Тмин (новая редакция)

...Когда-то  давным-давно  у  самого  Черного  моря  стоял  город  Керчь.  Может,  и  теперь  стоит,  но  я  помню  только  ту  Керчь,  которая  стояла  там  давным-давно.

Та  давным-давно  Керчь  была  городом  портовым,  приходно-отходным,  причально-прощальным,  судоремонтным  и  рыбоконсервным.  В  порту  стояло  без  счета  кораблей  всех  типов  и  размеров,  а  над  ними  возвышались  горы  поржавевшей,  крепко  пахнущей  соли.  Вдоль  причалов  беспрестанно  сооружались,  разрушались  и  вновь  возводились  целые  контейнерные  города,  а  по  их  улицам  день  и  ночь,  словно  трамваи  по  рельсам,  разъезжали  членистоногие  портальные  краны.

А  над  портом  высилась  гостиница,  двери  и  номера  которой  открывались  не  для  всех.  Называлась  она  МДМ  -  Межрейсовый  дом  отдыха  моряков.  Видимо,  предполагалось,  что  между  многомесячными  рейсами  моряку  достаточно  провести  недельку  на  суше  в  таком  доме,  и  можно  обратно,  «по  морям,  по  волнам».  В  самой  этой  аббревиатуре,  случайно  или  умышленно  потерявшей  одну  букву,  мерещился  тот  самый  дом,  крепость  всех  обычных  сухопутных  людей,  а  для  людей  моря  -  пристанище  временное,  зыбкое,  сугубо  межрейсовое.

В  детстве  я  часто  бывал  в  той  давным-давно  Керчи,  а  как  член  семьи  моряка  был  допущен  к  проживанию  в  МДМ.  Хотя  ДОМ  этот  и  стоял  на  твердой  каменистой  почве,  он  все  же  немедленно  отправлял  своих  постояльцев  подальше  от  земли.  Во  всем  тут  ощущалась  связь  с  морем,  словно  кто-то  не  хотел,  чтобы  моряки  привыкали  к  жизни  на  суше:  «И  быть  вам  поскитальцами  вечными,  а  не  постояльцами  временными!».  Стены  МДМ  облицевали  камнем,  в  котором  изобиловали  раковины  моллюсков;  наскальная  живопись  в  холлах  представляла  людей  в  клешах  неимоверной  ширины;  в  столовой,  наряду  с  обычными  для  советского  общепита  вареными  яйцами  и  манной  кашей,  подавали  салатики,  которых  в  прочих  столовых  страны  не  водилось,  -  щупальца  осьминога  под  сметаной.

Впервые  проникая  в  номер,  я  немедленно  принимался  жадно  осматривать  выдвижные  ящики  столов  и  комодов,  шкафы  и  прикроватные  тумбочки,  а  также  шарить  под  кроватями  и  креслами.  Там  всегда  что-нибудь  находилось:  иностранная  монета,  пуговица  с  якорьком,  моряцкая  кокарда  или  еще  что-нибудь,  по  тому  времени  экзотическое  и  вообще  –  невидаль,  мальчишеское  сокровище.

А  еще  все  те  ящики  имели  особый  запах,  с  морем  как  будто  никак  не  связанный,  но  тоже  экзотический.  Они  пахли  тмином;  в  Керчи  тогда  выпекали  черный  хлеб,  корочку  которого  обильно  посыпали  зернами  тмина.  В  моем  родном  Херсоне  хлеба  с  тмином  не  пекли  совсем,  да  и  вообще  не  помню  я  ничего  с  тмином  во  всех  прочих  давным-давно  городах  моего  детства.  Почему-то  моряки  хранили  этот  душистый  хлеб  в  столах,  комодах  и  шкафах;  дернешь  ящик  на  себя,  а  оттуда  наваливается  густой,  настоянный,  пряный,  неожиданный,  дразнящий  и  очень  аппетитный  аромат,  а  черные  зернышки  тмина  врассыпную  бросаются  по  дну  ящика.  А  может,  тмин  в  тумбочки  подкладывали  горничные,  чтобы  отвадить  каких-нибудь  паразитов,  возможно,  тоже  экзотических,  привезенных  моряками  из  дальних  странствий?  Не  знаю.  Надышавшись  вволю  тмином  и  обшарив  все  ящики  и  подкроватные  пространства,  я  отправлялся  гулять  по  коридорам,  этажам  и  черным  лестницам  МДМ.  Вероятно,  там  тоже  обнаруживалось  немало  интересного;  но  ничего,  увы,  ничего  теперь  я  не  помню,  кроме  одного:  всюду  в  гостинице  витал  тот  самый  едва  заметный,  но  узнаваемый  и  стойкий  запах  тмина.

Давно  это  было,  давным-давно.  Не  сохранилось  ничего  из  того,  что  я  находил  в  тех  ящиках,  ни  пуговиц,  ни  монеток,  ни  прочих  мальчишеских  сокровищ.  А  вот  запах  тмина  я  помню  до  сих  пор,  и  помню  так,  как  если  бы  только  что  раздавил  на  зубах  верткое  зернышко.  Он  вспоминается  совершенно  неожиданно,  без  всяких  намеков,  просто  так:  бац!  -  и  навалился,  как  будто  я  только  что  потянул  на  себя  ящик  межрейсового  комода.  А  иной  раз  он  плывет  от  хлебных  стеллажей  в  супермаркете:  где-то  там  возлежит  хлеб  с  тмином!  Хотя,  нет,  скорее  всего,  нет;  скорее  всего,  это  какой-то  торговый  трюк,  чтобы  обезоружить  бдительного  покупателя,  отправить  его  в  наивное  детство  и  заставить  набрать  полную  тележку  ненужных  ему  вещей.

Но  навалится  на  меня  запах  тмина  –  и  я  немедленно  оказываюсь  там,  в  моей  давным-давно  Керчи,  мне  снова  пять  или  шесть,  мы  с  папой  и  мамой  только  что  въехали  в  кое-как  прибранный  номер,    и  я  приступаю  к  досмотру  ящиков  и  шкафов.  Я  еще  ничего  не  знаю  о  связи  запахов  и  воспоминаний,  я  просто  жадно  вдыхаю  аромат  тмина,  которого  больше  нигде  не  услышишь,  а  он,  оказывается,  прямо  сейчас  и  уже  навсегда  запечатлевает  в  моей  памяти  это  мгновение.  Керчь,  лето,  мне  пять  или  шесть,  папа  и  мама  молоды  и  божественно  прекрасны,  как  и  вся  жизнь,  как  и  весь  мир  там,  за  окном,  где  высится  целый  лес  мачт,  одна  из  которых  наверняка  когда-нибудь  станет  моей…  И  потому  теперь,  через  несколько  десятков  лет,  мои  ноздри  ловят  запах  тмина,  ничего  другого  я  не  помню,  только  это.  Керчь,  лето,  МДМ,  молодые  –  о,  Господи,  какие  молодые  голоса  родителей  за  стеной  и  мальчик  в  шортах,  упавший  на  колени  перед  шкафом,  уцепившись  обеими  руками  за  его  распахнутые  дверцы.  Шкаф  и  мальчик  словно  застыли  на  мгновение  перед  тем,  как  заключить  друг  друга  в  объятия,  как  старые  друзья  после  долгой  разлуки…  -  и  вот  туда,  в  этот  миг  всякий  раз  отправляет  меня  запах  тмина.

Противиться  ему  невозможно;  нужно  только  поскорее  спрятать  лицо  за  книгой  или  отвернуться  к  стене,  оклеенной  рекламой.  Потому  что  стою  я,  взрослый  человек  со  скучным  лицом  и  седыми  висками  в  переполненном  вагоне  метро,  и  никому  невдомек,  что  мне  сейчас  лет  пять  или  шесть,  и  что  беззащитен  я  сейчас  и  уязвим,  как  всякий  ребенок  таких  лет.  Дети  ведь  не  добрые  и  не  злые,  они  просто  по-настоящему  беззащитные,  и  потому  острее  прочих  чувствуют  добро  и  зло,  ласку  и  жестокость,  заботу  и  равнодушие.  И  реагируют  –  как  чувствуют,  по  обстоятельствам,  и  тоже  -  острее.

Вот  она,  западня,  просто  в  моей  собственной  голове  устроенная.  Накатил  из  ниоткуда  запах  тмина  -  и  я  провалился  в  мою  былую  детскую  беззащитность.  И  стою  я,  взрослый  человек  в  окружении  взрослых  людей,  и  сделать  со  мной  что  угодно  сейчас  может  всякий,  даже  самый  безобидный  и  незлобивый  человек,  и  спасают  меня  только  скучное  лицо  и  седые  виски.  Это  нелепый  грим,  потешный  камуфляж,  скрывающий  мою  тайну;  только  бы  никто  не  догадался,  только  бы  никто  не  ощутил  тот  самый  запах  из  моего  давным-давно!

А  потом  еще  тот  взрослый  во  мне,  который  на  мгновение  отпрянул  в  сторонку,  вспугнутый  запахом  тмина,  приходит  в  себя  и  вдруг  замечает,  что  жизнь,  по  большому  счету,  уже  прожита  и  состоялась.  Куда  бы  ни  вели  когда-то  давным-давно  дороги  мальчика,  распахнувшего  объятия  шкафу,  одна  из  них  уже  выбрана,  а  точка  невозврата,  скорее  всего,  пройдена.  Так  и  не  стала  моей  одна  из  тех  мачт  на  горизонте…

А  потом  запах  тмина  уходит  так  же  внезапно,  как  и  пришел;  взрослый  решительно  возвращается.  Что?  Кто?  Какой  мальчик?  Тмин?  Шкаф?  Что  за  ерунда?  Какое  там  прожита  и  состоялась?  «Станция  «Арсенальная»…»  –  о,  именно,  «Арсенальная»,  там-то  жизнь  только  и  начинается,  и…  Вагон  глубоко  присел,  качнулся,  замер,  двери  распахнулись,  пассажиры  врассыпную  бросились  на  платформу,  и  следом  бросились  врассыпную  все  взрослые  мысли,  совсем  как…

…совсем  как  зернышки  тмина  по  дну  ящика,  только  что  выдернутому  из  угловатого  стола  нетерпеливой  детской  рукой.  Что?  Кто?  Ах  да,  да:  когда-то,  давным-давно  у  самого  Черного  моря  стоял  город  Керчь...

редакция  06  2019

Рисунок:  Нина  Дьякова,  Вечерний  паром,  1978  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=839718
Рубрика: Лирика
дата надходження 23.06.2019
автор: Максим Тарасівський