Уроки стриптиза

[b]1.  Ялта[/b]

Не  люблю  Ялту.  Ее  не  любить  очень  легко  –  с  расстояния  в  600-700  километров.  А  в  Ялте  трудно  не  поддаться  ее  латиноамериканскому  очарованию,  построенному  на  резких  и  неожиданных  контрастах.  Местные  впечатления,  как  и  местный  рельеф,  отличаются  головокружительными  перепадами  высот  и  глубин;  тут  может  и  укачать.

Голубые  и  сиреневые  горы  застыли  над  морем.  Море  наливается  бирюзой  и  изумрудом,  замирает  в  штиле,  ластится  к  берегу,  или  чернильными,  черничными  и  черными  валами  обрушивается  на  пляжи  и  волноломы.  Но  горы  безучастны  и  непоколебимы.  Они  обрели  свой  каменный  покой  после  тектонического  шторма,  мощь  и  ярость  которого  эта  легкомысленная  и  беспокойная  вода  не  может  себе  даже  представить.  Горы  свой  покой  ни  на  что  не  променяют,  они  будут  хранить  его,  пока  не  обратятся  в  прах  или  не  взметнутся  в  новом,  уже  последнем  шторме,  который    поглотит  и  горы,  и  море,  и  всё,  всё,  всё…

Между  скалами  и  морем  –  относительно  ровная  и  устойчивая  нейтральная  полоса.  Ее  уступы  скрыты  буйной  тропической  растительностью,  утыканы  виллами,  дворцами  и  хижинами.  Некоторые  здания  вызывают  в  памяти  какие-то  полустёртые  воспоминания  о  временах,  знакомых  по  черно-белому  кино;  странно,  что  сами  эти  здания  цветные.  Среди  крыш  и  крон  там  и  сям  вздымаются  серые  утесы,  поросшие  кривой  ржавой  арматурой;  это  недостроенные  пансионаты  и  гостиницы,  брошенные  двадцать-тридцать  лет  назад.

В  реликтовых  лесах  –  белокаменные  развалины  и  руины  замков.  Они  до  того  живописны,  что  хочется  верить,  будто  когда-то  давно  неведомый  архитектор  так  и  спроектировал  их  полуразрушенными,  чтобы  украсить  местность.  Вообще  развалины  и  руины  намного  долговечнее  полноценных  построек.  И  часто  –  красивее  или  зрелищнее.

Другой  архитектор,  наоборот,  хотел  местность  хотя  бы  немного  изуродовать.  Он  воздвиг  на  холмах  безликие  панельные  дома,  а  в  городе  –  многоэтажные  трущобы,  напоминающие  горы  строительного  мусора.  Впрочем,  и  настоящего  мусора,  напоминающего  именно  мусор,  только  мусор  и  ничего,  кроме  мусора,  в  Ялте  тоже  достаточно.

Повсюду  –  толпы,  легионы,  полчища  и  тьмы  отдыхающих.  Наверное,  от  стесненности  и  скученности  городской  жизни  можно  отдохнуть  не  только  на  безлюдье,  но  и  в  таком  месте,  где  стесненность  и  скученность  превосходят  соответствующие  достижения  родного  города,  а  также  Мумбаи,  Мехико,  Боготы  и  прочих  мегаполисов.  Десять  дней  в  Ялте  в  «высокий  сезон»  -  и  уже  тянет  в  тишину  и  покой  Киева,  Днепропетровска,  Москвы  или  Красноярска.

И  над  всем  этим  –  небо.  Да  где  же  нет  неба?  –  Но  это  небо  нетронутое,  совсем  новенькое,  безмятежное,  недостижимое  ни  для  архитекторов,  ни  для  отдыхающих.  Небо  над  Ялтой  висит  невидимой  полусферой,  ограниченной  в  поле  зрения  только  линией  горизонта,  ломанной,  где  она  проходит  по  горам,  и  ровной,  слегка  расплывчатой  в  теплой  дымке  –  там,  над  морем.  А  все,  что  находится  выше  этой  линии,  выглядит  первозданным.  Где-то  там,  в  далеких  больших  городах,  небо  разрезано  на  зубчатые  полосы  кварталами  крыш,  в  него  воткнуты  столбы,  вышки,  антенны  и  чадные  трубы,  оно  расчерчено  на  параллелограммы  и  ромбы  инверсионными  следами  самолетов.  Цвет  неба  там  заглушен  огнями  и  смогом,  он  испуганно  отпрянул  от  земли,  скрылся  в  верхних  слоях  атмосферы,  стал  неузнаваемым.

Самая  милая  черта  местного  сервиса  –  бессмысленность.  Все,  что  в  прочих  местах  полагается  обязательным,  здесь  отсутствует,  и  наоборот,  причем  и  то,  и  другое  считается  нормой.  Поэтому  повсюду  мерещатся  дикие  надписи,  вроде  «Троллейбус  работает  без  кондитера».  Деньги  собирают  за  все,  а  лучше  и  больше  всего  -  за  то,  что  стоит  не  денег,  а  извинений.  Ничего  удивительного:  при  Союзе  Черное  море  и  Крым  были  козырями  в  нехитром  ассортименте  южных  морей,  доступных  гражданам.  Для  привлечения  туристов  не  требовалось  усилий.  Но  железный  занавес  проржавел,  за  ним  обнаружились  новые  моря  и  вещь,  доселе  неведомая,  –  сервис.  Граждане  устремились  туда.  Зато  в  Ялте  хорошо  ностальгировать  по  старым  временам.  Это  совершенно  не  удается  где-нибудь  в  более  приспособленных  для  летнего  организованного  отдыха  местах.  А  в  Ялте  –  сколько  угодно.

Впрочем,  надо  «отдать  дань  должному»,  как  нынче  выражаются  некоторые  «звезды»  телевидения.  Ялта  прилагает  усилия  к  привлечению  туристов,  внедряет  передовые  методы  развлечения  отдыхающих,  не  теряя  при  этом  своего  особого  колорита.  Например,  предлагается  посетить  стриптиз.

Было  это  несколько  лет  назад.  По  соседству  с  нашим  отелем  по  вечерам  происходило  это  действо.  Вход  –  только  для  совершеннолетних,  начало  в  23.30.  Плата  за  вход  символизировала  несомненную  алчность  организаторов  и  предполагаемую  расточительность  туристов.  Плакат  у  входа  в  заведение  обещал  «незабываемое!  -  впервые  в  Ялте  и  в  Крыму  семеро  супер-профессиональных  и  неслыханно  очаровательных  танцовщиц!!!!»  Это  возбуждало…  то  есть  это  вызывало  брезгливый  интерес:  что  же  тут,  в  Ялте,  под  всем  этим  имеют  в  виду?!

Жаркий,  душный  вечер  пал  на  город.  Там,  где  горизонт  очерчен  зазубренной  линией  гор,  небо  еще  светлое  и  прозрачное,  но  здесь,  внизу,  и  там,  в  море,  уже  царит  мрак.  Цепочки  огней  обозначили  причалы,  набережную,  аллеи  и  улочки.  Одна  из  них  приводит  нас  туда,  где  обещано  «незабываемое».

Огромный  запущенный  зал.  На  окнах  –  то  ли  дымчатые  портьеры,  то  ли  пыльная  паутина.  Единственной  новой  и  чистой  вещью  был  пилон  –  блестящий  металлический  шест,  используемый  в  стриптизе  для  акробатических  па.  В  зале  пусто.  За  шаткими  столиками,  какие  в  80-х  годах  прошлого  века  встречались  во  всех  учреждениях  общепита  СССР,  собралось  человек  десять-двенадцать.

Музыка  оглушала.  Поэтому  о  цене  шампанского,  предложенного  хромым  официантом,  можно  было  догадаться  только  по  движениям  его  губ.  Позже  выяснилось,  что  читать  по  губам  мы  не  умеем.  А  может,  официант  говорил  с  нами  о  погоде,  рекомендовал  не  брать  тепловатое  вино  или  просто  напевал  что-то.

Потом  невидимый  конферансье,  перекрикивая  в  мегафон  громыхание  музыки,  сообщил,  что  искусство  стриптиза  –  одно  из  самых  древних  и  завораживающих.  И  что  сейчас  его  представят  танцовщицы,  которые  достигли  вершин  этого  искусства.  Впечатленные  антуражем,  мы  только  надеялись,  что  танцовщицы  не  окажутся  ровесницами  своего  искусства.  И  они  не  подвели;  на  это  шоу  в  качестве  зрителей  их  не  пропустили  бы  –  по  возрасту.  Но  танцевать  стриптиз  им,  по-видимому,  было  можно.

Гнусавый  конферанс  показался  знакомым.  Кажется,  именно  этот  голос  днем  на  пляже  заклинал  не  заплывать  за  буйки,  не  купаться  в  нетрезвом  виде,  посетить  ресторан,  отправиться  на  морскую  прогулку,  воспарить  на  параплане,  погрузиться  с  аквалангом  или  на  худой  конец  арендовать  шезлонг.  Или  это  был  тот  же  мегафон?  Сейчас  он  представлял  танцовщиц,  называя  имя  и  в  двух-трех  словах  описывая  их  темперамент  и  достоинства.

Характеристики  были  неожиданными;  кроме  того,  они  мало  вязались  с  теми  образами,  которые  танцовщицы  создавали  на  пилоне.  Образов  было  в  общей  сложности  два.  Девушки  (точнее  –  девочки),  при  первых  тактах  своей  мелодии  освободившись  от  парео  или  пеньюра,  либо  обвивали  пилон,  как  змеи,  либо  хватались  за  него  руками  и  крутились  вокруг  пилона  наподобие  вымпела  на  ветру,  поджимая  и  распрямляя  ноги.  Упражняясь  таким  образом,  они  теряли  лифчики.

Неуклюжими  и  неловкими  услугами  в  Ялте  никого  не  удивишь.  Но  организаторам  стриптиза  это  удалось.  Безлюдный  зал  ощутимо  томился  в  ожидании  финала.

Наконец,  конферансье  представил  последнюю  шоу-гёрл.  Он  с  триумфом  выкрикнул:  «А  теперь  –  ЖАННА!  Сама  доброта  и  нежность!»  Меня  передернуло.  До  этого  момента  я  наблюдал  происходящее  скорее  отрешенно,  чем  заинтересованно,  дожидаясь  конца  шоу,  тишины  и  возможности  поострить  на  тему  ялтинского  стриптиза.  А  вот  эти  «доброта  и  нежность»  в  контексте  бесталанного  жалкого  зрелища  меня  разбудили.  Тягостный  вечер  вздрогнул  и  распался  на  составляющие,  ни  одна  из  которых  мне  не  понравилась.  Уродливый,  бессмысленный  эпизод  реальности...

Но  вот  «доброта  и  нежность»  появилась.  Высокая  тощая  Жанна,  вялая,  сине-бледная,  вышла  на  сцену,  уронила  свое  парео  себе  под  ноги  и  сделала  несколько  робких  танцевальных  движений.  Потом  она  взялась  за  пилон  и  стала  медленно  обвиваться  вокруг  него,  то  и  дело  соскальзывая.  Жанна  выглядела,  как  длинный  вялый  гельминт  в  безнадежных  поисках  очередной  жертвы.

Мне  представилась  та  единственная  репетиция,  на  которой  сколотили  шоу.  На  сцене  толпились  эти  девочки.  А  в  зале  сидели  странные  существа  с  прозрачными  глазами,  в  сознании  которых  худоба,  бледность  и  вялость  связаны  с  добротой  и  нежностью,  а  доброта  и  нежность  –  с  плясками  в  полуголом  виде.  Вполне  возможно,  что  у  этих  существ  были  длинные  гибкие  усики,  щупальца,  присоски  и  множество  прозрачных  глаз  по  всему  телу.  Они  смотрели  –  во  все  глаза  -  на  угловатую  тощую  девочку,  шевелили  жвалами  и  обсуждали,  как  представить  ее  публике.  Диалог  пустот...

Не  люблю  Ялту.

[b]2.  Киев[/b]

Прошлым  августом,  перед  Днем  независимости,  почти  все  столбы,  киоски  и  остановки  общественного  транспорта  в  нашем  городе  оклеили  рекламой  уроков  стриптиза.

Мало  ли  рекламы  сейчас.  Наверное,  уже  никто  на  нее  не  обращает  внимания,  будь  то  новое  средство  от  всех  проблем  и  печалей  века  (пот  и  пятна,  оставляемые  средствами  от  пота,  кажется)  или  старый  политикан  в  новом  качестве.  Но  эта  реклама,  благодаря  повсеместности  и  кричащим  цветам,  была  настойчива  до  навязчивости,  навязчива  до  назойливости  и  назойлива  до  непристойности.  Девушки  и  юноши,  пенсионеры  и  милиционеры,  студенты  и  чиновники,  безработные  и  бездомные  –  все,  владеющие  грамотой,  должны  были  узнать,  где  именно  дают  уроки  стриптиза.  Неграмотным  предлагалась  пиктограмма  –  черный  женский  силуэт  с  неестественным  прогибом  в  области  поясницы  и  рукой  на  суставчатом  шесте  и  схема  проезда.  Можно  было  подумать,  что  африканка  потрясает  бамбуковым  копьём  над  только  что  поверженной  схемой  городского  центра.

Абсурдность  размаха,  с  каким  рекламировались  уроки  стриптиза,  наводила  на  абсурдные  предположения.  Наверное,  стране  немедленно  и  в  огромных  количествах  требуются  люди,  владеющие  навыками  обнажения  в  танце.  Может,  это  подготовка  к  финальной  части  европейского  чемпионата  по  футболу?  К  подписанию  соглашения  об  ассоциации  с  Евросоюзом?  Или  на  параде  ко  Дню  независимости  будут  массово  обнажаться?

Моя  8-летняя  дочь  как-то  сообщила,  что  я  ей  напоминаю  миссис  Уксус,  которая  по  любому  поводу  говорила:  «Отсюда  мораль:  ...»  И  она  права;  я  и  сам  часто  повторяю  слова  одного  литературно-кинематографического  персонажа:  «Да,  я  моралист!»  И  моралист  во  мне  проснулся,  зашевелился,  заворочался  и  заворчал.  Ворчание  –  это  его  обычная  реакция  на  сомнительные  явления  современности.  На  большее  он  не  способен;  если  требуется  большее,  моралист  проявляет  удивительную  гибкость,  позволяющую  ограничиться  ворчанием.

-  За  20  лет  независимости  в  стране  закрыли  250  профессионально-технических  училищ  и  техникумов.  Высвободившихся  девушек  теперь  истошно  зазывают  на  уроки  стриптиза.  Что  же  это  за  страна  такая,  где  танцовщицы  стриптиза  нужнее,  чем  швеи,  портнихи,  закройщицы,  медсестры,  маляры,  секретари,  машинистки,  зоотехники  и  программисты?!

А  потом  некий  голосок  изнутри  начал  нашептывать,  что  стриптиз  –  это  ведь  такое  искусство,  пусть  своеобразное,  но  искусство.  А  искусство  самим  собой  оправдано.

-  Но  ведь  искусство,  -  ворчал  моралист,  -  это  всего  лишь  уровень  мастерства,  степень  владения  техникой  и  творческий  подход.  И  подделка,  и  донос,  и  убийство,  и  мошенничество  может  быть  искусным  и  безупречным  с  точки  зрения  исполнения.  Значит,  не  всякое  мастерство  самим  собой  оправдано,  даже  если  приносит  выгоду  или  удовольствие.  Дела  человечески  –  дела  плоти  –  всегда  имеют  и  нравственное  измерение.  Это  измерение  должно  быть  главным;  если  же  эти  дела  прежде  всего  измеряют  категориями  выгоды  или  удовольствия,  то  не  видать  нам  плодов  духа.

Но  голосок  не  сдавался.  -  Плоды  духа?  Да  ты  зануда,  брат  моралист.  Скучный  и  жестокий  зануда.  А  если  у  человека  -  талант?  И  даже  –  ТАЛАНТ?  Ни  к  пению  в  церковном  хоре,  ни  к  спасению  умирающих,  ни  к  уходу  за  инвалидами,  ни  к  исследованиям  морей,  соплей  или  червей,  а  к  стриптизу?  И  нигде,  кроме  как  в  стриптизе,  этот  талант  реализовать  нельзя?  Что,  брат  моралист,  осудишь  такого  грешника?  Может,  и  задушишь  его?

-  Позвольте,  позвольте,  -  окрепшим  голосом  возразил  моралист.  Похоже,  он  оседлал  своего  любимого  конька.  -  Как  искусство  –  лишь  степень  мастерства,  так  и  талант  –  лишь  степень  одаренности.  Вне  системы  нравственных  координат  мы  можем  превозносить  всякое  искусство  и  всякую  одаренность.  Но  в  рамках  этой  системы  картина  меняется,  и  некоторые,  пусть  даже  самые  искусные  и  талантливые  в  своем  роде  вещи,  оказываются  в  зоне  отрицательных  величин  морали.

-  За-ну-да!  За-ну-да!  За-ну-да!  –  вопил  голосок.

-  Хорош  аргумент,  -  холодным  и  размеренным  тоном  парировал  моралист.  Обычно-то  у  него  голос  дрожит  от  волнения,  негодования  или  возмущения.  -  А  ты  вспомни,  что  первые  люди  только  после  грехопадения  обрели  плоть,  и  была  эта  плоть  нагой,  и  устыдились  они  этой  плоти!  И  твой  стриптиз  есть  ничто  иное  как  воспроизведение  этого  мига,  первого  мига  первых  воплощенных  людей  после  самого  первого  на  Земле  греха!!!

Голосок  раскрыл  было  рот  пошире,  чтобы  возразить  моралисту,  но  я  прикрикнул  на  спорщиков  и  велел  им  замолчать.  Позиции  сторон  ясны  уже  несколько  тысяч  лет,  а  эти  всё  спорят:

–  Да  вам  обоим  важна  не  истина,  а  только  то,  кто  из  вас  прав!  Только  это,  и  ничто  другое,  –  кто  из  вас  прав!  Так  истину  не  ищут!

Ведь  я  прав?!

2012  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=503727
Рубрика: Лирика
дата надходження 07.06.2014
автор: Максим Тарасівський