватил  мумифицированную  тряпку  и  протянул  руку  с  тряпкой  к  доске,  как  вдруг  голос  за  спиной  преподавателя  произнес:
-  Простите,  там  …  в  четвертой  строке  сверху…  ошибка.

Преподаватель  вздрогнул,  как  будто  жесткая,  скрученная  жгутом  тряпка  вдруг  зашевелилась  у  него  в  руках  и  цапнула  его  за  палец.  Он  обернулся  на  голос.  Какой-то  парень  в  глубине  аудитории  указывал  пальцем  на  доску  и  говорил:
-  При  раскрытии  скобки  знак  меняется  на  противоположный,  как  и  в  математике,  а  там  знак  не  изменился,  и  дальше  поэтому  все  получилось…  «ложь»,  простите.

Преподаватель,  вскинув  острые  плечи,  резко  повернулся  к  доске,  побежал  глазами  по  нервным  строчкам,  и  …  о  ужас!  –  действительно  обнаружил,  что  в  его  формулу  вкралась  ошибка.  Он  не  изменил  знак,  и  поэтому  все  далее  написанное  оказалось…  да  –  «ложь»!  «ложь»!  «ложь»!  Плечи  логика  поникли;  забывшись,  он  прижал  к  груди  тряпку,  которая  тут  же  оставила  на  его  пиджаке  и  галстуке  свой  белый  отпечаток.

Девушки  уловили  интригу  и  даже,  возможно,  конфликт,  и  оживились.  Они  с  интересом  поглядывали  то  на  преподавателя,  то  на  Сашу.  Преподаватель  уже  овладел  собой  –  вот  эта  штука  с  раскрытием  скобок  случилась  с  ним  не  впервые  –  и  произнес  с  фальшивым  лукавством:
-  А  я  думал,  никто  за  лекцией  не  следит  и  ничего  не  понимает.  Очень  хорошо.  Все,  кто  повторил  за  мной  эту…э-э-э…  намеренную  ошибку,  так  вот,  начиная  с  …  этого  места,  исправьте  все  знаки  на  противоположные.

Студентки  завозились,  зашелестела  бумага,  зачиркали  ручки,  кто-то  тихо  зароптал,  а  на  последней  парте  даже  негромко  засмеялись.  Но  преподаватель  уже  позабыл  и  о  своей  оплошности,  и  обо  всем  остальном:  ведь  у  него  теперь  был  слушатель,  настоящий,  понимающий  и  внимательный.  Поэтому  далее  лекция  была  прочитана  одному  Саше;  Саша  слушал,  благосклонно  кивал  и  время  от  времени  слегка  хмурил  бровь,  отчего  логик  начинал  опасливо  коситься  на  свои  выкладки  на  доске.

Лекции  были  прочитаны,  логик  скрылся  так  же  стремительно,  как  и  появился,  а  девушки  принялись  сетовать  на  свою  судьбу.  На  Машу  они  смотрели  с  нескрываемой  завистью:  их  знакомые  и  любимые  учились  на  далеких  от  логики  факультетах.  Повздыхав  о  превратностях  судьбы,  студентки  разошлись.

До  экзамена  по  логике  оставалось  целых  пять  дней.  Саша  решил,  что  этого  времени  им  с  Машей  хватит  с  избытком,  чтобы  исследовать  еще  неисследованные  уголки  окрестных  парков,  организовать  пару  вечеринок,  ну,  и  подготовиться  к  экзамену.  Ведь  все  было  так  ясно,  так  последовательно,  так  кратко  изложено  на  лекции,  которую  Маша  законспектировала  своим  детским  почерком.  Да  и  Сашин  конспект  –  с  карикатурами,  строфами  стихов  и  записями  сразу  по  нескольким  предметам  –  тоже  был  к  Машиным  услугам.  Она,  в  отличие  от  Саши  и  большинства  преподавателей,  уже  начинала  разбирать  Сашин  почерк.

Однако  все  Сашины  надежды  на  прогулки  в  тенистых  парках,  вечеринки  и  прочие  типичные  для  молодых  влюбленных  людей  развлечения  рухнули.  Все  пять  дней  и  все  приложенные  к  ним  ночи  поглотила  логика  -  все,  без  остатка.  В  ночь  перед  экзаменом  Саша  обнаружил,  что  он  стоит  у  зеркала,  а  оттуда  на  него  смотрит  крайне  мрачная,  помятая  и  порядком  небритая  физиономия.  Выражение  лица  ее  было  неописуемо  в  обычных  терминах;  только  Саша  понимал,  что  на  ней  одновременно  присутствуют  и  борются  разочарование  в  себе  как  в  преподавателе  и  в  Маше  как  в  студентке.  Потом  на  помощь  разочарованию  в  себе  пришла  любовь  к  Маше,  и  выражение  Сашиного  лица  стало  однозначным  и  беспросветно  безнадежным.

Он  повернулся  к  Маше,  которая  что-то  выводила  в  толстой  тетради.  Теперь  уже  это  все  не  имело  никакого  значения:  утром  экзамен,  который  Маша  не  сдаст.  И  то  короткое  время,  которое  им  осталось  перед  расставанием  на  летние  каникулы,  опять  будет  отнято  этой  стройной  и  красивой  наукой,  которая  теперь  вызывала  в  Саше  не  только  раздражение,  но  и  ревность.  Маша  посмотрела  на  Сашу  своими  огромными  зелеными  глазами  и  сказала:
-  Кажется,  я  поняла…  -  она  протянула  ему  тетрадь,  Саша  глянул  на  записи,  и  слезы  потекли  из  его  глаз.

-  Умница…  золото…  молодец…  -  шептал  Саша,  поглаживая  Машу  по  голове.  –  У  тебя  все  получится.  –  Саша  решил,  что  не  стоит  говорить  Маше,  что  она  только  что  поняла  самые-самые  основы.  Все  равно  на  изучение  остального  уже  не  было  ни  сил,  ни  времени.

Утром  Саша  пришел  на  экзамен  поддержать  и  утешить  Машу.  Его  тут  же  обступили  Машины  сокурсницы  и  засыпали  вопросами.  Саша,  который  очень  любил  получать  вопросы,  на  которые  знал  ответы,  приосанился  и  принялся  консультировать.  Девицы  стремительно  исписывали  крохотные  листочки  мельчайшими  значками  и  буквами,  с  обожанием  поглядывая  на  Сашу.  Маша  делала  ему  страшные  глаза.  Саша  их  не  замечал  –  он  был  в  упоении  от  логики,  своих  знаний  и  внимания  таких  замечательных  девиц,  способных  тонко  оценить  всю  красоту  науки.  Поэтому,  когда  преподаватель  позвал  студентов  в  аудиторию,  Маша  очень  холодно  оттолкнула  Сашу,  который  пытался  ее  напутственно  приобнять.

Саша  понял,  что  пять  дней  и  ночей  борьбы  с  логикой  только  что  были  принесены  в  жертву  легкомыслию,  тщеславию  и  еще  чему-то,  чему  никаких  жертв  на  глазах  у  Маши  приносить  было  нельзя.  Спасти  ситуацию  можно  было  только  одним  способом  –  и  Саша  вошел  в  аудиторию,  взял  экзаменационный  билет  и  сел  рядом  с  Машей.  Преподаватель  заметил  Сашу,  узнал  и  приветственно  ему  кивнул.

Расчет  оправдался:  глядя  на  вопросы,  Маша  поняла,  что  логику  придется  пересдавать,  возможно,  даже  не  один  раз.  Она  обернулась  к  Саше;  в  ее  глазах  не  было  больше  холода,  а  была  в  них  одна  только  мольба  о  спасении.  Саша,  прижав  палец  к  губам,  потащил  к  себе  Машин  экзаменационный  билет.  Через  10  минут  он  протянул  Маше  конспективные  ответы  на  вопросы  и  решение  задачи.  Однако  Саша  не  успел  насладиться  тем  лучезарным  взглядом,  которым  его  одарила  Маша,  потому  что  со  всех  сторон  к  нему  с  шелестом  двигались  все  новые  и  новые  билеты.  И  Саша  принялся  за  работу.

Когда  Маша  получила  из  рук  логика  свою  зачетку  и  с  торжествующим  видом  выбежала  из  аудитории,  Саша  задумался  о  том,  о  чем  он  не  подумал  в  самом  начале:  как  покинуть  аудиторию.  Припомнились  ему  занятия  по  криминалистике,  на  которых  лектор,  старый  милицейский  волк,  говорил,  что  профессиональные  преступники  всегда  думают  о  «путях  отхода  с  места  преступления».  Саша  о  своих  «путях  отхода»  не  позаботился.  Надвигался  скандал.  Ладно  бы  этот  скандал  затронул  только  Сашу  –  дело  могло  коснуться  всех,  но  Сашу  заботило  только  то,  что  это  неприятное  дело  могло  затронуть  Машу.

Саша  посмотрел  на  логика,  который  с  крайне  недоверчивым  и  подозрительным  видом  слушал  ответ  очередной  студентки.  Логик  заметил  Сашин  взгляд  и  подмигнул  ему:  дескать,  давай,  иди  сюда,  сколько  я  могу  выслушивать  этот  бред?  У  Саши  промелькнуло  в  голове  что-то  о  работающей  на  тебя  репутации,  и  он  состроил  в  ответ  такую  физиономию,  которая  могла  означать  только  одно:  я  выйду  на  минутку  и  вернусь,  и  вот  тогда-то  мы  поговорим  о  логике  всерьез.  Логик  прекрасно  его  понял  и  одобрительно  сверкнул  очками.  Или  совсем  не  понял,  и  очки  сами  собой  блеснули  в  свете  флуоресцентных  ламп,  но  Саше  этого  было  достаточно.  Твердым,  уверенным  шагом  Саша  покинул  аудиторию,  чтобы  больше  никогда  в  нее  не  возвращаться…

Неизвестно,  долго  ли  ждал  логик  Сашу,  но  никакого  скандала  не  возникло.  Саша  успокаивал  себя  тем,  что  оценки  в  экзаменационной  ведомости  были  проставлены  против  всех  фамилий,  и  поэтому  преподаватель,  рассуждая  по  правилам  формальной  логики,  должен  был  заключить,  что  Саша  –  «ложь»,  сдать  ведомость  и  постараться  поскорее  забыть  об  этом  досадном  случае...  А  то,  что  логика  в  данном  случае  оказалась  не  совсем  формальной,  знать  никому  не  обязательно!

2013  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=504920
Рубрика: Лирика
дата надходження 13.06.2014
автор: Максим Тарасівський