Залог

Я  всегда,  еще  с  детства  любил  ходить  пешком  -  гулять,  идти  по  делу  или  бесцельно  бродить,  преодолевать  какие-то  неимоверные  маршруты  через  весь  город,  которые  взрослый  человек  проделал  бы  на  общественном  транспорте,  в  тесноте,  с  обидой  и  пересадками.  А  я  любил  ходить!  -  и  как  только  в  моей  голове  сложилась  карта  Херсона,  я  отдал  предпочтение  этому  виду  передвижения  и  другими  пользовался  только  в  случае  крайней  необходимости.  Так  я  выяснил,  что  на  моей  первой  карте  города  все  еще  много  белых  пятен,  а  сама  она  построена  на  основании  ошибочных  суждений  о  форме  Земли  и  месте  на  ней  моего  родного  дома  и  нескольких  путеводных  ориентиров,  таких  как  дом  бабушки,  улица  Суворова  и  вокзалы  -  Речной,  Автобусный  и  Железнодорожный.  Поэтому  случалось  так,  что  вместо  Индии,  которой  по  всему  полагалось  быть  за  ближайшим  поворотом,  я  обнаруживал  Америку,  а  сразу  за  ней  -  неслыханных  размеров  океан.  Так  или  иначе,  но  с  моей  карты  постепенно  исчезли  белые  пятна,  она  обросла  сведениями,  к  ней  приложились  лоции  опасных  и  любопытных  мест,  описания  земли  и  людей  в  стиле  Жюля  Верна  и  Элизе  Реклю,  а  также  компас;  сейчас  бы  это  все  называлось  «геоинформационная  система»,  ГИС.  Потом  у  меня  появилось  еще  несколько  таких  систем,  с  Запорожьем  и  Керчью,  а  после  их  стало  уже  так  много,  что  я  потерял  им  счет  и,  наверное,  мог  бы  сложить  из  них  небольшой  глобус.      

Пожалуй,  именно  это  привлекало  меня  больше  всего:  ведь  когда  я  садился  в  троллейбус,  он  шел  своим  маршрутом  и  привозил  меня  туда,  куда  и  обещал.  Никаких  отклонений  или  неожиданностей,  и  никаких  открытый!  -  а  каждый  шаг  пешком  сулил  и  предвещал  открытия,  которые  то  и  дело  случались  по  дороге.  Пока  пассажир  троллейбуса  ехал  из  пункта  А  в  пункт  Б,  пешеход  обнаруживал  между  А  и  Б  еще  немало  прекрасных  пунктов,  помеченных  буквами  вопреки  всякой  азбучной  логике.  Заметить  их  из  окна  не  было  никакой  возможности,  а  пешее  путешествие  дарило  множество  таких  возможностей.  Мир,  в  котором  еще  не  были  приручены  ездовые  животные  и  придуманы  колесо,  парус  и  пропеллер,  раскрывался  медленнее,  но  куда  подробнее.  А  сколько  мыслей  приходит  в  голову  человеку,  идущему  пешком!  -  я  еще  ничего  не  знал  о  терапевтическом  эффекте  прогулок,  я  им  просто  наслаждался,  и  даже  о  наслаждении  своем  тоже  не  особенно  догадывался.  Просто  шел  легко,  неутомимо  и  безболезненно,  рассматривал  все  вокруг,  и  все  вокруг  было  ново  и  интересно,  я  никуда  не  спешил  и  не  опаздывал,  времени  было  сколько  угодно,  а  там,  откуда  я  вышел,  и  там,  куда  я  когда-нибудь  доберусь,  меня  любят  и  ждут  –  с  объятиями  и  обедом...

А  еще  в  моей  любви  и  способности  к  длительным  пешим  переходам  мне  виделся  твердый  залог.  Нет,  конечно,  я  не  проговаривал  этого  специально,  но  я  вполне  отчетливо  наблюдал  себя  в  самых  отдаленных  местах  планеты,  куда  я,  очевидно,  должен  был  вот  так  вот,  с  наслаждением,  дойти.  Иначе  –  ну  зачем  мне  такие  легкие  ноги?  -  всего-то  и  нужно,  что  выйти  из  дому  и  держать  путь,  а  уж  ноги  свое  дело  знают,  дошагают  куда  угодно.  Правда,  воображение  мое  уже  тогда  было  таким  буйным  и  щедрым,  что  куда  угодно  я  добирался,  даже  не  выходя  из  дому  или  преодолевая  всего  какой-нибудь  километр-два  от  прадедова  дома  до  развалин  причала  на  Лимане.  И  я  не  торопился  куда-то  отправляться    по-настоящему  -  ведь  впереди  у  меня  еще  такая  долгая  жизнь!

А  время,  меж  тем,  не  стояло  на  месте;  незаметно,  без  предупреждений,  в  нем  делалось  все  меньше  пеших  походов  и  вообще  движения,  зато  все  больше  неподвижного  сидения  –  за  партами,  столами,  в  аудиториях,  кабинетах,  комнатах  и  конторах.  К  тому  же,  от  сидения  на  одном  стуле  до  сидения  на  другом  никак  нельзя  было  опаздывать,  так  что  и  между  ними  от  ходьбы  пришлось  тоже  отказаться.  В  конце  концов,  ее  осталось  совсем  немного,  пешие  маршруты  торопливо  пробегали  давно  исследованными  местами,  и  между  А  и  Б  исчезли  какие  бы  то  ни  было  буквы,  в  строгом  соответствии  с  азбучной  логикой.  Да  и  сам  пешеход,  признаться  честно,  уже  не  тот,  и  одна  из  его  ног  служит  ему,  как  колесо  чичиковской  бричке:  в  Москву  доедет,  а  в  Казань  -  увы.  Какое  уж  тут  наслаждение?

И  только  недавно,  карабкаясь  вслед  за  собакой  на  малозначительный  холмик  и  вновь  терзаясь  о  несбыточном,  я  вдруг  признался  себе,  что  никакого  залога  дальних  странствий  никогда  не  было.  Их  вообще  не  бывает,  залогов.  Таких,  в  ногах  или  руках,  -  точно  нет!

Зато  есть  нечто  другое,  гораздо  более  сильное  и  важное,  возможно  -  самое  важное.  Благодаря  этому  человек  вообще  без  единой  конечности  объехал  весь  мир,  побывал  там,  куда  и  здоровый  не  доберется.  А  другой  человек,  женщина,  сделалась  пилотом,  когда  женщин  еще  дальше  киндер-кюхен-кирхен  не  пускали,  и  установила  мировые  рекорды  -  высоты,  продолжительности,  дальности  и  скорости  полета.  А  еще...  -  а  еще  множество  людей,  наделенных  и  обделенных,  добились,  сделали,  нашли,  открыли,  воплотили  свою  и  человечества  мечту.

Когда  узнаю  о  них,  ощущаю  и  в  себе  некий  трепет,  вероятно,  того  же,  что  вело  их.  Это  есть,  существует,  вот  же  оно,  трепещет,  зовет  за  собой,  просится  в  дорогу  или  требует  себе  перо,  бумагу  и  слов,  слов,  слов,  живых  и  точных  слов!  -  и  ничего-то  у  него  не  болит,  и  жизнь  совсем  не  утомила  его,  и  разочарования  ему  неведомы...

...вот  это  и  есть  -  залог,  главный  и  единственный.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=863515
Рубрика: Лирика
дата надходження 03.02.2020
автор: Максим Тарасівський