Чудесный пастух (сказка по мотивам греческих мифов)

[b]Чудесный  пастух[/b]

(сказка  по  мотивам  греческих  мифов)

1.

Во  времена  легенд  жил  в  греческой  земле
Царь  молодой  Адмет  —  хвала  своей  стране.

Умел  людей  любить,  был  управлять  —  мастак
(Случается  порой  на  самом  деле  так).

Дома  тогда  скромнее  были  у  царей,
Чем  те  хоромы,  что  прославились  поздней,

И  потому  Адмет  сам  должен  был  следить,
Кому  в  хозяйстве  у  него  за  чем  ходить.

Однажды  в  дом  к  себе  царь  путника  впустил.
Тот  статный  и  пригожий  рыжий  парень  был.

Сказал:  «Я  царский  сын,  как  ты,  но  дело  в  том,
Что  где-то  должен  год  служить  я  пастухом.

Умышленно  убил  я  матери  врага.
Победа  эта  и  честна,  и  дорога.

Суд  оправдал  меня,  но  все  же  кровь  есть  кровь.
Прими  меня  слугой,  чтоб  чистым  стал  я  вновь.

Ты  не  раскаешься:  еще  я  музыкант
Из  тех,  о  ком  с  большим  почтеньем  говорят.

Умею  прорицать,  с  полей  гоню  мышей.
«Мышиный»  имя  мне  дано  —  Сминфей».

Адмет  все  всылушал,  решился  верить  он
И  дал  согласье:  быть  пришельцу  пастухом.

Один  из  слуг  к  Адмету  вскоре  прибежал:
«Узнай,  о  царь,  что  в  дом  ты  чародея  взял!

Как  выгоним  стада  и  станем  наблюдать,
А  он  на  флейте  принимается  играть,

То  хищный  зверь  к  нему  стремится  из  лесов.
Медведи,  волки  бродят  меж  твоих  коров!

Но  бродят  вовсе  мирно,  без  вреда  стадам…
Ах,  любо  было  бы  —  но  страшно  это  нам!»

Адмету  странен  полный  трепета  рассказ,
Но  он  не  высказал  смущения,  дивясь.

«Чего  боитесь  вы:  смирения  зверей
Иль  музыки  его?  Пусть  служит  чудодей!»

Проходит  время.  Не  заметили  вреда:
В  сохранности  тучнеют  царские  стада.

И  весь  Адметов  край  —  признал  бы  всякий  взор  —
Обильней,  здоровей,  прекрасней  стал  с  тех  пор.

Сам  царь  доволен  был,  но  царские  рабы
Со  слишком  странным  гостем  сделались  грубы.

Завидно,  верно,  и  в  обиду  стало  им,
Что  господин  особенно  приветлив  с  ним:

«Ты  за  скотом  ходить  ничуть  не  устаешь…
Что  родом  ты  велик,  должно  быть,  дерзко  лжешь!

А  это  имечко…  знать,  носишь  неспроста:
Желала  матушка  твоя  родить  кота!»

В  глазах  Сминфея  гнев  как  стрел  потоки  был…
Но  силой  духа  он  себя  опять  смирил.

«Я  в  услужении  моем  учусь  терпеть,
Не  то…умел  бы  я  вас  выучить  жалеть!»

Был  огорчен  Адмет:  «Зверей  ты  укрощал  —
Как  можно,  чтоб  людей,  напротив,  раздражал?!

Не  должно,  люди,  необычного  бежать,
Когда  докажет,  что  способно  помогать!»

2.

Адмет  жил  холостой,  жениться  захотел.
Царевну,  дяди  дочь,  в  невесты  присмотрел.

По  знаменитому  обычаю  времен
Приз  заслужившему  быть  должен  присужден.

Хитер  отец  невесты:  нужен  зять  -  силач,
Чтоб  льва  и  вепря  он  сумел  —  живых  —  запрячь.

Хотя  Адмет  не  только  добр  был,  но  силен,
Чтоб  кто  с  условьем  совладал,  не  верил  он.

—  Сминфей,  ты  говорил,  что  можешь  прорицать.
Скажи:  Алкесту  мне  судьба  завоевать?

—  Я  способ  назову,  но  прежде  мне  ответь:
Такого  тестя  не  страшит  тебя  иметь?

Лукав  ее  отец,  от  правды  смог  отпасть.
Известно  ведь  тебе:  украл  свою  он  власть.

Возмездье  есть,  он  знает,  но  себе  не  ждет,
И  можешь  верить  мне,  что  с  болью  он  падет.

Не  укреплял  бы  ты  с  дурной  семьей  родства...
—  Да,  но  куда  любовь,  туда  и  голова.

Ее  однажды  лишь,  но  близко,  я  видал.
Другой  подруги  я  б  себе  не  пожелал!

Она  —  не  как  отец.  Она  —  Добро  само.
Когда  б  спастись  в  мой  дом  ей  было  суждено…

—  Ты  любишь?  Просто  так,  а  лучше  б  не  сказал.
Я  первую  любовь  не  выиграл  —  потерял…

Хоть  знаю:  многих  и  желать  мне,  и  привлечь,  —
Прикосновенье  оттолкнувшей  будет  жечь.

В  честь  недотроги  той,  чью  юность  берегу,
Не  стать  в  любви  несчастным  другу  помогу.

Тебя,  Адмет,  волшебной  мазью  умащу.
Алкеста  будет  за  тобой:  я  так  хочу!

3.

На  праздничном  пиру  возлег  жених-Адмет.
Всем  существом  он  —  благодарность  и  привет.

—  В  моей  семье,  Сминфей,  невесту  ты  возьми!
Год  на  исходе,  с  нами  ты  как  брат  живи!

—  Благодарю,  но,  службу  справив,  ухожу.
Еще,  прощаясь,  вам  с  Алкестой  удружу.

Так  торопился  царь  с  желанной  спать  уйти,
Что  позабыл  как  выкуп  жертву  принести

Для  Артемиды-девы.  С  ней  дурить  нельзя:
Постель  раскрыл,  а  там  —  змея…еще  змея…

Как  вам  покажется?  а  молодых  взял  страх.
Сперва  муж  пожалел,  что  нет  меча  в  руках.

Но  видит  он:  вошел  в  покой  Сминфей-пастух.
Сейчас  шипели  змеи  —  и  не  стало  вдруг.

Вослед  грозе  —  веселье  солнечных  лучей.
Свет  после  тьмы  —  так  улыбается  Сминфей.

—  Друзья,  со  мной  нельзя  почтительнее  быть,
Но  как  сестрицу  вы  умели  раздразнить?

Она  не  зла,  во  всем  похожа  на  меня.
Ревнует,  значит,  что  любимей  стал  здесь  я.

Адмет:  —  О  чьей  сестре  ты,  друг  безумный,  говоришь?
Алкеста:  —  Ведь  этим  ты  богов  сильней  еще  гневишь!

Сминфей:  —  Неужто  до  сих  пор,  друг,  угадать  не  смог?
Я  —  Аполлон,  сын  Зевса,  олимпийский  бог.

Адмет:  —  Я  верил  в  то,  что  сразу  от  тебя  узнал.
Кто  я  такой,  чтоб  бога  в  пастухах  держал  ?

Аполлон:  —  Ты  —  добрый  человек.  Олимп  и  наградил.
Я  рад,  что  целый  год  стада  твои  хранил.

Окончив  год,  к  богам  вернулся  Аполлон.
Коль  будем  мы  добры  —  да  будет  добр  к  нам  он.

06  —  08.10.2017

Примечания

Сминфей  —  один  из  эпитетов  Аполлона,  который  упоминается,  например,  в  статье  о  нем  А.Ф.  Лосева  в  «Мифологическом  словаре»  1990  г.  Можно  встретить  несколько  объяснений,  почему  его  так  называли.  Одно  из  них  в  том,  что  Аполлон  охранял  от  мышей  хлебные  злаки.  Иногда  его  изображали  с  мышью,  которая,  таким  образом,  ассоциировалась  с  богом-прорицателем  и  считалась  символом  пророчества.

По  крайней  мере  в  одной  литературной  версии  мифа  об  Аполлоне  и  Адмете  присутствует  мотив  однополой  любви.  Это  —  одна  из  известных  черт  древнегреческой  культуры,  но  в  данной  сказке  этот  мотив  не  использован,  чтобы  включить  в  ее  аудиторию  детей  (которые  и  так,  впрочем,  обычно  знают  то,  о  чем  им  знать  еще  рано  :-))

Отцом  Алкесты  был  тот  самый  Пелий,  который  отправил  экспедицию  за  Золотым  руном  и  был  впоследствии  очень  страшно  погублен.  Адмет  был  среди  аргонавтов,  но  в  сюжете  этой  сказки  никак  не  учтено  это  обстоятельство.  Строго  говоря,  Алкеста  приходится  Адмету  двоюродной  сестрой,  так  как  Пелий  -  единоутробный  брат  его  отца    (которому  как  раз  и  навредил,  как  и  другим  братьям,  но,  видимо,  больше  всех  -  Эсону,  отцу  Ясона).

Согласно  мифу,  чтобы  получить  руку  Алкесты,  Адмет  должен  был  приехать  к  Пелию  на  колеснице,  запряженной  львом  и  вепрем,  и  Аполлон  дал  ему  такую  колесницу.  В  сказке  задача  изменена.

Может  создаться  впечатление,  что  сказка  написана  с  последовательно  аристократических  позиций:  Аполлон  и  Адмет  в  ней  только  хорошие,  а  подданные  Адмета  непривлекательны.  Такой  мысли  у  меня  не  было:  хотелось  просто  написать  сказку  на  сюжет  «чудесный  помощник»  и  по  мотивам  мифов.  Аполлону  здесь  никого  не  пришлось  наказывать,  а  наградить  простодушного  Адмета  было  ему  по  душе.  :-)

Иллюстрация:  Аполлон  и  стада  Адмета.  Художник  Cornelis  van  Poelenburch  (1620).

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=756319
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 20.10.2017
автор: Валентина Ржевская