Кафедра Заратустры

«Многими  путями  и  способами  дошел  я  до  моей  истины:  не  по  одной  лестнице  поднимался  я  на  высоту,  откуда  мой  взор  устремлялся  в  мою  даль.
И  всегда  неохотно  спрашивал  я  о  дорогах  –  это  всегда  было  противно  моему  вкусу!  Я  лучше  сам  вопрошал  и  испытывал  дороги.
Испытывать  и  вопрошать  было  всем  моим  хождением  –  и  поистине,  даже  отвечать  надо  научиться  на  этот  вопрос!  Но  таков  –  мой  вкус:
–  ни  хороший,  ни  дурной,  но  мой  вкус,  которого  я  не  стыжусь  и  не  прячу.
"Это  теперь  мой  путь,  –  а  где  же  ваш?"  –  так  отвечал  я  тем,  кто  спрашивал  меня  о  "пути".  Ибо  пути  вообще  не  существует!»_______________________________


 -  …  Сверхчувственный  мир,  как  мы  уже  знаем,  обладал  творческой  и  созидающей  силой.  А  раз  его  нет,  то  кто  же  будет  творить  и  созидать?  Утрачены  все  ценности,  смыслы,  цели  и  ориентиры,  в  том  числе  и  прежде  всего  нравственные  и  безумный  человек  вопрошает:  "Куда  движемся  мы?  Прочь  от  всех  солнц?  Не  падаем  ли  мы  непрерывно?  Назад,  в  сторону,  во  всех  направлениях?  Есть  ли  еще  верх  и  низ?  Не  блуждаем  ли  мы  словно  в  бесконечном  Ничто?  Не  дышит  ли  на  нас  пустое  пространство?  Не  стало  ли  холоднее?  Не  наступает  ли  все  сильнее  и  больше  ночь?  Не  приходится  ли  средь  бела  дня  зажигать  фонарь?...
     Раздался  раздражительный  звонок,  который  оповестил  аудиторию  о  том,  что  лекция  подошла  к  концу  и  все  могут  быть  свободны.  Профессор  ещё  долго  смотрел  на  толпу  студентов,  которая  у  двери  превращалась  в  червя,  медленно  выползающего  из  помещения.  Червь,  определённо  был  слеп  и  глух,  потому  что  двигался  согласно  одним  лишь  инстинктам.  Изо  дня  в  день,  вопреки  всякому  разуму,  профессор  встречал  его,  обращался  к  нему  и  затем  смотрел,  как  это  безликое  существо  выползало  в  коридор  из  аудитории.  Он  подхватил  письменный  вариант  своих  лекций  и  ребром  этой  бумажной  кипы  ударил  по  столу.  Эти  ударом,  он  всегда  выражал  одно  и  тоже:  резкое  неудовольствие  от  потраченного  времени.  Вся  эта  попытка  сказать  о  чём-то  важном,  которая  скрывалась  за  словом  «работа»,  «профессия»,  напоминала  профессору  «Дон  Джованни»,  особенно  конец  второй  минуты  увертюры.  На  вопрос  «почему»,  он  ответа  не  знал.  И  даже  не  пытался.  
   Расстегнув  замок  своего  портфеля,  профессор  бросил  взгляд  по  всему  помещению  и  было  принялся  наполнять  портфель  бумагой,  своими  очками,  письменными  принадлежностями  и  прочим,  но  сознание  подсказало  ему,  что  прямо  перед  ним,  происходит  нечто  необычное  и  даже  странное.  Он  ещё  раз  посмотрел  в  глубину  аудитории  и  увидел  голову  человека,  а  затем  и  остальное  тело,  которое  оказалось  одним  из  его  студентов.  Тот  сидел  неподвижно,  словно  бы  после  встречи  с  Горгоной.  Профессор  выпрямился  и  громко  произнёс:
 -  Чем  могу,  так  сказать?
Ответа  не  последовало.  Профессор  не  спеша  начал  подниматься  по  ступенькам,  всё  время  приближаясь  к  замершему  студенту.  Когда,  он  подошёл  к  нему  достаточно  близко,  чтобы  увидеть  причину  молчания,  сказал:
 -  Вам  действительно  это  нужно?
 -  Простите  —  вздрогнул  студент  прекратив  чтение  книги  —  мне  совсем  не  хотелось  уходить.  Профессор...  мне  кажется,  теперь  некуда  идти,  вы  ведь  понимаете  меня?
 -  Возможно  —  ответил  профессор,  присев  на  ближайшее  место  неподалёку  от  студента.  
 -  Уверен,  что  вы  понимаете  меня  отлично,  профессор.  
 -  И  что  это  меняет?  
 -  Меня.  
 -  Не  уверен  в  этом,  молодой  человек.  Есть  такой  вид  перемен  -  или  если  угодно  —  изменений,  который  я  назвал  согласно  времени  -  «генитальным  пирсингом».  
 -  Что  это  значит,  профессор?
 -  Собственно,  ничего  и  не  значит.  Казалось  бы,  что-то  сделано  в  сторону  перемен  или  изменений,  но  на  самом  деле  -  ровным  счётом  ничего.  
 -  А  вам,  профессор,  интересно,  что  я  имел  ввиду  под  словами  «некуда  идти»?    И  почему  я  сказал  «теперь»?  
 -  А  вам,  милый  мой  студент,  стало  быть  интересно  в  свою  очередь,  почему  же  я  не  спросил  об  этом?  Отвечу  вам:  мне  безразлично.  Кто-то  там,  за  горизонтом,  решил  крикнуть  о  том,  что  он  якобы  прозревший  и  теперь  ждёт,  что  к  нему  сбежится  толпа  любопытных?  Что  в  этом  интересного?  
 -  Что  же  было  бы  интересным?
 -  Например,  почему  прозревший  не  крикнул,  было  бы  более,  если  угодно...  
 -  Чем  же,  профессор,  молчание  лучше  крика?
 -  Творчеством.
 -  Творчеством?  
 -  Да,  именно  тем,  что  оно  создаёт,  что  творит.  Книга,  по-вашему,  это  молчание  или  крик?  Как  вы  думаете?
 -  Наверное,  крик,  профессор.
 -  А  по-моему,  молчание.  Знаете,  молодой  человек,  есть  длинный  ряд  писателей  и  философов,  голоса  которых,  я  никогда  не  слышал  и  не  услышу.  Ну  представьте  себе  книгу:  она  сначала  «в  голове»,  затем  на  бумаге  и  могла  от  начала  до  конца  жить  в  полной  тишине...  Всё  это  не  важно  —  прервал  себя  профессор.
 -  А  что  «важно»?  В  данный  момент,  вот  в  эту  самую  секунду,  я  не  могу  встать  и  уйти  отсюда,  чтобы  предаться  тем  своим  занятиям,  которые  вчера  были  важными!  Важно  стало  совсем  другое,  профессор!  И  этот  резкий  поворот,  сделал  меня  беззащитным.  А  что  сделалось  теперь  возможным,  вы  прекрасно  это  понимаете.  Я  уверен,  вы  знаете,  что  значит  «найти  в  гитлеризме  хорошие  стороны»  или  «завести  разговор  с  матерью  двух  детей,  о  том,  что  её  понимание  любви  к  детям,  ещё  под  большим  вопросом»,  ведь  знаете,  да?  Скажите  мне!
 -  Возможно...  
 -  «  -  Я  хотел  быть  философом  неприятных  истин  -  на  протяжении  шести  лет»  -  помните  это,  профессор?  
 -  …  А  вы?
 -  Хм,  профессор.  Вы  самое  отстранённое  существо,  которое  я  знал  до  сих  пор.  Но  теперь  я  понимаю,  почему  вы  так  хорошо  знаете  «человека»:  вы  смотрели  на  него  издали.  
 -  Вам,  молодой  человек,  судя  по  всему,  не  терпится  принести  на  землю  огонь,  не  так  ли?  Я  даже  осмелюсь  предположить,  что  сначала  вы  утомили  своих  близких,  затем  не  встретив  поддержки,  бросились  к  остальным,  но  наткнувшись  на  тоже  самое,  переполнились  ненавистью  к  человеку  вообще.  Ведь  с  этого  клочка  земли,  куда  потом  не  ступи  —  всюду  воздух,  пустота,  риск  свалиться  на  самое  дно  неизвестности.  Кажется,  вы  потом  решили  отыскать  себе  подобных,  так  ведь?  Таким  образом,  вам  стало  знакома  ревность,  вы  поняли  её  многозначность.  «-  С  кем  же?!  -  наверное  воскликнули  вы  —  ведь  ни  те,  ни  другие!».  Неоднократно  вы  поглядывали  назад,  туда,  в  руины  прошлого,  которое  вы  так  смело  разрушили.  Но  ведь  известно  —  новые  здания  после  дождя  не  растут...
 -  Замолчите,  профессор!  Прошу!  -  воскликнул  молодой  человек  —  Меня  убивает  лёгкость  ваших  предположений,  которые  так  быстро  попадают  в  точку!  Неужели  здесь    присутствует  один  на  всех  механизм?  
 -  Почему  нет?  Ведь  присутствует  же,  одно  на  всех  заблуждение,  верно?  
 -  Три  превращения?
 -  Три.  
 -  Неминуемое  условие?
 -  Неминуемое.  Пока.  
 -  Вы  —  ребёнок?
 -  Нет,  скорее  ещё  лев  с  головой  ребёнка.  Иногда,  застываешь  в  переходе  от  одного  к  другому.  
 -  Но  профессор,  стало  быть,  путь  есть?
 -  Стало  быть,  его  нет,  молодой  человек.  И  жаль,  что  я  не  услышу  радости  вашего  мужества  после  этой  важной  новости.  Но  видят  боги,  я  бы  очень  хотел  этого...  А  теперь...  Теперь,  вам  всё  равно  нужно  идти  —  сказал  твёрдо  профессор,  помогая  молодому  человеку  подняться  и  провожая  его  к  двери,  за  которой  ползали  толстые,  тонкие,  слепые  и  глухие  черви.  
 



___________________________________________
Частично  использовался  материал  из  учебного  пособия  преподавателя  философии  В.  Садовникова.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=359757
Рубрика: Лирика
дата надходження 25.08.2012
автор: Samar Obrin