От 20 до 150

...а  расскажу  про  сына.  Это  «эмир-динамит»,  человек-взрывчатка  мощностью  от  20  до  150  килотонн  в  тротиловом  эквиваленте,  если  в  физических  терминах,  а  если  в  терминах  литературных,  архетипических  –  это  Ахилл.  Припоминаете  гнев  Ахилла?  Дело  не  в  том,  что  гнев  был  так  страшен,  что  даже  олимпийцы  убоялись  и  отдали  Трою  ахейцам,  чтобы  его  унять.  Дело  в  том,  что  овладевший  Ахиллом  гнев  вытеснил  из  его  души  всё  прочее.  Душа  Ахилла  не  могла  откликнуться  на  патриотические  призывы  или  мольбы  о  помощи.  Она  –  односоставная  и  может  вмещать  только  одно  чувство;  зато  оно  владеет  Ахиллом  полностью  и  ведет  его,  а  остальным  чувствам  просто  нет  места.  Его  душа  могла  полниться  и  другими  чувствами  -  великодушием,  дружбой,  любовью  –  но  всегда  только  каким-нибудь  одним.  Еще  и  еще  наблюдая  сына,  я  вижу  перед  собой  Ахилла,  человека  большой  души,  которая  способна  вмещать  только  одно  чувство  за  раз.  Помимо  всего  прочего,  это  делает  его  неспособным  ко  всяким  фигам  в  кармане  и  камням  за  пазухой:  и  в  кармане,  и  за  пазухой  царит  одно  и  то  же  чувство,  наполняющее  сейчас  его  душу.  Цельный  такой  человек,  настоящий  и  неподдельный,  чуждый  задних  мыслей.  Ахилл!

И  вот  на  этом  буреносном  и  цельном  фоне  иногда  открываются  окошки  иного  свойства,  которые,  наверное,  ставят  под  сомнение  мои  рассуждения  об  односоставной  душе,  а  может,  говорят  о  постепенном  перерастании  Ахилла  в    такого  себе  Гектора,  любимца  Гомера.  Отправлялся  Макс  к  дедушке,  во  Львов,  впервые  сам  в  поезде,  без  сопровождения  и  знакомых  попутчиков.  Волнительное  мероприятие,  ничего  не  скажешь,  и  я  утешал  его  тем,  что  это  путешествие  -  еще  один  важный  шаг  к  новой,  большей  и  лучшей  свободе.  Сделаешь  его  -  и  приобретешь  уверенность  и  способность  осваивать  мир  в  новом  измерении,  новым  способом.  И  вот  мы  стоим  на  перроне,  вокзальный  оракул  предвещает  скорое  прибытие  поезда  и  точно  угадывает  нумерацию  вагонов  (теперь  говорят  не  с  хвоста  или  головы,  а  с  запада  или  востока).  Я  прикидываю  в  уме  вес  "интерсити",  коэффициент  трения,  износ  рельс  и  шпал,  делаю  поправку  на  ветер  и  возможное  волнение  гипотетического  машиниста-стажера  перед  первым  рейсом  и  предлагаю  Максу:
-  Давай  отойдем  на  восток  порядка  15  шагов,  твой  вагон  будет  там.

Он  глядит  на  толпу,  потом  на  совершенно  пустое  место  в  15  шагах  к  востоку,  лицо  его  выражает  некоторое  сомнение,  однако  он  все-таки  кивает  и  соглашается,  и  мы  идем.  Свистит  поезд,  его  широколобое  лицо  с  маленькими  глазками  внезапно  появляется  из-за  изгиба  путей  и  через  мгновение  он  весь  и  целиком  оказывается  у  перрона.  Наше  место  в  15  шагах  к  востоку  -  точно  перед  входной  дверью  правильного  вагона!  -  при  этом  у  его  второй  двери,  в  15  шагах  к  западу,  стоят  все  остальные  пассажиры  и  провожающие,  а  у  этой  мы  одни.  Губы  Макса  трогает  легкая  улыбка,  он  произносит:
-  Элитная  посадка,  -  а  я,  естественно,  переполняюсь  некоторой  гордостью.

Впрочем,  торжество  длилось  недолго.  На  входе  в  вагон  проверяют  билеты  и  документы;  проводник  представлен  единственным  экземпляром;  поэтому  открыта  только  одна  дверь,  а  я  ее  не  угадал.  Если  бы  мы  остались,  где  стояли,  то  оказались  бы  в  очереди  третьими,  максимум  пятыми.  Но  теперь  нам  приходится  занять  позорное  последнее  место  в  длиннющей  очереди,  размахивающей  билетами,  паспортами,  руками  и  панамами,  вскрикивающей,  всхлипывающей,  плачущей  и  напутствующей.  Я  жду  взрыва  Ахиллова  гнева,  того  самого,  от  20  до  150  килотонн,  устрашающего  олимпийцев,  и  лихорадочно  придумываю  эквивалент  Трои:  ее  под  рукой  нет,  чем  бы  его  унять?..

Ахилл  с  достоинством  следует  за  мной  в  хвост  очереди  и  требует  повторных  и  четких  инструкций:  билет,  документы  -  что  показывать,  кому,  что  отдавать,  а  что  ни  за  что  и  никому  не  отдавать.  О  фиаско  "элитной  посадки"  не  сказано  ни  слова.

И  вот  уже  обременены  просьбами  все  Максовы  попутчики,  и  совершилась  некоторая  договоренность  с  проводником,  и  тронулся  поезд,  и  Максов  профиль  в  окне  поплыл  на  запад,  а  я  изобразил  нечто  вроде  торжествующего  на  всех  парах  Чатануга-чу-чу,  а  он  кратким  жестом  прекратил  мой  перформанс.  Поезд,  только  что  целиком  и  весь  застывший  у  перрона,  внезапно  весь  и  целиком  исчезает  за  изгибом  путей...

П.С.

Когда  мне  было  несколько  меньше  лет,  чем  Максу,  мама  отправляла  меня  из  Херсона  вверх  по  Днепру  к  бабушке,  в  Запорожье.  Путь  проделывался  на  СПК  -  судне  на  подводных  крыльях,  такой  как  бы  космической  ракете,  скользящей  над  поверхностью  воды.  Путешествие  было  чрезвычайно  увлекательным,  одно  шлюзование  чего  стоило!  Представьте:  стремительный  бег  судна  внезапно  приводит  его  к  железобетонной  стене,  а  в  ней  -  колоссальные  ворота,  вроде  врат  Мордора.  Они,  разумеется,  заперты,  как  и  полагается  быть  вратам.  Внезапно  они  раскрываются  и  впускают  судно,  оно  проскальзывает  внутрь,  и  ворота  закрываются.  Это  ловушка,  гибельная  ловушка!  Узкая,  глубокая  щель  с  осклизлыми  стенами,  небо  виднеется  узкой  полоской  где-то  безумно  высоко  над  головой,  да  и  то,  если  повезло,  сидишь  у  иллюминатора  и  догадался  поглядеть  вверх,  выворачивая  шею  до  хруста  позвонков.  Жидковатая  тьма,  угрожающие  мощные  звуки  под  ногами,  покачивание  и  дрожание  судна,  жирные  черные  наросты  и  бороды  тины  на  стене  сразу  за  выпуклым  стеклом  -  страшно,  Боже  ты  мой,  как  бывало  страшно  оказаться  там  одному!  По  стенам  медленно  сочится  какая-то  слизь,  и  так  же  медленно  сочится  время,  минута  за  минутой,  и  каждая  из  них  отщипывает  кусочек  от  большого,  еще  совсем  недавно  просто  огромного  хлеба,  упрятанного  в  груди,  -  от  надежды  на  спасение.  И  вот  от  него  уже  почти  ничего  не  осталось,  и  уже  преодолен  стыд  и  я  готов  прижаться  заплаканным  лицом  к  соседу-попутчику,  как  вдруг  что-то  происходит.  Судно  движется!  Оно  движется  вверх!  Не  веря  своим  ощущениям,  которые  все  до  одного  покрыты  гусиной  кожей,  я  рискую  взглянуть  одним  глазом  на  происходящее  за  стеклом.  Да!  Да!  По  движению  едва  видимых  на  черной  стене  примет  я  понимаю:  мы  идет  вверх!  С  каждой  минутой  этого  томительного  вознесения  из  бездны  шлюза  и  моего  отчаяния  в  салоне  светлеет,  и  вот,  наконец,  он  весь  залит  солнцем,  мы  оказываемся  чуть  ли  не  посреди  аккуратного  городка:  фонари,  розовые  клумбы,  солнце,  небо,  жизнь,  надежда,  счастье!  -  и  тут  крохотные,  едва-едва  по  пояс  нашему  СПК  воротца  впереди  раскрываются  и  выпускают  судно  на  какой-то  неслыханный,  утопающий  в  туманных  далях  простор.  Это  Каховское  море.  Судно  рывком  набирает  головокружительную  скорость,  вскакивает  верхом  на  свои  крылья,  вздымается  над  водой  и  летит,  летит,  как  прекрасно  и  вольно  летит!

Мама  препоручала  меня  заботе  матросов.  За  небольшую  мзду  (о  которой  тогда  я  ничего,  разумеется,  не  знал)  я  бывал  потрепываем  по  плечу  или  щеке,  расспрашиваем  о  маршруте  и  жизни  вообще,  развлекаем  матросскими  шутками  и  походами  в  святая  святых,  в  рубку,  где  мне  давали  прикоснуться  к  штурвалу,  очень  похожему  на  руль  ГАЗ  21.  Кажется,  это  чудесно  скрашивало  мое  одиночное  плавание,  и  даже  гораздо  больше:  это  внимание  (пусть  и  купленное  за  деньги,  о  чем  я  даже  не  подозревал)  переполняло  мое  сердце  восхищением  перед  моряками.  Я,  Максим,  чувствовал  себя  Максимкой  из  одноименного  рассказа  Станюковича,  спасенным  матросами  "Забияки"  от  верной  гибели  в  море,  а  после  усыновленным  одним  из  них.  Нет,  положительно,  моряки  -  лучшие  люди  на  свете,  все  они,  и  эти,  на  СПК,  и  папа-капитан,  и  весь  его  неизменно  дружелюбный  ко  мне  экипаж  где-то  там,  в  загадочном  море  ЦВА,  которое  я  не  мог  найти  ни  на  одной  карте...

Да,  так  вот.  Моя  договоренность  с  проводником  никак  не  отразилась  на  Максовом  путешествии.  У  Макса  не  справлялись  о  самочувствии,  настроении,  путешествии  и  жизни  вообще.  Разумеется,  не  водили  в  кабину  машиниста.  Никто  не  осмелился  трепать  его  по  плечу  или  там  не  дай  Бог  щеке.  Поначалу  несколько  этим  озадаченный,  теперь  я  уверился,  что  проводник,  как  это  часто  с  ними  бывает,  оказался  тонким  психологом  или  настоящим  пофигистом.  Эти  градации  иной  раз  невозможно  отличить,  а  иногда  –  и  не  нужно  отличать:  ведь  (не)  делается  именно  то,  что  (не)  нужно,  а  кем,  пофигистом  или  психологом,  это  уж  пофигу.  И  проводник,  кем  бы  он  ни  был,  не  стал  навязывать  дитю  ненужную  ему  заботу,  и  это  стоило  своей  платы.  Да  и  Ахиллы,  знаете  ли,  к  такому  вниманию  относятся  своеобычно:  каааааак  бабахнет  на  все  150  килотонн!

27.06.2019

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=840236
Рубрика: Лирика
дата надходження 28.06.2019
автор: Максим Тарасівський