На пути к Богу (очерк)

У  каждого  из  нас,  православных  христиан,  дорога  к  храму  на  пути  к  Богу  своя,  особенная.  С  раннего  детства  я  услышал  о  Христе  из  дедушкиных  уст,  который  научил  меня  Христорождественскому  тропарю.  Немногим  позже  прабабушки  мои  привели  меня,  двенадцатилетнего  мальчишку,  на  Литургию.  В  начале  девяностых,  в  сельской  местности  потихонечку  стали  открываться  храмы.  И  наш,  представлял  собой  простой  молитвенный  дом.  В  нём  было  тесновато,  но  для  тогдашних  прихожан  –  богобоязненных  старушек  и  любознательной  детворы  –  это  был  целый  мир,  интересный  и  непознанный.  Мир,  в  котором  через  молитвы  и  таинства  происходила  долгожданная  и  такая  желанная  встреча  с  Богом!
Помню,  однажды  мы  пришли  в  храм  раньше  обычного  и  увидели  группу  ребят,  которым  добрая  прихожанка,  женщина  лет  сорока,  что-то  рассказывала  о  Господе.  Мне  стало  очень  интересно  послушать  и  я,  как  толстовский  Филиппок,  попросился  присесть  с  ними.  Так,  неожиданно,  став  учеником,  только  что  образовавшейся  при  храме  Святой  Троицы  станицы  Кумылженской  –  воскресной  православной  школы.  Занятия  в  ней  начинались  рано,  за  несколько  часов  до  начала  службы,  с  общей  молитвы.  Мы  стояли  лицом  к  иконостасу  и  повторяли  за  учительницей  тёплые  сакральные  слова.  Помолившись,  рассаживались  на  лавки  за  длинный,  чисто  убранный  стол  и  начинались  занятия.  Они  происходили  в  форме  беседы.  Сначала  Татьяна  Викторовна  в  лёгкой  доступной  форме  давала  нам  необходимый  на  уроке  материал,  а  потом  беседовала  с  нами  о  том,  что  мы  узнали,  что  особенно  понравилось,  а  что  осталось  непонятым.  Мы,  наперебой,  делясь  впечатлениями,  задавали  интересующие  нас  вопросы,  а  она  мудро  отвечала  на  них.    Надо  сказать,  что  нас  было  около  двадцати  учеников  (разного  возраста  детей)  и  мы  очень  тихо  сидели  на  занятиях  пока  говорил  учитель,  не  от  того,  что  нам  не  хотелось  поболтать,  а  потому,  что  мы  были  научены  уважению,  любили  свою  учительницу,  как  родную  маму,  которая  так  увлекательно  рассказывала  нам  различные  библейские  истории,  как  будто  читала  сказку,  а  мы  её  с  упоением  слушали.  Меня  тогда  поразила  история  битвы  между  израильтянами  и  филистимлянами,  в  которой  молодой  пастушок  Давид,  будущий  царь  Израиля,  из  пращи  поразил  грозного  и  могучего  воина  филистимлян  -  великана  Голиафа.  Я  потом  по  картинке  делал  себе  импровизированную  пращу,  влаживал  в  неё  мелкий  щебень  и  пытался  попасть  в  выбранную  цель.  Все  наши  занятия  проходили  очень  живо,  в  доброй  дружеской  атмосфере.  Мы  даже  соревновались  между  собой  в  том,  кто  станет  лучшим  учеником.  Среди  небольшого  числа  отличников  был  паренёк,  Гриша  Мусохранов,  который  впоследствии  стал  священником.  В  церковной  школе  изучался  Закон  Божий  (прот.  Серафима  Слободского),  Катехизис  и  Святое  Евангелие,  также  уделялось  большое  внимание  изучению  молитв,  псалмов  и  церковнославянского  языка.  Церковнославянский  язык  мы  штудировали  по  старинной  церковной  книге  восемнадцатого  века,  которую  наша  учительница  бережно  хранила  в  красивом  цветастом  платке.  Татьяна  Викторовна,  в  то  время,  была  певчей  в  церковном  хоре  и  по  желанию,  учила  нас  основам  клиросного  пения.  По  завершении  каждого  года  (я  проучился  четыре)  были  у  нас  экзамены  по  Закону  Божьему  и  церковнославянскому  языку.  Их  принимали  наши  учительница  и  батюшка  -  протоиерей  Василий  Попов  (если  не  был  в  отъезде).  Уточню,  что  обучение  в  церковной  школе  состояло  из  нескольких  частей.  Первую  его  часть  составляло  время,  отведённое  уроку,  вторая  часть  -  была  нашей  подготовкой  к  исповеди  и  причастию.  Мы,  поначалу,  писали  на  листочке  свои  детские  прегрешения,  а  потом  на  исповеди,  подавали  эти  записочки  батюшке.  Он  их  внимательно  читал,  накрывал  наши  головы  епитрахилью  и  отпускал  нам  грехи.  Позже  мы  уже  этого  не  делали,  а  исповедовались  по  памяти,  самостоятельно.  К  Евхаристии  готовились  за  несколько  дней.  В  утро  перед  причащением  даже  воды  не  пили.      Очень  хотелось  причаститься  правильно,  как  это  делают  прихожане.  Дома  мы  читали  молитвенное  правило,  и  Татьяна  Викторовна  всегда  спрашивала  об  этом.  Были,  конечно,  и  те  ребята,  кто  дома  не  успевал  помолиться  и  тогда  мы  все  вместе  читали  канон  Ангелу  Хранителю  и  Последование  ко  Святому  Причащению.  Подходило  время  начала  службы,  и  все  спешили  в  храм.  Опоздать  на  неё,  а  тем  паче  пропустить  –  было  для  нас  самым  страшным  и  стыдным  делом.  Мы  ходили  в  храм  постоянно,  старались  посещать  его  в  праздники.  Когда  праздник  выпадал  в  будни  -  отпрашивались  со  школы.  Так  мы  становились  прихожанами.  Взрослые,  видя  наше  рвение  к  Богу  –  всячески  поощряли  нас  и  похваливали.  Одна  старушка,  продававшая  тогда  свечи  в  притворе  Храма,  как-то  подарила  мне  красивую  детскую  Библию.  Я  её  потом  из  рук  не  выпускал,  читая  всё  время.  Эта  книга  для  меня  была  вообще  первой  прочитанной  и  именно  после  неё  я  начал  читать  всё  остальное.  После  службы  мы  снова  возвращались  в  класс  и  начиналась  завершающая  часть  нашего  обучения  –  чаепитие.  К  чаепитию  тоже  готовились,  принося  из  дома  всякие  вкусности.  Наши  девочки  вместе  с  Татьяной  Викторовной  накрывали  на  стол,  ставя  на  него  мёд,  варенье,  сахар  и  печенье  с  хлебушком.  А  после  того,  как  Татьяна  Викторовна  разливала  в  чашки  горячий,  ароматный  чай,  мы  недолго  молились  перед  вкушением  пищи,  и  садились  чаёвничать.  За  чаем  снова  лились  разговоры.  Наша  учительница  стремилась  благодатно  использовать  и  это  время  –  рассказывая  нам  разные  притчи  и  поучительные  эпизоды  из  собственной  жизни  и  мы  с  ней,  а  заодно  и  друг  с  другом,  делились  весёлыми  случаями  из  прожитых  нами  дней.  Трапеза  не  завершалась,  пока  последний  человек  не  поест  –  так  было  положено.  Заканчивалось  чаепитие  благодарственной  молитвой.  Но  мы  ведь  не  только  учились,  наша  приходская  жизнь  была  очень  разнообразной.  К  праздникам  или  важным  церковным  датам  проводились  различные  конкурсы.  Я  всегда  участвовал  в  конкурсе  рисунков,  упорно  рисуя  образ  Христа,  или  стоящую  у  Церкви  лошадь,  запряжённую  в  карету.  А  по  большим  праздникам  –  на  Рождество  и  Пасху  –  устраивались  незабываемые  театральные  представления,  сценки  в  которых  некоторые  из  нас  принимали  участие.  Также  были  крестные  ходы,  путешествия  ко  святым  источникам  и  различные  паломнические  поездки.  До  сих  пор  сохранились  яркие  воспоминания  об  одной  из  них.  В  октябре  1996  г.  наш  класс  с  группой  прихожан  поехали  в  Усть-Медведицкий  Спасо-Преображенский  монастырь  города  Серафимовича.  В  то  время  нормальной  догори  к  монастырю  не  было,  а  та,  что  была  пролегала  через  лес  и  это  создавало  определённые  неудобства.  Во-первых,  даже  водитель  толком  не  знал  в  каком  месте  был  расположен  монастырь  (вероятно,  полагаясь  на  Божие  водительство),  а  во-вторых,  дорога  эта  была  ухабистой  и  наш  старенький  автобус  мотало  из  стороны  в  сторону,  как  хлипкую  лодчонку  на  сильных  волнах.  Всё  осложнялось  ещё  тем,  что  в  то  утро  из-за  густого  тумана  видимость  была  практически  нулевой.  Страху  мы  натерпелись.  Автобус  то  наклоняло  и  подбрасывало,  то  он  пробуксовывал  в  ямках.  Несколько  старушек  не  выдержав,  опускались  на  колени  посреди  салона  и  начинали  усердно  молиться,  другие  пассажиры  следовали  их  примеру,  но  молились  сидя  на  местах.  Вскоре  из  молочного  облака  тумана  показался  красным  молодцем  –  монастырь!  Как  мы  тогда  были  рады  не  передать  словами.  Встречали  нас  несколько  иеромонахов,  старший  из  которых  -  иеромонах  Савин  (Аганин)  любезно  пригласил  нашу  группу  к  монастырю.      Подходило  время  молитвы,  а  так  как  монастырь  был  разрушен  и  его  восстанавливали,  службы  в  нём  не  велись,  а  проходили  в  маленькой  церквушке  неподалёку.  Молитва  с  монахами  отличалась  от  нашей,  приходской,  особенной  строгостью  и  тихим  величием.  Все  слова  песнопений  слышались  чётко  и  красиво.  На  душе  было  необычайно  тихо  и  тепло.  Свет,  наполнявший  пространство  из-за  множества  свечей,  делал  службу  сказочной.  Глубоко  погрузившись  в  молитвенное  состояние,  мы  не  заметили,  как  дивно  она  завершилась.      По  благословению,  несколько  монахов  повели  нас  в  двухэтажный  Храм  в  честь  Казанской  иконы  Божьей  Матери  с  боковым  пределом  Петра  и  Павла  и  первым  этажом  –  во  имя  преподобного  Арсения  Великого.  Этот  древний  храм  при  монастыре  рассчитан  на  две  тысячи  человек.    Сам  монастырь  был  основан  в  1653  году  как  мужской  и  назывался  «Казачья  межгорская  пустынь».

Во  времена  Правления  Екатерины  II  на  территории  России  половина  монастырей  закрывались,  и  монастырь  на  Дону  не  стал  исключением.  По  Божьему  промыслу  в  последствии  на  этом  месте  была  устроена  женская  обитель.  Называлось  это  место  «Усть-Медведицкий  женский  монастырь».  Жемчужиной  монастыря  была  матушка  Арсения  (Себрякова),  в  конце  жизни  –  схимонахиня,  игуменья  (канонизирована  в  2016  году).  Это  по  её  горячему  желанию  был  воздвигнут  Казанский  Храм  в  Византийском  стиле  (идентичный  Храм  есть  только  на  Афонской  горе).  Расписывал  его  –  архимандрит  Симон.    Когда  мы  вошли  внутрь,  все  кругом  было  в  состоянии  большого  упадка:  несколько  итальянских  мраморных  колонн  и  стены  храма  были  исписаны  срамными  словами,  повсюду  валялись  обломки  кирпича  и  прогнившие  доски.  Всё  это  требовало  невероятных  сил  и  средств  для  восстановления.  После  прошения  архиепископа  Германа,  Русская  Православная  Церковь  в  1991  году  постановила  открыть  здесь  мужскую  обитель,  а  уже  в  1992  году  сюда  прибыла  братия  с  целью  возрождения  монастыря.  За  время  своего  пребывания  здесь  монахи  отремонтировали  крышу,  восстановили  перекрытия  между  верхней  и  нижней  частями  здания.  Они  нам  и  поведали  о  том,  что  во  времена  советской  власти  тут  была  дизельная  электростанция  с  девятью  цилиндрами.  Это  способствовало  разрушению  Храма.  У  Храма  была  уникальная  система  отопления.  Ныне  лучшие  специалисты  не  могут  понять  каким  образом  тепло  расходилось  по  стенам  и  всё  здание  отапливалось.  С  нижнего  этажа  тепло  шло  наверх  и  таким  образом  оба  этажа  круглый  год  принимали  верующих  и  совершались  богослужения.  Нижний  храм  также,  как  и  верхний  -  в  плачевном  состоянии.  Он  нас  привлёк  тем,  что  там  в  церковном  притворе  Арсения  Великого  начинался  вход  в  пещеры.  Матушка  Арсения  желая  принять  схиму,  для  затвора,  вместе  со  своими  помощницами  (инокинями  Агнией,  Викториной  и  Никодимой)  выкопала  пещеры,  а  в  последствии  хотела  устроить  в  них  подземный  Храм,  но  не  успела.  Работы  велись  тринадцать  лет.  Пещеры  имели  форму  кольца  и  в  них  было  два  хода.  Первый  и  основной  назывался  «Крестным  путем  Спасителя»,  а  второй  –  «Страстным  путём  Божьей  Матери».  Общий  ход  подземелья  составлял  около  165  метров.  Сейчас  пещеры  приведены  в  порядок  и  покрыты  тонким  слоем  штукатурки.  Потолок  и  стены  здесь  влажные  (монахи  говорили,  что  стены  высохнут,  как  только  будет  отопление),  сама  влага  сладенькая  на  вкус.  В  пещерах  мы  ходили  со  свечами.  Пламя  свечи  не  колебалось  и  горело  ровно.  Дышалось  легко.  Нас  провели  к  святыне  храма  –  чудотворному  камню,  на  котором,  по  преданию,  молилась  игуменья  Арсения.  Мы  по  очереди  прилаживались  к  нему,  прося  Бога  каждый  о  своём,  но  безусловно  о  самом  важном.  

…Последним  я  крест  возложил,
К  коленям  в  камне  приложился.
И  словно  заново  родился  –
Как  будто  на  земле  не  жил.

«К  коленям  в  камне…»,  да  камень  имеет  четыре  углубления  повторяющих  очертания  ладоней  и  колен  молящегося  человека.  Как  они  появились  на  нём  никто  не  знает.  По  одной  версии  их  оставила  игуменья  Арсения,  долгие  годы,  горячо  молившиеся  на  камне,  по  второй  –  явила  сама  Пресвятая    Богородица  в  назидание,  как  должно  молиться  людям.  По  исследованиям  учёных  химический  состав  камня  имеет  неземное  происхождение.  Ходя  по  пещерам,  мы  останавливались  для  бесед  с  монахами,  в  которых  они  многое  нам  рассказывали.  Говорили,  что,  когда  почила  игуменья  Арсения,  монахини  раздели  её  чтобы  омыть  тело  по  православному  обряду  и  обнаружили  на  нём  вериги.  Игуменья  носила  тяжёлые  цепи,  вероятно  для  смирения.  Во  времена  богоборчества  был  дан  приказ  найти  её  захоронение  и  уничтожить  тело.  Захоронение  отыскали  и  вскрыли  гроб.  Игуменья  Арсения  выглядела  так,  как  будто  не  умерла,  а  заснула.  Её  обливали  кислотой,  но  кислота  не  причиняла  ей  вреда,  стекая  с  лица  и  тела,  как  обыкновенная  вода.  Испугавшись,  анархисты  убежали,  оставив  тело  у  осквернённой  могилы.  Один  добрый  христианин  ночью  похоронил  матушку  Арсению  у  одной  из  стен  монастыря.  Монахи  искренне  надеются,  что  по  молитвам  верующих,  Господь  в  будущем  укажет  это  место.  При  жизни  у  матушки  Арсении  был  игуменский  домик,  который  в  советское  время  несколько  раз  разбирался  предприимчивыми  людьми  с  целью  продажи.  Днём  разбирали  стену,  а  наутро  чудесным  образом  домик  восстанавливался.  Было  предпринято  несколько  неудачных  попыток.  Домик  оставили  в  покое,  но  через  какое-то  время  взорвали.  А  на  этом  месте,  многим  позже,  построили  другой.  Было  рассказано,  что  после  Великой  Отечественной  Войны  в  пещерах  под  монастырём  находили  детские  скелеты.  Видимо,  тогда  детишки  прятались  и,  не  найдя  выхода  погибали.
В  пещерах  есть  ход,  который  ведёт  под  водой  на  ту  сторону  Дона.    Об  этом  нам  поведал  один  из  монахов  бывших  тогда  в  обители.  Но  нас,  детей,  туда  не  повели  (не  взяли  на  себя  такую  ответственность).  Здесь  же  есть  колодец,  но  в  нем  нет  воды.  После  экскурса  по  пещерам  мы  были  приглашены  в  игуменский  домик  -  трапезную  на  монашескую  трапезу.  Впечатлили  добротные  деревянные  резные  лавки.  Сама  пища  была  простой,  но  отчего-то  очень  вкусной.  Вкуснее  её  я  не  ел  доныне.  Монахи  объяснили  это  просто:  пища  вкусная  от  того,  что  приготовлена  с  молитвой.  После  трапезы,  мы  ещё  немного  постояли  у  монастырских  стен  и  благополучно  возвратились  домой.  Позже  я  написал  стихотворение  о  том  паломничестве:

Я  был  в  прекраснейшем  из  мест,
Душевной  жаждою  гонимый.
Там  миром  правит  только  крест
И  храм  стоит  там  нерушимый.

Монахи  молятся  о  том,
Что  б  в  жизни  было  больше  света,
Наш  мир  наполнен  был  добром
И  чистою  была  б  планета.

А  Татьяна  Викторовна,  тоже  сделала  записи  о  той  поездке  в  своей  паломнической  тетрадке.  В  эту  тетрадь  она  записывает  все  главные  события  приходской  жизни  –  особое  место  уделяя  поездкам  по  святым  местам.  
Татьяну  Викторовну,  я  знаю  более  четверти  века.  Мне  посчастливилось  не  только  учиться  у  неё,  но  и  несколько  раз  быть  её  гостем.  Она  очень  радушная  хозяйка.  Все  в  её  доме  просто  и  строго  одновременно.  Всё  дышит  Господом.  И  свет,  который  наполняет  ее  тёплый  дом,  её  комнатку-келью,  в  которой  очень  много  икон,  и  её  стихи-песни  которые,  словно  Божье  дыхание  очищают  и  излечивают  душу.  Она  всегда  пригласит  к  столу.  Накормит  настоящей  простой,  вкусной  и  ароматной  едой,  напоит  горячим  чаем  с  душистым  вареньем.  Обязательно  помолится,  а  потом  споёт  свои  песни-молитвы.  А  после  ухода  от  неё,  долго  не  покидает  тебя  ощущение  доброты,  полноты  духа  и  гармонии...  Свои  стихи-песни  она  пишет  с  юности,  а  после  прихода  в  Церковь,  они  стали  духовными,  благотворно  влияющими  на  душу  слушателя:
                                                                                   
Святых  привычный  строгий  взгляд,
Лампады  огнь  и  свет,
Молитвослов,  елей,  вода,
Просфоры,  ладан,  Крест.
И  православный  календарь,
И  четки,  и  Псалтирь,
Евангелие  -  Божий  дар...
Вот  мой  покой  и  мир.
И  это  -  Царствие  внутри
И  келия  моя.
Войду,  тихонько  затворив
входные  двери,  я.
Снаружи  холод  или  зной,
Дожди  или  снега,
Советы  злых  и  волчий  вой,
Гроза  иль  ураган.
Они  никак  не  повредят
Сокровище  мое,
Его  дала  мне  Церковь  -  Мать,
Ведь  я  -  дитя  Её.
Гори,  лампадочка  моя,
Иконы  освящай.
Молись,  убогая  душа,
Молись,  не  прекращай.

                                                         автор  Татьяна  Курина

О  Татьяне  Викторовне  Куриной  в  октябре  2006  года  мной  был  снят  авторский  фильм-концерт  «Две  Татьяны»  который  можно  посмотреть  в  интернете,  на  портале  https://www.youtube.com/  в  свободном  доступе.  А  в  августе  2018  года  вышел  фильм  «Зёрна  веры»,  который  выступает  продолжением  первой  картины.  Жизнь  Татьяны  Викторовны  неразрывно  связана  с  Церковью.  Сейчас  она  регент,  а  раньше  у  неё  было  ещё  одно  послушание  –  руководство  Православным  образовательным  центром  Покрова  Пресвятой  Богородицы  в  нашей  станице.  Татьяна  Викторовна  добилась  чтобы  старинное  здание,  в  котором  в  военные  годы,  был  госпиталь  для  солдат,  а  ещё  ранее  -  церковно-приходская  школа,  вновь  вернули  Церкви.  Собственными  силами  и  усилиями  неравнодушных  прихожан  отремонтировала  его,  открыла  там  шикарную  православную  библиотеку,  трапезную  и  помещение,  где  иногда  проводятся  службы.  В  Православном  центре  любой  страждущий  мог  получить  помощь,  а  Татьяна  Викторовна  проводила  встречи  с  людьми  на  религиозные  темы,  мудро  отвечая  им  на  их  вопросы.  Я  часто  бывал  на  них,  даже  одно  время  читал  людям  лекции  по  житиям  святых.  Сейчас  наше  служение  продолжается:  её  при  Храме,  а  моё  на  литературном  поприще.  Я  стараюсь,  чтобы  моё  творчество  приводило  читающего  человека  ко  Христу,  помогало  ему  найти  путь  к  Богу.

01-04.11.2021  г.
Алексей  Ильичев-Морозов
станица  Кумылженская

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=932455
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 30.11.2021
автор: Алексей Ильичёв-Морозов