Восторга жизни Ойкумена


Ференцу  Листу  посвящается

   Восторга  жизни  Ойкумена

Досталось  каждому  из  нас
Немного  радости  и  сказки:
Сирень  весной,  а  летом  маки,
Зимой  метели  пересказ...

Осенней  грусти  полонез,
Струящий  в  разноцветье  листьев,
Романсов  прелесть,  песен  Листа  –
Души  струн  нежный,  тонкий  тест...

Бутон,  раскрывшийся  в  сей  мир,
Как  жизнь  мила  в  своём  полёте,  
Вселенной  дар  в  итог  пошлёте  –
Неповторим  людей  клавир...

Любовью  одарённым  быть,
Восторга  жизни  –  Ойкумена.
Пылать  вулканом  вдохновенья
И  веру  Божию  испить.

14.05.2019г.

Друзья,  мне  посчастливилось  бывать  в  Веймаре  в  домике  Ф.Листа.  Слушайте  же  эту  неповторимую  бесподобную  музыку  Ф.Листа!


Вокальное  творчество  Ференца  Листа  охватывает  различные  жанры  —  духовные  и  светские.  Наибольшую  ценность  представляют  его  песни  (всего  их  около  девяноста).
Круг  поэтов,  к  которым  обращался  Лист,  широк:  здесь  и  современники,  и  авторы  XVIII  века  или  эпохи  Возрождения;  композитор  писал  свои  произведения  на  ори-гинальные  немецкие,  французские,  итальянские,  вен-герские  тексты  (Лишь  к  стихам  русских  поэтов  («Мо-литва»  Лермонтова,  «Слепой  певец»  —  мелодекла-мация  по  балладе  А.  Толстого)  он  обращался  в  не-мецких  переводах.).
Большинство  песен  Листа  вдохновлено  образами  не-мецкой  поэзии.  Наиболее  значительны  произведения  на  слова  Гёте  (шесть)  и  Гейне(семь).  Эти  поэты  были  спутниками  Листа  на  протяжении  долгих  лет:  обратившись  к  их  текстам  еще  в  начале  40-х  годов,  композитор  оставил  до  четырех  редакций  некоторых  роман-сов,  получивших  завершение  лишь  в  70—80-е  годы.  Из  французских  поэтов  первое  место  в  вокальном  твор-честве  Листа  занимает  Гюго  (шесть).  Немногочислен-ные  песни  на  венгерские  тексты  отличаются  многообразием  настроений  (скорбная  лирическая  «Прощай»,  героическая  «Бог  венгров»,  эпическая  «Венгерская  ко-ролевская  песня»;  с  образами  Венгрии  связана  и  бал-лада  на  текст  австрийского  поэта  Ленау  «Три  цыга-на»).
В  своих  песнях  Лист  продолжает  линию  развития,  на-меченную  Шубертом  в  его  поздних  романсах,  утвердившуюся  в  творчестве  Шумана  и  нашедшую  свое  за-вершение  у  Вольфа.  Для  Листа  типичен  декламационный  склад  мелодии,  чутко  следующей  за  изгибами  стиха,  наряду  с  широким  использованием  красочных  возможностей  фортепиано.  Он  часто  применяет  варь-ированную  строфу  или  трехчастность;  встречается  и  сквозная  форма.
Можно  выделить  несколько  типов  листовских  песен.
Первый  рисует  безудержную  радость  любви,  страстный  восторг,  льющееся  широким,  свободным  потоком  неодолимое  чувство  (сонеты  Петрарки,  песни,  позже  обработанные  для  фортепиано  под  названием  «Ноктюрны  „Грёзы  любви"»).  Близки  к  ним  более  сдержан-ные  песни,  передающие  смутное  любовное  томление,  неясную  грезу,  мечту  о  любви  —  здесь  особенно  изысканны  гармонии,  нередко  строящиеся  на  сопоставлении  мажора  —  минора  или  отдаленных  тональностей  («Как  дух  Лауры»,  «Радость  и  горе»,  «Песнь  Миньоны»  и  другие).
Многие  песни  посвящены  воплощению  настроений  скорби,  страдания,  разлуки,  одиночества  («Прощай»,  «Отравой  полны  мои  песни»,  «Сосна»,  «Тот,  кто  свой  хлеб  в  слезах  не  ел»,  «О,  где  он?»,  «Дочь  рыбака»  и  т.  д.).  В  последний  период  творчества  усиливаются  мыс-ли  о  смерти,  о  бренности  всего  земного  («Покинута»,  «И  мы  думали  о  мертвецах»).
Особую  группу  составляют  песни,  связанные  с  образ-ами  природы  —  то  спокойной,  то  бурной,  но  всегда  ве-личественной  («Горные  вершины»,  три  песни  из  «Вильгельма  Телля»).
Немногочисленны,  но  очень  образны  песни-баллады,  в  которых  развертываются  сменяющие  друг  друга  кра-сочные  картины;  для  них  характерны  спокойная,  пове-ствовательная  мелодия,  сопровождение  с  изобрази-тельными  моментами,  свободная  смена  темпа,  то-нальности,  фактуры,  сквозная  форма  («Лорелея»,  «Три  цыгана»).
Столь  же  редки  песни  героического  склада;  выход  за  сферу  лирических  чувств  подчас  приводил  к  созданию  произведений  искусственно  приподнятых,  внешне  па-фосных,  лишенных  искренности.  Среди  них  выгодно  выделяются  песни  на  венгерские  тексты  и  особенно  богатырская  «Венгерская  королевская  песня»,  использующая  старинный  куруцкий  напев.
М.  Друскин

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=835508
Рубрика: Посвящение
дата надходження 14.05.2019
автор: Променистий менестрель