Журфак-9-4-9. Татьяна Суворова. Новейший фрагмент

О  физкультуре...  У  меня
Вполне  сложилось  впечатленье,
Лишь  я,  движение  ценя,
В  ней  обретаю  вдохновенье.

А  курс  кривится  на  «физру»...
Нам  старшекурсники  внушали:
--  Не  пропускайте!  Не  совру:
Из-за  нее  десяткам  дали

Пинком    под  зад  –  с  журфака  вон!
Я  во  внушеньях  не  нуждалась.
Иные  исторгали  стон,
А  я  «физрою»  наслаждалась.

Я  на  движенье  голодна  –
Видать,  не  наигралась  в  детстве.
Уж  коль  водможность  мне  дана  –
Спорткомплекс  –  рядышком,  в  соседстве

С  высоткой  –  отчего  бы  там
Мне  не  попрыгать,  не  побегать
Под  смех  восторженный  и  гам?
Мне  это  слаще,  чем  обедать.

Я  плавать  бешено  люблю.
В    бассейн  открыт  однако  доступ
Лишь  тем,  кто  смог  под  ай-люлю.
Два  метра  проползти.  На  откуп

Таким,  кто  плавал,  как  топор,
Отдал  дорожки  Хорошило.
Он  делает  на  то  упор,
Чтоб  это  невозможно  было

Выпускнику  признать,  что  он
В  Москве  не  научился  плавать.
Назначен  тест  –  и  кто  силен  –
Спасибо!  –  и  отсеян.  «Лапоть»,

А  пуще  этого  –  «топор»,
В  бассейн  получит  контрамарку.
А  я  на  море  с  давних  пор...
Так:  притворюсь,  что  мне  в  запарку,

Что  плавать  не  умею...  Нет:
Меня  в  два  счета  раскусили.
В  пропахший  хлоркою  «бювет»
Меня  с  другими  запустили.

На  тумбу  ставят  и  –  плыви!
Четырежды  туда-обратно.
Инструктор  с  удочкой...  Лови
Резину  еа  конце...  Отвратно

Плыть  за  резиною  вослед.
Прошу  инструктора  избавить...
--  Но  ты  умеешь  плавать,  нет?  –
Прямой  вопрос.  Нельзя  лукавить.

--  Могу  раз  двести  здесь  проплыть....  –
Как  должно,  проплыла  четыре.
--  И  до  свиданья  –  фить-пирить!  –
--  Поплавать  бы...
                                           --  Ступай!  Проныре  –

Отлуп!  --
                               Что  ж,  в  секцию  пойду
Тогда  по  бадминтону.  Хорош
Сыграл  со  мною...
                                                                   --  Что  ж,  ввиду
Наличия,  хоть  ты  заморыш,

Способностей...  Вот  телефон...
Спроси  там  Юру  или  Славу...
Возьмут  тебя  на  бадминтон  –
Будь  с  ними...  И  тогда  по  праву

На  физкультуру  не  ходи.    –
Вызванивала  Славу-Юру.
--  Их  нет!
                             --  А  если  так,  не  жди,
А  приходи  на  физкультуру...  –

Наставник  группы  –  Кузнецов.
Считают:  Анатолий  строгий,
Сверхтребовательный.    Гордецов  –
Глупцов,  кто  явно  руки-ноги,

Леняс,  усилить  не  желал,
Георгич  презирал  открыто
И  этим  спуску  не  давал.
Опаздывавших  карта  бита,

Прогульщиц  вовсе  не  терпел  –
Наказывал  предельно  строго...
С  иными...  Знал,  что  есть  предел
И  не  у  каждого  дорога

Вела  по  жизни  через  спорт.
Он  не  расчитывал.  что  каждый
Из  нас  потянет  на  рекорд,
А  прививал  нам  навык  важный

Дружить  со  спортом...  До  сих  пор
Я  вспоминаю  мягкий  голос:
--  Так,  побежали...  –
                                                 Те,  кто  в  спор
С  преподавателем  вступали:

--  Не  буду  делать,  не  хочу...  –
В  итоге  получали  «неуд».
--  Я,  видно,  мало  вас  учу.
Ну,  приходите  вы  ко  мне  хоть

На  дополнительный  урок
В  субботу  или  воскресенье...  –
У  группы  девичьей  был  шок:
Подтягиванье.  Упражненье

Сие  никто  и  никогда
Из  женщин  в  жизни  не  осилил.
--  Не  буду!  –  и  собой  горда.
--  Вам  «неуд»!  –
                                         Острый  взгляд  пришпилил

Гордячку.  
                               --  В  воскресенье  жду
На  Дополнительном  уроке.
Теперь  Суворова!  –
                                                             Пойду...
Повисла...  Дрыг!  И  только  ноги,

По  лягушачьи  слабо  дрыг...
Зачет!  
                   Он  был  парадоксальным.
Урок  прыжковый.  Метр.    Задвиг:
Вот  разбегаюсь  с  колоссальным

Напором  к  планочке  бегу,
А  перед  нею  замираю  –
И  просто  прыгнуть  не  могу.
--  Суворова!  Не  отпускаю

Пока  не  прыгнешь.  –
                                               Вновь  и  вновь...
А  все  отпущены  с  урока...
Георгичу  не  прекословь.
Вновь  разбегаюсь,  но  подскока

Не  получается...  Опять.
А  высота-то  –  метр  –  смешная.
Ее  и  первоклашке  взять
Не  сложно.  Разбегаюсь,  зная

Заранее.  Что  не  смогу...
--  Отставить,  Таня!  Прыгай  справа!  –
С  другой  позиции  бегу  –
И  раз!  Перелетела!  Слава

Георгичу!    Сообразил
Нога  толчковая  –  другая!
Шутливо  пальцем  погрозил.
--  Как  у  Высоцкого!  –  вздыхая...  

Он  был  психолог,  тренер  наш,
Знал,  кто  из  нас  на  что  способен.
Играли  в  баскетбол.  Тренаж
В  любой  игре  мне  неудобен:

Моя  натура  –  отдавать.
Выхватывать  мне  не  по  сердцу,
Пусть  даже  мяч,  атаковать...
Он  к  сердцу  вмиг  находит  дверцу  –

И  не  пытается  «давить»,
Мою  натуру  понимая.
Меня  не  надобно  ловить:
Насильно  что-то  отнимая.

Сама  охотно  все  отдам...
--  Ты  по  характеру  –  вторая!  –
Он  прав.  Когда  случалось  нам
Соревноваться,  побеждая,

Сбавляю  обороты.  Мне
Неловко  отнимать  победу  –
И  уступаю.  Мне  вполне
По  нраву,  коль  второй  «приеду».

Детсадовская  до  сих  пор
Зудит  лошадочка-качалка.
И  только  предстоит  отбор  –
Все  отдаю  сама.  Не  жалко.

Но  поучавствовать  –  всегда!
Поймает  в  коридоре  Хорош:
--  Бежишь  за  факультет
                                                         --  Когда?
--  В  субботу!  Ты  моя  опора  ж...  –

Ну,  раз  опора,  то  бегу.
Тем  паче:  главное  участье.
На  бонусы  потом  могу
Расчитывать.  Такое  счастье:

Раз  опоздала  на  урок
На  пару  с  Травкино  Катюшей.
Георгич:
                         --  Ты  –  давай,  прыг-скок.
А  ты  –  домой.
                                           Та  в  крик.
                                                       --  Послушай,

Себя  с  Татьяной  не  равняй:
За  университет  Татьяна
Сражается...  Иди,  гуляй.
Придешь  в  субботу  утром  рано...  –

Хоть  возражай  –  Георгич  тверд.
Железные  приоритеты:
Всего  превыше  ставит  спорт...
Журфак...  Иные  есть  предметы.

Не  пропустила  ни  одной
Я  лекции  богини  нашей.
Такое  скажут  об  одной
Из  незабытых  персонажей  –

Легенд  журфака  наших  дней    --
Неподражаемой  Кучборской.
И  счастье  –  поклоняться  ей.
Говаривали,  что  актерской

Была  сперва  судьба  ее.
Но  этим  колдовство  богини
Едва  ли  объяснить.  Мое
К  ней  преклонение  поныне

Не  испарилось...  А  тогда...
Едва  лишь  голос  подавала,
Впадаю  в  транс.  И  сквозь  года
Вживую  Троя  представала,

Ахилл,  Патрокл,  Приам,  Парис,
Паллада,  Феб,  Гефест  корявый...
Она  нам  вырывала  из
Московских  будней  и  –  со  славой

Эпическая  предстает
На  внутреннем  экране  битва...
Елена  из  дворца  идет...
А  меч  Ахилла  –  точно  бритва...

Но  исчезало  волшебство
Едва  беру  в  библиотеке
Том  «Илиады»...  Большинство
Подоюно  мне  о  древнем  греке,

Кому  приписывают  труд,
Толкуют  вовсе    без  восторга...
--  Нагромоздил  такого  тут!
--  Одних  имен  запомнить  сколько!...

--  А  ведь  придется  ей  сдавать...
--  Ну,  Гнедич,  удружил  студентам!  –
Зевоту  преодолевать
Непросто...  Даже  к  аргументам

Что  ей  придется  отвечать
Прислушиваться  не  желает
Мозг...  В  третий  раз  должна  начать...
В  сравненье  с  этим  вызывает

Особенный  респект  она...
Хрупка,  строга,  с  короткой  стрижкой...
Вещает,  будто  ей  видна
Рассказанная  древней  книжкой

Давно  прошедшая  война,
Так,  словно  воевала  лично....
Она  прекрасна,  на  страшна
С  ней  встреча  в  сессию.  Отлично

Знать  мало.  Надо  подгадать
Совпасть  с  Кучборскою  по  вкусам.
Не  то  уж  с  ней  не  совладать.
Пред  ней  бы  оказался  трусом

И  сам  Ахилл,  будь  он  студент.
До  встречи  я  не  понимала  –
Здесь  важен  личный  прецедент,
А  я  ей  апежде  не  сдавала,  --

Что  именно  таким  сдавать  –
Божественное  наслажденье.
Конечно,  надо  крепко  знать,
Но  встреча  дарит  вдохновенье.

Сама  и  подбодрила    нас.
--  Не  бойтесь.  Ведь  моя  задача  –
Не  завалить.  Ведь  я  тотчас
Найду  незнанье.  Но  удача

Моя  –  открыть  себе  и  вам,
Чего  вы  о  себе  не  знали,
А  знали  о  предмете...    Храм
Души  здесь  не  на  трибунале...  –

А  в  голосе  –  разливы  арф.
Она  им  страх  у  многих  выжгла...
И  перекинув  длинный  шарф,
Она  величествкеер  вышла,

Высоко  голову  держа.
За  ней,  миниатюрно-хрупкой,
Шарф  шлейфом  тянется,  служа
Для  памяти  моей  зарубкой.

Те,  кто  ее  совсем  не  знал,
Смешной  сочли  бы  эту  сценку.
На  нас  шарф  только  грусть  нагнал,
Сердечную  затронув  стенку.

У  всех  высокий  к  ней  респект.
А  о  чудачествах  рассказы
Беззлобны,  в  них  всегда  аспект
Восторга:  гения  проказы.

Одной  студентки  тупость  так
Ее  однажды  возмутила,
Что  яростно  на  весь  журфак
Богиня  в  гневе  завопила:

--  На  факультете  дура!  –  И,
Зачетку  «дуры»  с  галереи
В  «колодец»  бросила...  Мои
Сокурсники,  мечты  лелея

Сразить  Кучборскую  своей
Неординарностью,  такое
Буровили  порою  ей,
Себя  лишь  только  в  шутовское

Вгоняя  положенье.  Вот
Студентка-несмышленыш  Оля
Ответственно  ответ  дает.
Охота  ей,  (что  та  ж  неволя),

Блеснуть,  сверкнуть  и  воссиять.
И  говорит,  что  Антигоной
Решила  куколку  назвать...
Оригинальность  та  препоной

В  попытке  получить  зачет
Для  Оленьки-подростка  стала...
--  Вот  не  везет  так  не  везет...  –
Я  по  конспектам  отвечала    --

И  страхам  прошлым  вопреки
Сдала  зачет  без  треволнений.
Кто  опытен,  тому  легки
Потом  без  страха  и  сомнений

Экзамены.  Я  ей  сдала
Легко  потом  на  третьем  курсе
Без  выпендрежа.  Все  дела.
Выпендриваться  –  дурновкусье.

Однажды  случай  показал
Насколько  чутким  человеком
Она  была.  Хотелось  в  зал
Позвать  подруг,  чтоб  вещим  светом

Кучборской  души  озарить
И  не  журфаковских  подружек.
И  –  удалось  уговорить.
Светлану  изо  всех  вострушек

Одну.  Пришла  на  факультет.
Но  в  расписании  нет  лекций  –
Коллоквиум...  Мы  тет-а-тет
С  Кучборской.    В  ходе  ретроспекций

Она  вопросы  задает.
Студенты  бойко  отвечают.
Душа  у  Светки  вопиет:
Журфаковцы  хоть  что-то  знают,

Та  вообще  со  стороны.
А  вдруг  потребуют  к  ответу?
Ей  треволненья  не  нужны.
Неловко:  я  подружку  эту,

Подставила,  выходит,  зря...
Всех-всех  богиня  опросила.
Нас,  снисхождение  даря,
Со  Светкой  только  пропустила.

Ей  было  ясно:  мы  –  нули.
Не  стала  походя  позорить.
Мы  все  ж  уроки  извлекли.
Не  пожелала  нас  рассорить,

Великая,  уберегла...
Ту  «лекцию»  по  зарубежке
Забыть  поныне  не  смогла
Подруга.  Хаханьки,  насмешки

Ее  и  нынче  я  терплю...
Другой  великий  Юрий  Шведов.
Сервантеса,    Рабле  люблю,
Шекспира...  Вряд  ли,  не  изведав

Рассказов  Шведова  о  них,
Так  понимала  бы  великих.
Им  растолкован  каждый  миг
Детально  в  этих  вечных  книгах.

Студенческий  строитель  душ  –
Нельзя  нам  быть  неблагодарным.
Солиднейший  ученый  муж,
Он  свойским  оставался  парнем.

Мы,  второкурсники,  ему
Поаплодировали  дружно,
Причем,  единственно  тому,
Что  с  бородой  пришел...  Наружно

Ничем  не  выдал  Шведов  факт,
Что  жизнь  в  нем  близилась  к  финалу.
Раскланялся,  являя  такт.
А  вскорости  его  не  стало.

Раз  перед  лекцией  его
В  аудитории  соседка
Помадой,  пудрой  до  того
Некстати  занылась,  что  детка

И  не  заметила:  стоит
Уже  за  кафедрой  профессор
И  молча  на  нее  глядит.
Та  в  упоении  процесса

Реанимации  красот
Не  отфлекается  от  действа.
Филиппыч  же  стоит  и  ждет.
По  праву  близкого  соседства

Толкаю  девушку  ногой.
Да,  оглядевшись,  засмущалась.
А  наш  профессор  дорогой
Галантно  поклонился:
                                                     --  Радость

Скрывать  не  стану:  льстит,  что  так
К  моим  готовятся  докладам...  --
Легенды  сохранил  журфак
О  них,  великих...  Были  рядом.

Влияли  сущностно  на  нас.
О  том,  как  принимал  зачеты
Филиппыч.  Здесь  –  особый  сказ.
Любил  смущать  студенток.  Счеты

Сводил  с  девчонками?  За  что?
--  Новеллы  из  Декамерона...
Отставим,  так  и  быть.  Зато  –
Рабле...  Во  время  оно

Был,  знаете,  такой  творец...
--  Гаргантюа  с  Пантагрюэлем
Он  написал...
                                           --  Вот  молодец!
Ответить,  думаю,  сумеем,

Как  появился  он  на  свет...
--  Гаргантюа?
                                         --  Как  он  родился?
Откуда  вышел  к  миру?  –
                                                               Цвет
Лица  студентки  изменился:

Девица  багровеет.  Встав
И  вспомнив  слышанное  прежде,
На  мэтра  смотрит  как  удав:
--  Я  буду  жаловаться!
                                                           --  Где  ж  те,

Что  удосужились  прочесть?
Из  уха  матери  он  вышел.
Учите  лучше,  ваша  честь.
Жду  снова...  –
                                         По  указу  свыше

Он  вскоре  навсегда  ушел...
Я  подтверждаю,  что  Бокаччо
Филиппыч  в  высший  ранг  возвел
И  девушек,  как  истый  мачо

Его  новелллами  смущал.
Я  две  ему  пересказала
В  подробностях  –  и  он  «торчал»...
Жаль,  что  он  прожил  слишком  мало.

На  первом  курсе  их  предмет
Считала  самым  интересным.
И  впредь  так?  Оказалось  –  нет.
Сумела  сделать  скучным,  пресным

Нинель  ивановна  предмет,
Притом,  что  все  произведенья
Я  знала  и  любила.  
                                                               --  Нет!  –
У  Ванниковой  убежденье,

Что  ставить  мне  зачет  нельзя!
Ссдала  Рожновскому  в  итоге.
Скользка  журфаковца  стезя.
Есть  рытвины  на  той  дороге.

А  Станиславу  наизусть
Из  «Фауста»  читала  главы...
Вот  и  по  Вацлавичу  грусть
Непреходяща...  Боже  правый,

Какое  счастье,  что  опять
Кучборская  на  третьем  курсе
Пришла  к  нам  лекции  читать.
Уж  то-то  радость  в  нашей  «бурсе»...

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=112976
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 22.01.2009
автор: Семен Венцимеров