Издержки славы

Пару  лет  назад  перевели  "свежую"  биографию  Хемингуэя.  Намеренно  беру  это  хорошее  слово  в  кавычки:  от  книги  несет  тухлятиной.  Биографию  написала  Рита  Скитер,  только  не  та,  магическая  дрянь,  с  прыткопищущим  пером,  а  обычная  магелка  Мэри  Дирборн,  любительница  сомнительных  подноготных  и  грязных  исподних.

Среди  всего,  что  она  выволокла  на  свет  Божий  о  старине  Хеме,  было  упоминание,  что  в  детстве  его  часто  одевали  в  женское  (вот,  мол,  откуда  все  последующие  извращения).  Ничего  не  знаю,  да  и  знать  не  хочу  о  какой-либо  тайной  жизни  Хема  или  прочих,  но  аспект  одежды  меня  заинтересовал.  Я  припомнил,  как  одевали  детей-современников  маленького  Эрни,  которым  ничего  подобного  после  не  приписывали.

В  качестве  отправной  точки  возьмем  дату  рождения  Хема,  1899.

Юрий  Олеша,  родился  в  том  же  1899  году.  В  его  посмертных  записках  "Ни  дня  без  строчки"  находим  его  самое  первое  воспоминание:  "Я  ем  арбуз  под  столом,  причем  я  в  платье  девочки.  Красные  куски  арбуза…  Вот  что  встает  передо  мной  как  наиболее  раннее  воспоминание.  До  того  –  темнота,  ни  одной  краски".  Это  примерно  1903-1904  годы.  "Платье  девочки"  -  полагаю,  это  не  точное  название  одежды,  а  точное  ее  описание  -  Юрий  Олеша  в  этом  смысле  был  беспощадно  требователен.  Об  этой  одежде  -  чуть  ниже.

Валентин  Катаев,  дата  рождения  1897  год.  В  блокбастере  и  бестселлере  "Белеет  парус  одинокий"  читаем:  "Маленький  Павлик,  одетый  по  случаю  путешествия  в  новый  голубой  фартучек..."  -  дело  происходит  в  1905  году,  а  Павлик  -  это  младший  брат  Катаева,  Евгений  Петров,  тот  самый,  который  "Ильф  и  Петров".  Женя  родился  в  1902  году,  значит,  фартучек  он  нашивал  в  возрасте  3  лет.

Детский  фартучек  по  устройству  представлял  собой  скорее  хирургический  или  мясницкий  халат,  чем  кухонный  фартук,  с  разрезом  во  весь  рост  сзади,  но  без  рукавов.  Его  мальчикам  надевали  поверх  тем  самых  платьиц,  которые  служили  им  основной  одеждой  вплоть  до  начала  20  века,  а  фартучки  служили  защитой  платьиц  от  грязи  и  повреждений.  В  этом  можно  убедиться,  просмотрев  изображения  детей  в  классической  живописи:  мальчика  от  девочки  по  одежде  отличить  затруднительно.  Но,  тем  не  менее,  платьица  не  были  унисекс.  Мальчишеское-кибальчишеское  платье  отличалось  от  красно-девичьего  наличием  разреза  сбоку:  потому  что  иначе  на  лошадку-качалку  не  сясть,  не  задрав  подол  до  неприличия  высоко.

А  у  Каверина  (1902  г.р.)  мне  попалась  вот  какая  деталь:  "Это  был  сад,  где  мы  с  Сашей  степенно  гуляли  в  красных  фесках  (почему-то  дети  носили  тогда  красные  турецкие  фески)"  -  это  примерно  10-е  годы  ХХ  века,  а  сад  -  во  Пскове.  Следуя  логике  Риты  Скитер,  Веня  и  Саша  Каверины  должны  были  вырасти  янычарами.  Но  Веня  стал  писателем,  как  Хем,  а  Саша  -  композитором  (Александр  Ручьев).

Платьица  с  фартучками  были,  скорее,  данью  удобству  (куда  проще  запаковать  подвижное  чадо  в  платье,  чем  в  штанишки,  и  распаковать/переодеть  -  тоже).  Но  фески  -  это  уже  чистой  воды  мода.  Смутно,  но  я  припоминаю,  что  несколько  позже,  годах  в  30-х  ХХ  века,  в  киношном  и  литературном  СССР  дети  хаживали  в  тюбетейках.  Возможно,  эту  моду  запустил  Максим  Горький,  который  на  фото  и  портретах  часто  фигурировал  в  этом  забавном  головном  уборе.  Ведь  в  30-е  годы  Горький  был  фигурой  культовой,  как  сказали  бы  теперь.  А  тогда  говорили,  что  "все  у  нас  теперь  имени  Максима  Горького.  Самолет  «Максим  Горький».  Пароход  «Максим  Горький».  Парк  имени  Максима  Горького.  Да  и  сама  жизнь  –  максимально  горькая".  Эту  опасную  остроту  приписывали  разным  людям,  в  том  числе  и  самому  Горькому.  Так  что  его  любовь  к  тюбетейке  вполне  могла  запустить  моду;  я  не  знаю,  за  что  Алексей  Максимович  возлюбил  тюркскую  кепку,  но  допускаю  вариант  "сейчас  так  носят":  его  детство  и  юность  прошли  на  Волге,  где  тюбетейка  -  самая  обычная  вещь  у  татар,  чемерис  и  прочих  живописных  обитателей  Поволжья.  Вряд  ли  объяснение  этой  моды  было  таким  же  кратким,  как  раньше  ношение  турецких  фесок  -  "почему-то":  например,  появился  однажды  на  людях  наследник  престола  в  фесочке  с  кисточкой  -  и  вуаля:  подданные  умилились,  и  на  рынке  головных  уборов  появилась  новая  ниша.

А  отдуваться  за  все  эти  штуки  приходилось  детям  -  по  своим  знаю,  что  до  какого-то  возраста  они  безропотно  носят  на  голове  и  теле  все,  что  ни  надень.  Правда,  далекоидущие  выводы  из  этого  сделали  только  о  Хеме...  Ничего  не  поделаешь  -  издержки  славы!

март  2020  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=869816
Рубрика: Лирика
дата надходження 29.03.2020
автор: Максим Тарасівський