…сон золотой

Это  любопытно.  Второй  год  Земля  в  карантине,  а  в  кино  и  сериалах  герои  до  сих  пор  без  масок  -  кроме  случаев,  когда  наличие  маски  обусловлено  функцией  персонажа  (напр.,  медик).  Это  и  понятно:  без  масок  обошлись  даже  в  Маски-шоу,  прибегнув  вместо  них  к  гриму.  Лицо  же  недаром  называют  иногда  таблом:  на  этом  табло  можно  многое  прочитать,  а  если  закрыть  его  маской,  то  все,  кина  не  будет.  Так  что  да,  нарушение  масочного  режима  в  кино  вполне  понятно,  объяснимо  и  желательно.

Но  вот  что  по-настоящему  любопытно:  не  припомню,  чтобы  мне  за  карантинный  год  приснился  хоть  кто-нибудь  в  маске.  Да  я  и  не  хотел  бы  этого  -  кроме  случаев,  когда  наличие  маски  обусловлено  функцией  персонажа.  Значит  ли  это,  что  сновидения  устроены  как  кино  или  кино  как  сновидения?  Об  этом  можно  дискутировать,  но  важнее  здесь  другое  -  а  именно  нечто  общее  для  сновидений  и  кино  (рискну  предположить,  и  для  прочих  искусств).  Это  то,  каким  образом,  в  какую  сторону  сны  и  кино  отличаются  от  повседневной  жизни.  Всё  в  них,  по  большому  счету,  как  в  жизни,  самую  чуть  не  так,  но  благодаря  этой  малости  сны  и  фильмы  получаются  гораздо  интереснее,  чем  жизнь  в  их  основе.  Они  как  бы  "докрученная"  до  уровня  интереса  (или  искусства)  жизнь  -  или,  по  слову  Гайдара,  украшенная  (не  приукрашенная,  а  именно  украшенная).  Этот  неожиданный  смысл  с  детства  знакомого  диалога  открылся  мне  словно  сам  собой,  когда  я  задумался  о  снах,  искусстве  и  феномене  интересного:
"-  Но  послушайте,    вы  все  шутите,  -  обиженно  заметил  сверху  круглолицый  паренек.  -  Ведь  ничего  этого  вовсе  так  не  бывает.
-  Да,    я  шучу,    молодой  человек,    -    вытирая  платком  лоб,  хладнокровно  ответил  дядя.  -  Шутка  украшает  жизнь.  А  иначе  жизнь  легка  только  тупицам  да  лежебокам."  (Судьба  барабанщика).  -  Прочитайте  это  как  "искусство  украшает  жизнь"  -  и  мысль  приобретает  полноту  и  завершенность.

Вот  над  этим  бьются  все,  кто  садится  за  пишущую  машинку  или  в  режиссерское  кресло:  сделать  интересно.  И  это  -  один  из  наибольших  камней  преткновения,  потому  что  -  КАК?!  Как  сделать  интересно?  Думаю,  сновидение  -  это  подсказка:  все  там,  как  в  жизни,  но  чуть-чуть  не  так,  ровно  на  такую  чуть,  которая  делает  его  захватывающе  интересным.

Например,  в  моем  рассказе  "Навсегда"  герой  слышит,  как  звонит  телефон  в  запертой  квартире;  хозяйка  квартиры  умерла  10  лет  назад,  никто  там  не  живет,  но  телефон  по-прежнему  работает  и  время  от  времени  настойчиво  и  подолгу  дребезжит  звонком.  Задумавшись  об  этом,  герой  оказывается  в  этой  квартире  и  принимает  звонок  -  а  это  звонит  покойная  соседка,  просит  полить  цветы  и  забрать  квитанции  из  почтового  ящика.  То  есть  до  какого-то  момента  все  шло  именно  так,  как  в  жизни,  буднично,  обыкновенно,  но  потом  история  делает  шаг  в  сторону  (герой  попадает  в  запертую  квартиру)  -  и  рассказ  становится  интересным.  Объяснять,  как  можно  пройти  сквозь  дверь  или  поговорить  по  телефону  с  тем  светом,  не  нужно  -  это  сделает  историю  скучной.  Мы  же  не  останавливаем  сновидение,  когда  нам  снится  необъяснимое  или  маловероятное?

А  еще  обратите  внимание,  какую  степень  свободы  автору  (сновидцу)  дает  тот  маленький  первый  шаг,  который  вывел  его  за  рамки  обыденности!  Проникнув  как-то  за  дверь,  запертую  на  замок,  мой  герой  дальше  уже  не  связан  узами  реальности    и  получает  мандат  на  дальнейшие  приключения  в  мире,  во  всем  похожем  на  наш,  но  гораздо  более  склонном  от  этого  сходства  отступать.

Да,  сновидение  -  это  подсказка.  Об  этом  в  экспресс-курсе  "Как  написать  рассказ"  говорил  Дмитрий  Быков:  "рассказ  должен  быть  похож  на  сон".  Наверное,  то  же,  но  другими  словами  утверждал  Густав  Водичка,  восклицая  с  негодованием  "Да  кого  интересует  правда!"  -  это  не  апология  неправды,  это  требование  писать  (снимать  кино,  видеть  сны...)  интересно.

И  вот  именно  на  этой  границе  и  начинается  искусство  -  потому  что  мастер,  отступив  от  правды  жизни,  расскажет  интересную  историю,  а  бездарь  -  наврет.  Об  этом  говорил  Шкловский:  "У  Гоголя  черт  входит  в  избу  -  верю,  у  писателя  Н.  учительница  входит  в  класс  -  не  верю!"  Полагаю,  что  вот  это  читательское  верю/не  верю  не  в  последнюю  очередь  зависит  от  той  самой  общей  черты  сновидений  и  кино:  читать  про  черта  интересно,  а  про  учительницу  -  не  слишком.

Впрочем,  и  про  учительницу  может  быть  интересно.  Как  этого  добиться,  чудесно  показывают,  например,  античные  мифы:  так,  критяне  рассказывали  о  своем  царе  Миносе  как  мудром  правителе,  который  дал  людям  первые  на  Земле  законы.  Афиняне  -  напротив,  толковали  о  нем,  как  о  жестоком  деспоте,  который  брал  дань  с  Афин  юношами  и  девушками,  чтобы  накормить  мутанта  Минотавра,  запертого  в  лабиринте,  куда  однажды  отправился  герой  Тесей,  чтобы  сразиться  с  монстром.  Эллины,  конечно,  помнили  обе  версии,  однако  куда  охотнее  пересказывали  афинский  миф  о  Миносе  -  потому  что  он  интереснее!  Потому-то  именно  этот  миф  памятен  человечеству  до  сих  пор,  а  критянская  версия  событий  интересует  в  основном  узких  специалистов  -  историков,  археологов  и  правоведов.

Впрочем,  и  жизнь  иногда  способна  на  захватывающие  повороты  сюжета  -  но  в  последние  десятилетия  человек  предпочитает  читать  именно  эти  сюжеты,  т.н.  нон-фикшн,  вместо  предельно  точных  реалистических  романов,  в  которых  все  до  копейки,  как  в  жизни,  но  только  этого  никогда  не  было.  Не  менее  охотно  человек  почитает  и  о  том,  чего  никогда  не  случалось,  -  но  только  это  должно  быть  интересно,  то  есть  больше  похоже  на  сновидение,  чем  на  повседневность.  Полагаю,  можно  и  так  трактовать  всем  известные  строки  Беранже  в  переводе  В.С.  Курочкина:

Господа!  Если  к  правде  святой
Мир  дороги  найти  не  умеет  -
Честь  безумцу,  который  навеет
Человечеству  сон  золотой!

IV.2021

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=912791
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 04.05.2021
автор: Максим Тарасівський