Поэзия в словах и картинках

*[i]Публикуется  повторно  после  таинственного  исчезновения  первой  публикации[/i]

Есть  материи  настолько  тонкие,  что  их  уловить  крайне  затруднительно:  воспринимаемые  каким-то  неизвестным  науке  чувством,  они  определенно  существуют,  однако  ткнуть  пальцем,  схватить  за  краешек  и  вытянуть  на  свет  Божий  всё  то,  что  заставило  трепетать  то  самое  чувство,  почти  невозможно.  Помните  достославного  Магнуса  Редькина,  который  собрал  огромную  коллекцию  определений  счастья  и  тосковал  над  ними,  потому  что:  «юной  девушки  услышать  пенье  вне  моего  пути,  но  вслед  за  тем,  как  у  меня  дорогу  разузнала»*  -  это  же  не  алгоритмизируется.  Но  чувство  не  обманешь:  если  случится  оно,  неалгоритмизируемое  счастье,  то  чувство  возликует,  возрадуется,  вострепещет,  возгонит  эндорфины,  и  непонятное,  необъяснимое,  нематериальное  сделается  пусть  недолговременным,  нестойкими  и  глупым,  но  вполне  реальным  состоянием.

Вот  из  таких  же  тонких  материй  шьют  поэзию.  Читаешь  текст  –  и  чувство,  которое  умеет  воспринимать  счастье,  вновь  подсказывает:  вот  она,  здесь,  не  останавливайся  только,  прочитай  еще  раз,  пусть  воздух  наполняется  поэзией  хотя  бы  еще  30  секунд…  Но  что  именно  этот  набор…  звуков?  слов?  строк?  катренов?  образов?  рифм?...  –  что  именно  делает  эту  адскую  смесь  поэзией,  объяснить  затруднительно,  а  те,  кто  понимает  или  берется  объяснять,  подчас  только  запутывают  дело  и  уводят  куда-то  в  сторону.

Однако  бывают  и  удачные  объяснения,  пусть  не  всего,  пусть  только  одного  аспекта,  но  все  же.  В  меня  всегда,  что  называется,  попадала  мысль  Юрия  Андруховича,  что  поэзия  случается  тогда,  когда  слова  встречаются  впервые.  Вероятно,  эта  мысль  оказалась  «моей»  потому,  что  я  люблю  стихи  Александра  Кабанова  –  у  Маэстро  что  ни  строчка,  то  первая  встреча  слов,  таких  непохожих,  таких  разных,  таких  несочетаемых,  так  долго  водимых  иными  по  разным  книгам,  и,  наконец,  сведенных  воедино  Мастером.  И  невозможное  вдруг  оказывается  единственно  возможным,  несовместимое  –  идеально  гармоничным,  и  только  так,  кажется,  делается  поэзия,  и  уж  теперь,  кажется,  других  вариантов  быть  не  может  и  не  будет…  Будет!  –  ободряюще  подмигивает  Мастер  и,  действительно,  вскоре  выкладывает  в  сеть  новую  комбинацию  знакомых  слов,  над  которой  только  и  остается,  что  плакать  глупыми  счастливыми  слезами…

Один  из  моих  любимых  прозаиков,  Вениамин  Каверин,  с  юношеских  лет  считал  себя  поэтом  и  писал  стихи.  Люди  с  развитым  и  умным  поэтическим  чувством,  которые  умели  не  только  рассмотреть  поэзию,  но  и  объяснить,  настойчиво  советовали  ему  бросить  это  занятие  и  сосредоточиться  на  прозе.  Юрий  Тынянов,  например,  объяснял,  и  Андрей  Белый  растолковывал,  но,  увы,  тщетно.  А  как  же  иначе:  кто  пишет  стихи,  знает,  что  поэзия  соблазнительна,  как  Пандора,  и  неумолима,  как  Мойра.  Наконец,  Каверин  пришел  к  Осипу  Мандельштаму,  и  тот  нашел  очень  точные  слова:

«…поэзия  не  существует  сама  по  себе  и  что  если  она  не  стремиться  запечатлеть  внутренний  мир  поэта,  никому  не  нужен  даже  самый  искусный  набор  рифмованных  или  белых  строк.  Тут  не  было  места  для  иронии.  Ему  было  важно,  чтобы  я  перестал  писать  стихи,  и  то,  что  он  говорил,  было  защитой  поэзии  от  меня  и  тех  десятков  и  сотен  юношей  и  девушек,  которые  занимаются  игрой  в  слова…»  –  и  Каверин  в  тот  же  день  сжег  свои  тетрадки  со  стихами  и  больше  никогда  к  ним  не  возвращался.

Позднее  Мандельштам  разложил  это  по  полочкам  в  коротком  и  беспощадном  эссе  «Армия  поэтов»;  сочинение  трудное,  даже  обидное,  с  пощечинами  и  оплеухами  типа  «вы  сами  себя  слышите?»,  но  обязательное  к  прочтению  и  перечитыванию.  Я  сейчас  обращаюсь  в  значительной  мере  к  себе  самому;  как  и  Каверин,  я  детства  что-то  рифмовал,  но,  к  счастью,  в  какой-то  момент  начал  понимать  кое-что  о  поэзии  вообще  и  о  своих  играх  в  слова  в  частности.  Самое  время  было  остановиться  и  бросить  это  занятие,  но  я  все  тянул,  не  решался,  потому  что  каждое  утро  начиналось  с  какой-то  новой,  многообещающей  строки,  к  которой  словно  сами  собой  цеплялись  следующие  строки,  в  них  было  столько  поэзии  «по  Андруховичу»  и  даже  как  будто  чуть-чуть  «по  Кабанову»…  Как  отказаться  от  эдакого  счастья?  А  как  же  человечество  –  оно  же  ждет  от  нас  очередного  стихотворного  подвига!  И  тогда  гора  поперла  на  упрямого  в  своей  упрямой  тупости  Магомета:  меня  уволили  с  работы,  и  от  переживаний  мне  начисто  отшибло  способность,  а  главное  желание  терзать  поэтическую  лиру.  И  слава  Богу!  –  я  же  прозаик,  всегда  им  был,  остаюсь  и,  надеюсь,  останусь  впредь.

В  идеале,  конечно,  вовсе  не  требуется  эксцессов,  аутодафе  и  прочих  жертвоприношений.  Игра  в  слова  –  одно  из  самых  достойных  хобби,  возможно,  самое  достойное.  Но  есть  в  ней  и  немало  того,  что  требует  держать  это  хобби  как  можно  дольше  под  спудом,  при  себе.  Стихи  –  это  нечто  вроде  интимного  дневника;  и  то,  что  там  сказано,  и  то,  как  это  сказано,  обнажают  тот  самый  внутренний  мир,  выставляют  его  на  всеобщий  показ,  настолько  откровенный,  что  это  напоминает  анатомический  театр.  И  если  мир  этот  скуден,  если  кричит  он  убогим  языком,  если  слова  в  нем  не  встречаются  впервые…

…Недавно  я  нашел  иллюстрацию  к  словам  Юрия  Андруховича.  Это  113В,  работа  современного  нидерландского  живописца  из  Утрехта  Reinier  Lensink.

[img]https://static1.squarespace.com/static/547de0e3e4b0db17dfd83d3a/548e0256e4b023e5238faf14/548e041be4b062b18d62a708/1420200680432/Dive09_Preview.jpg?format=1000w[/img]

Поразительно!  –  один  смог  сформулировать  то,  что  «не  алгоритмизируется»,  а  другой  –  нарисовать.  113В  -  чтобы  ни  значило  это  сочетание,  по-моему,  это  именно  то,  о  чем  говорил  Андрухович,  и  очень  похоже  на  то,  как  пишет  Александр  Кабанов.

апрель  2019  г.
 
*Магнус  Редькин,  герой  повести  "Понедельник  начинается  в  субботу",  цитирует  стихи  Кристофера  Лога
*Эссе  "Армия  поэтов"  Осипа  Мандельштама  https://www.avtoram.com/osip-mandelshtam-armiya-poetov/  

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=833842
Рубрика: Лирика
дата надходження 28.04.2019
автор: Максим Тарасівський