Личный счет

Тексты  –  это  нечто  вроде  долгов.  Проникший  в  голову,  а  тем  более  початый  текст  обременяет  сознание  и  отягощает  совесть.  На  нем,  как  на  самом  настоящем  долге,  нарастают  проценты  и  пени,  штрафы  и  неустойки.  И  однажды  он  приходит  за  тобой  и  уводит  в  долговое  рабство;  сколько  оно  продлится,  зависит  только  от  тебя,  но  пока  текст  не  будет  готов,  ты  останешься  в  полном  его  распоряжении.  И  ничего  с  этим  не  поделаешь  –  тексты  приходят  неслучайно,  и  пренебрежение  ими  –  такой  же  грех,  как  и  пренебрежение  обязательствами.

Этот  я  начал  года  два  назад,  летом,  после  неспешно-упоительной  прогулки  по  Киевским  паркам,  которыми  оторочен  правый,  высокий  берег  Днепра.  День  был  жаркий  и  паркий,  с  неожиданными  порывами  ветра  с  реки,  широкими  и  упругими,  словно  паруса;  когда  мы  вышли  на  открытое  место  на  Владимирской  горке,  как  раз  налетел  такой  порыв.  Теплый  и  влажный,  насыщенный  речными  и  древесными  запахами  воздух  мягко  ударил  в  лицо,  я  вдохнул  –  и  чуть  не  задохнулся.  Моментально  и  даже  еще  быстрее  я  перенесся  во  времени  и  пространстве  и  очутился  в  Мисхоре,  в  Крыму,  лет  25  тому  назад  («умоляю  верить  брошен  Ялту  гипнозом  Воланда»,  мелькнуло  в  памяти  и  тут  же  пропало  бесследно).

Я  стоял  на  посадочной  платформе  канатной  дороги  и  ждал  кабинку,  чтобы  спуститься  на  пляж.  Кабинки,  узкие  и  высокие,  как  стаканы,  двигались  мимо  платформы  без  остановки,  поэтому  в  них  надо  было  запрыгивать  на  ходу,  не  слишком  мешкая.  Впрочем,  мешкать  было  не  страшно,  кабинок  много,  пропустил  одну,  а  на  подходе  уже  следующая,  а  потом  еще  одна,  а  за  ней  вторая,  третья  и  так  далее.  Да,  мешкать  не  страшно,  кабинки  шли  по  кругу,  одна  за  другой,  до  бесконечности,  и  мешкать  хотелось  тоже  вот  так,  до  бесконечности.  Потому  что  сюда  задувал  ветер,  крымский  ветер,  широкий  и  упругий,  словно  парус,  а  в  нем  были  густо  намешаны  дыхание  моря  и  леса.  Его  хотелось  вдыхать  еще  и  еще,  потому  что  он  вызывал  приподнятое  настроение,  даже  творческое  состояние,  нечто  вроде  опьянения  и  вдохновения  одновременно.  И  когда  такой  же  порыв  ветра  настиг  меня  через  25  лет  на  горке  над  Днепром,  я  вдохнул  –  и  был  отброшен  на  тысячу  километров  к  югу  и  на  25  лет  в  прошлое,  вспомнил  всё  и  понял  кое-что  про  Крым.  Это  немедленно  превратилось  в  текст,  который  был  начат  в  тот  же  день,  переделан  множество  раз,  но  так  ни  разу  и  не  доведен  до  конца.  И  потому  он  превратился  в  долг,  повис  на  шее,  принялся  обрастать  процентами  и  пенями,  и  вот,  наконец,  пришел  за  мной,  усадил  за  компьютер  и  приказал  «Пиши!»

…Идея  отпуска  в  Крыму  казалась  мне  не  слишком  привлекательной.  Я  уже  бывал,  сто  раз  бывал  в  этом  самом  Крыму,  ездил  туда  поездом  –  с  ночной  суматошной  пересадкой  в  Джанкое  и  компостированием  билетов  на  одном  конце  длиннейшего  перрона,  пока  поезд  вот-вот  отправится  от  его  другого  конца.  И  потом  еще  надо  бесконечно  долго  и  невыносимо  медленно  ехать  в  раскаленном  пыльном  вагоне,  за  окнами  которого  этот  самый  Крым:  раскаленная  пыльная  степь,  раскаленное  пыльное  небо,  редкие  полустанки,  тоже  пыльные  и  раскаленные.  Вагон  беспокойно  и  неразмеренно  вздрагивает,  словно  поезд  идет  по  рельсам  разной  длины,  кое-как  составленным  в  путь,  и  все  тело  вагона  отзывается  на  перестук  колес,  каким-то  чудом  находящих  следующий  рельс.  Так  же  беспокойно  и  неразмеренно,  делая  паузы  разной  длины,  где-то  жужжит  муха;  видимо,  она  безнадежно  запуталась  в  паутине;  эта  неприятность  случилась  с  ней  еще  в  Джанкое;  однако  с  пауком,  соткавшим  паутину,  какая-то  неприятность  случилась  еще  раньше,  и  потому  муха  до  сих  пор  жива,  и  жужжит,  жужжит,  жужжит.  А  в  тамбуре  позвякивает  какая-то  разболтанная  железка,  следуя  своему,  но  такому  же  рваному  и  нервному  ритму,  какой  задают  вагон  и  муха;  вот  он,  крымский  джаз-банд,  вот  его  золотой  стандарт.  Картинка  за  окном  настолько  однообразна,  что  кажется  нарисованной  на  стекле,  и  движение  состава  –  это  лишь  толчки,  вибрация,  дрожь,  не  движение,  а  его  имитация,  безо  всякой  надежды  на  прибытие,  которое  происходит  внезапно  и  вопреки  всему,  что  ощущалось  и  чувствовалось.  Знаю  я,  видел  я  этот  самый  Крым.

Но  потом  выяснилось  вот  что:  это  был  не  полуостров  Крым,  а  полуостров  полуострова  Крым,  его  продолговатая  восточная  оконечность,  столь  же  самобытная  и  непохожая  на  все  прочие  углы  этого  неправильного  ромба,  установленного  в  Черном  море,  как  все  эти  углы  не  похожи  друг  на  друга.  В  географическом  смысле  Крым  напоминал  тот  джаз,  который  исполнял  поезд  Джанкой-Керчь:  непредсказуемое  развитие  темы,  ускользающий  лейтмотив,  неуловимый  ритм,  эдакое  противоречивое  единство,  разнообразное  и  полное  неожиданностей.  И  потому  поездка  в  Крым  другой  дорогой  или  в  другое  время  года  приводит  в  другой  Крым  –  это  я  понял,  когда  направился  туда  через  Симферополь,  а  потом  через  Севастополь,  а  потом  осенью.

[img]https://knag.museum/wp-content/uploads/2020/12/U-gorah-Krimu.1955.-Polotno-oliya-127h228-1100x500.jpg[/img]

Прежде  всего  –  горы.  И  в  первый,  и  во  второй  раз  и  всегда  после  они  заставали  меня  врасплох  и  появлялись  так  внезапно  и  ниоткуда,  словно  водитель  такси,  нанятого  на  вокзале  или  аэропорту,  незаметно  вынимал  их  из  кармана.  Только  что  их  не  было  –  и  вдруг  их  стало:  неправдоподобно  реалистичные  в  слишком  прозрачном  воздухе,  они  казались  декорацией,  копией  настоящих  гор  в  натуральную  величину.  Ну  как  можно  видеть  гору,  гигантский,  по  сути,  камень,  в  столь  мельчайших  подробностях,  да  еще  с  моим  зрением,  которое  обычно  способно  ухватить  лишь  общие  контуры,  а  теперь  уцепилось  за  сосну,  вскарабкавшуюся  на  вершину  этой  якобы  горы,  и  пересчитывает  то  ли  ее  ветви,  то  ли  иглы  на  них!  –  Нет,  это  никак  не  возможно,  это  не  могут  быть  горы.  Но  крымская  оптика  столь  же  причудлива,  как  и  крымская  география,  это  иллюзия,  это  обман,  это  джаз  для  зрения.  Близкое  кажется  далеким  и  наоборот,  и,  проделав  несколько  раз  подряд  такой  фокус,  эта  оптика  обучает  сначала  глаза,  а  потом  и  всего  остального  человека  бросить  всякое  умствование  и  перейти  к  созерцанию:  что  кажется,  то  и  есть,  а  будешь  разбираться,  что  это,  покажется  иное,  и  так  до  бесконечности.  Крым  вообще  поразительно  богат  всякого  рода  «до  бесконечности»,  как  тоже  постепенно  выяснилось.

Они  же,  горы,  определяют  дополнительное  измерение  места  –  вертикальное.  Крым,  особенно  южнобережный,  опрокидывает  планиметрическое  мышление  степного  человека.  Такой  человек  посмотрит  на  карту,  приложит  к  ней  линейку  и  по  привычке  решит,  что  на  этой  узкой  полоске  развернуться  ну  совершенно  негде.  Оказавшись  в  Крыму,  он  сожжет  и  карту,  и  линейку,  потому  что  они  нагло  врут  о  расстояниях  и  просторах.  То,  что  на  карте  укладывалось  в  какой-нибудь  сантиметр,  на  местности  просто  не  укладывается  в  голове.

А  еще  море  –  оно  ведь  тоже  не  укладывается  в  голове,  если  о  нём  задумываться  или  хотя  бы  просто  представить  себе,  что  эта  бесконечно  изменчивая  жидкость,  начинаясь  прямо  от  твоих  ног  на  крымском  пляже,  покрывает  две  трети  планеты,  и  всё  это,  по  сути,  один  водоём.  Подошёл  к  воде  –  а  на  самом  деле  встал  на  краешек  всего  Мирового  океана;  оглянулся  –  и  в  глаза  прыгают  крымская  оптика  с  крымской  географией,  довершая  дело.  В  ошеломленной  голове  впервые  возникает  цельное  и  многомерное  представление  о  фантастическом  мире,  в  котором  жили  древние  греки:  вот  откуда  есть  пошла  вся  их  невероятная  мифология!

А  ко  всему  прочему,  Крым  –  это  зерцало  древних  миров,  бытовавших  вокруг  древнего  моря:  северная  сторона  его,  обращенная  к  некогда  скифским,  а  теперь  херсонским  степям,  зеркально  отражает  эти  степи,  а  южная  –  Средиземноморье:  Финикию,  Элладу,  Рим,  Византию,  Великолепную  Порту  и  всё,  что  с  ними  связано.  Это  тоже  мелькнуло  у  меня  в  голове  тем  летним  днем  в  Киеве,  когда  меня  настиг  широкий  и  упругий  порыв  ветра,  налетевший  с  реки;  я  вспомнил  всё  и  понял  кое-что  про  Крым,  и  вот  тогда  я  впервые  по-настоящему  ощутил  потерю.  Крыма  у  меня  больше  не  было,  он  у  меня  был  –  и  его  у  меня  не  стало.

Это  было  куда  сильнее  всего,  что  я  прежде  думал  о  Крыме.  Теперь  я  о  Крыме  чувствовал  –  и  это  была  утрата,  моя,  личная  потеря.  Она  была  тем  острее,  что  в  ней  обнаружилась  вина  –  и  тоже  моя,  личная  вина  в  том,  что  Крыма  у  меня  больше  нет.  Ведь  я  отказался  от  него  гораздо  раньше,  чем  случился  тот  злополучный  март;  когда-то  однажды  я  выбрал  для  своих  отпусков  заграницу  –  и  Крым,  зерцало  миров,  ответил  по-своему,  то  есть  зеркально,  и  тоже  сделался  заграницей,  да  еще  и  такой,  куда  мне  ехать  на  отдых  так  же  неловко,  как  эллину  на  Северный  Кипр.  Я  ведь  отказался  не  от  убогого  крымского  сервиса  –  я  бросил  то,  что  я  в  Крыму  любил:  крымскую  оптику  с  географией,  крымский  джаз-банд  и  крымские  горы,  всегда  застававшие  меня  врасплох.  Только  четыре  года  спустя  после  того  злополучного  марта  я  почувствовал  всё  это  и  понял,  что  поездка  той  или  другой  дорогой  в  то  или  другое  время  года  в  тот  или  другой  Крым  больше  невозможна,  потому  что  ни  одного  Крыма  у  меня  уже  давно  не  осталось.

Там  и  тогда,  на  Владимирской  горке  над  Днепром  меня  настиг  не  просто  порыв  крымского  ветра,  а  его  прощальная  весть,  которая  вызвала  чувство  личной  потери,  вина  за  которую  лежала  на  мне.  Наверное,  она,  эта  потеря,  потому  и  ощущалась  как  окончательная  и  бесповоротная,  что  виноват  в  ней  был  я  сам,  а  всё,  что  случилось  с  Крымом  потом,  уже  не  имело  ко  мне  никакого  отношения.

Теперь  мой  личный  счет  сведен  –  и  с  Крымом,  и  с  этим  текстом.  Можно  ставить  точку.

II.2021
Иллюстрация:  Віктор  Пузирков.  У  горах  Криму,  1954  или  1955

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=905325
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 19.02.2021
автор: Максим Тарасівський