Маргиналии на полях великих. А. П. Чехов. Степь - 2

Перечитывал  "Степь"  Чехова,  смаковал  каждую  фразу  и  картину,  а  еще  больше  -  состояние  Егорушки,  который  преодолевал  путь  между  детством  и  отрочеством,  а  потому  так  остро  ощущал  и  прелесть  первого,  и  страх  второго.  А  еще  меня  неотступно  преследовала  мысль,  что  как-то  так  все  устроилось,  что  жизнь,  по  большому  счету,  сводится  к  маленькому  детству  и  большой  взрослой  жизни,  которая,  кажется,  только  для  того  и  дана,  чтобы  горевать  по  прекрасному  и  невозвратному  детству.  А  последние  слова  "Степи"  прозвучали,  как  погребальный  колокол  по  детству  и  как  тревожный  набат,  возвестивший  неведомую,  но  страшную  катастрофу  -  взрослую  жизнь:

"...горькими  слезами  приветствовал  новую,  неведомую  жизнь,  которая  теперь  начиналась  для  него...  Какова-то  будет  эта  жизнь?"

Ответы  на  этот  вопрос  у  Чехова  я  тоже  нашел  -  перечитал  "Дуэль",  "Драму  на  охоте",  "Огни",  "Скрипку  Ротшильда"  и  еще  десяток  рассказов.  Все  -  убытки,  все  -  зря,  все  -  какое-то  море,  в  котором  "утонули  зачатки  прекрасной  чистой  жизни".

И  это  был  бы  полный  беспросвет,  если  бы  Чехов  не  давал  других  ответов.  Его  персонажами  можно  населить  какую-нибудь  обширную  губернию,  даже  страну,  со  всеми  городами  и  деревнями,  такое  уж  у  него  изобилие  и  разнообразие  типов!  -  но  есть  среди  них  один  довольно  заметный  тип.  Люди  вроде  Лаевского,  постаревшего,  но  так  и  не  повзрослевшего  ребенка;  он  утратил  свою  детскую  чистоту,  освоил  взрослый  функционал,  но  совершенно  не  повзрослел.  Он,  кажется,  даже  не  понимает  или  просто  не  задумывается,  что  взрослость  -  это  не  возраст.

Те,  кто  не  восторгаются  детством,  совершенно  справедливо  указывают,  что  ребенок  катастрофически  несвободен,  и  это  правда.  Но  у  правды  часто  (всегда)  оказывается  две  стороны:  нет  свободы  -  нет  ответственности,  а  ответственность  -  это  бремя,  вот  потому-то  детство  -  золотое  с  голубой  каемочкой,  безответственное,  иначе  говоря,  беззаботное...  Но  кто  бы  объяснил  по  дороге  из  детства  в  отрочество  и  дальше,  что  свобода  -  это  возможность  плюс  ответственность,  а  ответственность  -  это  власть,  а  власть  -  это  право  определить,  каким  же  будет  то,  за  что  приходится  отвечать,  то  есть  -  свою  жизнь.  Стало  быть,  хроническая  ностальгия  по  детству  -  это  тоска  по  беззаботности,  цена  которой  -  свобода;  взрослому  же,  который  не  "по  пачпорту",  а  по  уму  взрослый,  тосковать  об  этом  не  приходит  на  его  взрослый  ум:  да,  он  обременен  ответственностью,  но  и  венчан  -  свободой  и  властью  над  своей  жизнью,  разумеется,  в  тех  пределах,  которые  позволяют  нам  мораль,  закон  и  Бог  (о  Боге  будет  отдельный  разговор).

И  пока  лаевские  все  списывают  на  условия,  среду,  историю,  цивилизацию,  эпоху,  неуправляемый  поток  жизни  несет  их,  как  щепку,  а  они  изо  всех  сил  стараются  сохранять  себя  в  положении  щепки,  тростины,  ветром  клонимой,  направляемой  обстоятельствами  и  физиологией.  Максимум  их  воли  -  это  бежать  от  очередного  кризиса,  и  так  они  скачут  по  жизни,  пока  та  не  схватит  их  железной  рукой  и  сунет  под  дуло  пистолета  фон  корена  или  сразу  -  в  могилу.

Дуэль  Лаевского  с  фон  Кореном  -  мне  кажется,  ее  Чехов  избрал,  чтобы  показать  нам  Бога.  Мы  видим  чудо  -  но  оно  не  в  том,  что  фон  Корен  самую  малость  промазал,  а  в  том,  что  Лаевский  преобразился  и  начал  новую  жизнь,  что  называется,  с  чистого  листа,  и  не  только  он,  но  и  Надежда  Федоровна.  Он  начал  трудиться,  выплачивать  долги,  бросил  играть  в  карты  и  пить,  женился  на  любовнице,  примирился  с  чудесным  Самойленко  и  т.д.  Вот  это  -  чудо,  а  "чудо  есть  чудо,  а  чудо  есть  Бог".  И  чтобы  мы  уж  наверняка  не  ошиблись,  Чья  за  этим  рука,  Чехов  воплощает  Его  вмешательство  в  милом,  легкомысленном,  добром  и  смешливом  дьяконе,  заячий  вопль  которого  "Он  убьет  его!"  не  только  помешал  фон  Корену  попасть  в  Лаевского,  но  прозвучал  тем  самым  "Где  ты,  Адам?"  -  и  этот  зов  был  услышан  и  понят.

...если  бы  Лаевский  был  законченным  негодяем,  если  бы  у  него  в  душе  не  осталось  ничего,  на  что  можно  опереться,  все  случилось  бы  иначе.  Дьякон  опоздал  к  дуэли,  Фон  Корен  попал,  Лаевский  умер,  Надежда  Федоровна  окончательно  опустилась,  а  кредиторы  перенесли  все  долги  Лаевского  из  графы  "кредит"  в  графу  "убытки".  Те  самые,  над  которыми  перед  смертью  безнадежно  сокрушался  гробовщик  Яков  Иванов:  "Какие  убытки!  Какие  страшные  убытки"...

...сейчас  еще  внезапно  подумал,  что  знаменитое,  к  месту  и  не  к  месту  цитируемое  чеховское  "выдавливать  из  себя  по  капле  раба"  вполне  можно  приложить  и  к  этой  теме,  взросления.  Кажется,  и  творчество,  и  еще  больше  сама  жизнь  Чехова  -  это  подробное  объяснение,  зачем  это  необходимо.

[img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e9/Chekhov_1898_by_Osip_Braz.jpg/467px-Chekhov_1898_by_Osip_Braz.jpg[/img]

Портрет  Чехова  кисти  Осипа  Эммануиловича  Браза,  1898  г.,  взят  из  Википедии.  Об  этом  портрете  Чехов  писал:  «Говорят,  что  и  я  и  галстук  очень  похожи,  но  выражение,  как  в  прошлом  году,  такое,  точно  я  нанюхался  хрену».  Впрочем,  Антон  Павлович  обо  всем,  что  касалось  его  самого,  обычно  говорил  в  ироническом  и  даже  пренебрежительном  ключе.  Свои  произведения  называл  рухлядью  и  безделицами,  а  когда  его  наградили  премией  имени  Пушкина,  сказал,  что  академики  дали  ему  премию  за  то,  что  он  тем  летом  раков  ловил.

"Степь"  -  1  http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=849084  

май  2020  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=877191
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 25.05.2020
автор: Максим Тарасівський