По поводу одной аналогии


           Шпенглер  в  "Закате  Европы"  проводит  мысль,  что  империя  Карла  Великого  имела  характер  донационального  феодального  объединения  и  именно  из  него  впоследствии  сформировались  сословные,  национальные  государства  -  Италия,  Франция,  Германия.  В  этой  связи  мне  пришло  на  ум:  а  почему  бы  не  провести  аналогию  между  империей  Карла  Великого  и  Киевской  Русью.  Вполне  допустимо,  на  мой  взгляд,  определить  Киевскую  Русь  как  нашу  восточно-европейскую  империю  Карла  Великого.  Это  наше  раннефеодальное,  донациональное,  государственное  объединение,  на  перегное  которого  впоследствии,  несколько  столетий  спустя,  должны  были  сформироваться  три  классических  национальных  государства  -  Россия,  Украина  и  Беларусь.  Они  должны  были  оформиться  естественным  путём,  без  принуждения,  по  ходу  истории  также  как  это  случилось  с  вышеупомянутыми  странами  в  Западной  Европе.  Организоваться  как  самостоятельные  государственные  единицы  со  своими  аристократией,  языками,  традициями,  причём  организоваться  не  в  восемнадцатом  и  не  в  девятнадцатом  веке,  а  значительно  раньше.  Если  следовать  логике  и  аналогии,  то  так  должно  было  случиться,  но  так  не  случилось  -  почему?  Тут-то  и  начинается  самое  интересное,  на  лицо  огромная  дистанция  между  логически  правильной,  умозрительной  схемой  и  живым  дыханием  истории.

           Начнём  с  религии.  Хотя  я  и  провожу  аналогию,  но  я  ни  в  коей  мере  не  ставлю  знака  равенства  между  этими  двумя  раннефеодальными  объединениями.  Аналогия  не  означает  идентичность,  это  весьма  приблизительное,  схематичное  подобие,  подобие  в  общих  чертах,  похожесть,  которая  бросается  в  глаза,  но  не  более.  Начнём  с  того,  что  империя  Карла  Великого  не  возникла  на  пустом  месте,  не  появилась  с  ноля,  нет,  ей  предшествовала  довольно  таки  бурная,  в  том  числе  и  неварварская  предыстория.  Территория  на  которой  организовал  своё  государство  Карл  Великий,  была  уже  обильно  унавожена  древним  Римом,  она  была  не  ничейной,  а  романской  и  это  важная  характерная  особенность,  отличающая  государство  франков  от  государства  восточных  славян,  которое  возникло  без  долгих  предысторий,  как  бы  из  ниоткуда,  на  совершенно  исторически  не  освоенном  месте.  В  цивилизационном  плане  землю  под  Киевской  Русью  можно  смело  считать  чистым  листом.  Русь  началась  именно  с  чистого  листа,  на  котором  ни  греки,  ни  римляне  не  оставили  своих  великолепных  каракуль.  Разумеется,  наличие  большой  и  впечатляющей  предыстории  способствовало  ускоренному  развитию  национального  элемента,  это  был  своего  рода  нашатырь,  приводивший  в  сознание  германский  этнос.  Зёрна  варварских  племён  упали  на  хорошо  удобренную  романскую  почву.

           Есть  ещё  один  аспект  различающий  эти  два  феодальные  объединения  -  христианство.  Принятие  христианства  как  правило,  действовало  тонизирующе,  оно  выводило  народ  из  полусонного,  языческого  состояния,  значительно  ускоряя  его  обмен  веществ  и  кровообращение.  Христианство  -  замечательный  афрозодиак,  прекрасное  возбуждающее  средство,  приводящее  в  чувства  принявшие  его  народы.  Германские  племена  крестились  значительно  раньше  восточных  славян,  империя  Карла  Великого  с  самого  начала  организовывалась  как  империя  христианская,  включавшая  в  свой  состав  в  основном  крещённые  народы.  В  то  время  как  Киевская  Русь  возникла  исключительно  на  почве  исконно  языческих  верований,  что  также  в  свою  очередь,  парадоксальным  образом,  тормозило  развитие  национального  начала,  делая  его  более  бессознательным.

           Христианство  как  хорошая  зуботычина  в  рожу  ничего  не  понимающего  спросонок  народа,  она  быстро  мотивировала  и  ставила  на  ноги.  Неудивительно  что  империя  Карла  Великого  официально  не  просуществовала  и  полувека.  Центробежная  сила  форсировано  формирующихся  народов  разорвала  её  на  части.  Хотя  сама  официальная  церковь  пыталась  удержать  народы  в  едином  сосуде  империи,  противясь  её  разделу.  И  в  этом  парадоксальная  роль,  которую  сыграло  христианство  в  судьбе  империи  Карла  Великого.  С  одной  стороны  оно,  как  учение,  пробудило  германские  народы  от  аморфной,  языческой  летаргии,  ускоряя  процесс  самоидентификации,  а  с  другой  стороны  оно,  уже  как  церковь,  пыталось  удержать  и  устаканить  эти  народы  в  рамках  единого,  неделимого  государства,  накинуть  на  всех  общую,  светскую  узду.  Западня  церковь  только  примеряла  на  себя  роль  сверхдержавы  и  в  то  время  она  была  полностью  на  стороне  империи,  чувствовала  с  ней  родство,  шла  с  оной  в  одной  упряжке.  Взяв  на  вооружение  принцип  "  единая  церковь  -  единое  государство",  она  резонно  считала,  что  в  одной  большой  Европе  ей  будет  более  сподручно  царить  в  умах.  Надо  признаться,  что  это  был  короткий  союз  и  в  дальнейшем,  в  новых  уже  исторических  обстоятельствах,  церковь  старалась  вести  исключительно  свою  собственную  игру,  иногда  идя  на  откровенную  конфронтацию  с  королевской  властью.

           Племена  составляющие  Киевскую  Русь  стартовали  значительно  позже  и  стартовали  с  чистого  листа,  поэтому  темпы  их  национализации  не  были  столь  стремительными  и  впечатляющими,  бросающимися  в  глаза.  Но  вполне  вероятно,  что  в  идеальных  условиях,  так  сказать,  в  лабораторной  среде  Русь  со  временем  также  расслоилась  бы  на  несколько  враждующих  друг  с  другом,  национальных  государств.  Собственно,  к  этому  всё  и  шло  и  наверняка  бы  пришло,  рано  или  поздно,  если  бы  не  одно  "но".  Восточная  Европа,  как  оказалось,  это  не  тоже  что  Европа  Западная,  здесь  история  сыграла  по-другому.  Она  как  будто  не  желала  повторять  одну  и  ту  же  партию  дважды,  даже  несмотря  на  местный  колорит  и  разницу  в  пятьсот  лет.

           Разумеется,  чистота  эксперимента  в  истории  понятие  весьма  и  весьма  относительное,  не  бывает  двух  идентичных  ситуаций,  повторения  в  принципе  невозможны,  история  не  стреляет  дуплетом,  что-то  обязательно  идёт  не  так,  что-то  обязательно  вмешивается  в  естественный  ход  событий  и  путает  карты.  На  этот  раз  таким  джокером  оказались  вышедшие  на  авансцену  племена  татаро-монгол.  Они  -  чёрный  лебедь  Восточной  Европы.  Кстати,  в  Западной  Европе  тоже  был  аналогичный  эпизод,  который  грозил  ей  тем  же  чем  нам  татаро-монгольская  навала,  то  есть  некоторой  дезориентацией  в  пространстве  истории,  сбитым  надолго  национальным  прицелом,  я  имею  в  виду  нашествие  арабов  аль-Андалусии.  Правда  это  случилось  ещё  до  Карла  Великого  и  франки  под  предводительством  Карла  Мартелла  сумели  его  успешно  отразить.  Франки  сумели,  а  мы  -  нет.  После  этого  Западная  Европа  долго  и  продуктивно  варилась  в  собственном  соку,  обкатывая  свои  национальные  особенности,  в  то  время  как  мы  угодили  на  липкую  ленту  замедленного,  подневольного  существования,  увязли  в  тягучем  болоте  истории.  

           Киевскую  Русь  разорвали  на  шматки,  захапали  и  распихали  по  карманам.  Процесс  образования  национальных  государств  был  значительно  заторможен,  всё  дальнейшее  самоопределение  восточно-славянских  племён  происходило  под  сильнейшим  иноземным  гнётом.  Видеть  в  татаро-монголах  корень  зла  -  сегодня  это  общее  место.  Я  не  хочу  вешать  на  них  всех  собак,  но  мысль  что  татаро-монголы  сыграли  свою  роковую  роль  в  истории  Восточной  Европы,  по-моему,  очень  наглядна  и  не  требует  особых  доказательств.  Это  действительно  так  и  есть.  История  Восточной  Европы  переломилась  надвое,  хрустнула  пополам,  она  со  всей  очевидностью  делиться  на  до  татаро-монгольский  период  и  после.

           Да,  процесс  образования  национальных  государств  был  сильно  заторможен,  но  заторможен  не  везде  одинаково.  В  конце  концов,  по  итогам  всех  пертурбаций  наибольшую  самостоятельность  сохранило  московское  государство,  которое,  хотя  и  было  данником  Орды,  но,  в  отличие  от  земель  нынешней  Украины  и  Беларуси,  всё  же  не  входило  в  состав  чужого  владения.  Это  давало  ей  значительную  фору  в  самореализации.  Новоиспечённым,  с  пылу  и  жару  нациям  жизненно  необходима  точка  приложения  сил,  они  обязаны  в  чём-то  преуспеть,  в  чём-то  себя  реализовать,  добиться  каких-то  результатов.  У  России  такая  точка  приложения  сил,  на  мой  взгляд,  была  -  она  исподволь,  но  всё  же  прирастала  новыми  землями,  в  том  числе  и  не  входившими  до  этого  в  состав  Киевской  Руси.  Московское  государство,  будучи  под  игом,  всё  же  как-то  расширялось  и  увеличивалось  в  размерах.  Украина  и  Беларусь  в  это  же  время  работали  на  холостых  оборотах,  они  не  имели  возможности  в  должной  степени  проявить  себя  как  нации  самостоятельные,  их  национальное  чувство  оказалось  смятым  и  скомканным,  их  национальное  эго  долго  не  имело  возможности  выпустить  пар.  Очень  трудно  оформиться  как  нация,  находясь  постоянно  в  депрессивном  состоянии,  исключительно  на  негативных  эмоциях,  успехи  для  этого  необходимы  как  воздух,  иначе  национальное  чутьё  начинает  задыхаться,  чадить  и  выедать  глаза  дымом.  Очень  трудно,  но  вполне  возможно.  Разумеется,  национальное  сознание  не  умирает  совсем,  но  лишённое  кислорода  начинает  глубоко  и  неблагодарно  тлеть.  Чувствовать  свою  национальную  самость  возможно  как  в  горе,  так  и  в  радости,  но  насколько  проще  и  быстрее  это  ощутить,  находясь  именно  на  волне  успеха,  будучи  в  фаворе  истории.  Беларусь  и  Украина  пережили  такой  глубокий,  подземный  период  национального  становления,  период  безкислородный,  удушливый,  выедающий  очи.

           Хотелось  бы  остановится  ещё  на  одном  моменте:  влияет  ли  форма  общественных  отношений  на  формирование  понятия  национального?  Другими  словами  насколько  феодальная  и  рабовладельческая  системы  к  этому  причастны,  если  причастны  вообще.  Мне  кажется,  что  да  -  влияют  и  причастны.  Я  утверждаю,  что  феодальная  система  как  таковая,  даже  без  потворства  других  сопутствующих  факторов,  более  способствует  возникновению  и  развитию  понятию  национального.  Она  как  бы  к  этому  предрасположена  изначально  в  отличие  от  системы  рабовладельческой,  которая  вяло  интересовалась  национальным  вопросом  и  никогда  на  нём  не  зацикливалась.  В  национальном  плане  она  не  была  столь  щепетильна  и  могла  себе  позволить  что-то  вроде  этнической  всеядности.  Например,  быть  евреем  во  времена  Цезаря  и  Людовика  ХI  это  далеко  не  одно  и  то  же.  Конечно,  тому  было  много  причин,  но  не  последняя  из  них  именно  некое  национальное  равнодушие  эпохи  рабовладения,  её  национальная  "недоразвитость",  когда  подавляющее  большинство  народов  находилось  в  каком-то  полусонном,  протонациональном  состоянии.  Нет,  национальные  различия  не  отсутствовали  полностью,  но  были,  словно  полустёрты,  они  не  являлись  определяющими  для  человека,  о  них  поминали  мимоходом,  как  бы  невзначай,  на  них  смотрели  сквозь  пальцы,  их  имели  в  виду,  но  глубоко  на  заднем  плане.  Рабовладельческая  система  была  гораздо  более  космополитичней  системы  феодальной.  Почему?  

           На  мой  взгляд,  одна  из  главных  причин  тому:  раб  и  крестьянин  -  явления  совершенно  полярные,  они  ни  в  чём  абсолютно  не  совпадают,  они  по  духу  противоположны  друг  другу,  смотрят  в  разные  стороны.  Рабы  оторваны  от  почвы,  крестьяне  наоборот,  всю  жизнь  ею  болеют;  рабы  легки  на  подъём,  они  невесомы,  крестьян  же  не  стронуть  с  места,  они  тяжелы,  как  камень;  рабы  не  имеют  корней,  крестьяне  только  ими  и  живут;  рабы  лишены  домашнего  очага,  для  крестьян  же  это  святая  святых,  на  которой  зиждется  их  бытие;  рабы  не  помнят  предков,  крестьяне  же  спят  с  их  костями  в  обнимку.  Национальная  подоплёка  выходит  на  передний  план  именно  во  времена  феодалов,  в  эпоху  поголовного  христианства,  что  тоже  немаловажно.  Я  даже  не  знаю  насколько  уместно  говорить  о  фольклоре  в  эру  рабовладения,  ведь  фольклор  это  то,  что  произрастает  из  почвы,  из  вязкой,  крестьянской  среды.  Если  хотите,  то  фольклор  это  следствие  профессиональных  навыков,  в  данном  случае  навыков  людей,  которые  буквально  упиваются  землёй.  Раб  же  чужд  земле,  он  равноудалён  от  всякого  ремесла,  это  явление  более  универсального  порядка  и  поэтому  плохо  уживающееся  со  всякими  национальными  традициями.  

           Раб  да  и  всё  население  античности  вообще,  это,  прежде  всего,  люди  унифицированные,  они  не  привязаны  ни  к  чему,  они  с  лёгкостью  находят  себе  новое  место  жительства,  они  всюду  свои,  всюду  среди  своих,  всюду  чувствуют  себя  дома.  Для  человека  же  средневековья  -  дом  только  там  где  он  родился,  где  сгнили  его  предки,  он  врос  в  свою  Родину  по  самый  подбородок.

           Интересна  ещё  роль  христианства  в  образовании  национального,  ибо  если  разобраться  то  христианство  как  идеология  очень  космополитично,  не  делающее  различия  между  греком,  римлянином  и  евреем.  Так  почему  же  оно  сыграло  столь  немаловажную  роль  в  формировании  национального  чувства?  В  чём  причина  его  национального  пристрастия?  Может  потому  что  язычество  как  религия,  смотрело  на  человека  очень  поверхностно,  придавая  особое  внимание  его  внешней  стороне.  Это  особенно  наглядно  заметно  если  сравнивать  христианство  с  религией  античности.  Для  эллина,  например,  прежде  всего  имело  значение  внешность  человека,  его  пол,  он  сфокусирован  именно  на  поле,  в  этом  фишка  античности:  глубины  духа  прятались  в  тени  половых  принадлежностей.  Но  христианство  всё  кардинально  изменило,  по  сути  оно  соскоблило  с  человека  все  его  половые  признаки,  на  них  невозможно  было  задержать  взгляда,  гладкий,  как  отполированный,  без  ***  и  задоринки,  он  стал  прежде  всего  вместилищем  духа.  Открылась  великая  роскошь  человеческой  души,  разнообразие  его  тонов  и  полуоттенков,  одним  из  которых  как  раз  и  была  национальная  принадлежность.  Вместо  принадлежности  к  полу  на  сцену  выходит  этническая  принадлежность.  Национальная  идентичность  начала  весить  не  меньше  а  то  и  больше  чем  гендерная.  Именно  гипертрофированное  внимание  христианства  к  внутреннему  миру  человека  и  породило  ситуацию,  когда  этническое  стало  превалировать  на  половым.  Теперь  уже  вопрос  стати  стал  стыдливо  ютится  и  прозябать  в  тени  раскидистого  древа  национального  чувства.  И  как  раз  в  этом  была  фишка  раннего  средневековья,  наиболее  религиозного  из  времён.  Положение  начало  кардинально  меняться  только  с  приходом  эпохи  Возрождения.  Но  это  уже  другая  история,  далеко  отстоящая  от  первоначальной  темы  разговора,  связанной  с  аналогией  между  Киевской  Русью  и  империей  Карла  Великого.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=931169
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 17.11.2021
автор: Олег Шкуропацкий