Заплатите за проезд, или Про покращення

1

«Девятый»  (или  «  девятка»)  был  едва  ли  не  единственным  троллейбусным  маршрутом  моего  херсонского  детства.  Потому  что  другого  не  было  в  нашем  окраинном  микрорайоне,  да  и  не  очень  нужно  было:  «девятка»  вывозила  весь  Шуменский  туда,  где  ходили  другие  маршруты.  Но  можно  только  догадываться,  как  выглядел  «девятый»,  отваливая  от  конечной  в  часы  пик:  не  толпа  сверх  всякой  меры  наполняла  его,  нет,  нет  и  еще  раз  нет!

«Маршруток»  на  советских  дорогах  не  водилось  совсем;  общественный  транспорт,  как  и  многое  другое,  был  в  дефиците.  Зато  на  работу  в  будни  и  на  дачу  по  выходным,  по  утрам  «туда»  и  «обратно»  по  вечерам  ехал  весь  город,  и  ехал  весь  в  одном  троллейбусе  –  вот  какое  впечатление  производила  наша  «девятка».  В  натужно  гудящем  «девятом»  на  любой  из  его  конечных  остановок,  будь  то  площадь  Цюрупы  или  Речпорт,  пассажиры  превращались  в  единый  организм,  в  гекатонхейра  –  пятидесятиголового  сторукого  великана,  или  даже  в  двух  гекатонхейров,  влезших  в  один  салон.  Втиснуться  в  «девятку»  или  выбраться  из  нее  на  промежуточных  станциях  –  никак;  только  на  конечных  или  на  такой  узловой  остановке  как  Площадь  Свободы,  в  центре,  у  македонской  фаланги  обкома,  застывшей  за  коренастым  Ильичом,  чугуневшим  в  перекрестье  аллеек,  обсаженных  розовыми  кустами.

Плата  за  проезд  была  символической,  4  копейки;  оплачивался  проезд  и  в  те  времена  так  же,  как  и  сегодня,  -  покупали  талончики  у  водителя  или  в  киосках,  компостировали.  Кондукторов  не  было;  зато  были  контролеры,  и  вот  те  уже  собирали  настоящие  деньги  –  кажется,  целый  рубль.  Этих  контролеров  я  впервые  повстречал  в  почти  уже  незапамятном  детстве,  но  запомнил  и  возненавидел  немедленно,  однако  вовсе  не  потому,  что  бесплатный  проезд  казался  мне  доблестью  или  4  копейки  –  огромными  деньгами.  Как  раз  наоборот:  превращаясь  в  такую  часть  тела  гекатонхейра,  которая  на  маршруте  не  могла  дотянуться  до  компостера,  я  разрывал  билетик  уже  на  остановке,  а  клочки  опускал  в  урну  (в  таких  мелочах  так  упоительно  быть  кристально  честным).  Правда,  если  бы  меня  поймал  контролер,  он  бы  наплевал  на  мою  жалкую  честность,  потому  что  талончик  нужно  компостировать  в  салоне,  а  все  манипуляции  с  ним  на  остановке,  вплоть  до  сжигания  и  развеивания  пепла,  значения  не  имеют  и  являются  частным  делом  пассажира.  Однако  далеко  не  все  так  заботились  оплатой  поезда  –  ведь  в  салоне  возможности  оплатить  попросту  не  было,  а  на  остановке  –  ну  кто  помнит  о  4  копейках,  покинув  троллейбус?

Контролеры  охотились  на  «зайцев»  с  учетом  обстоятельств  –  то  есть  они  караулили  «девятку»  на  конечной  и  там  хватали  безбилетных  пассажиров.  Обычно  засада  устраивалась  в  Речпорту,  потому  что  там  милиция  рядом,  и  строптивцев  можно  было  моментально  приструнить;  кроме  того,  в  Речпорт  народу  ездила  тьма,  и  счет  гекатонхейрам,  извергаемым  троллейбусами  и  автобусами,  шел  на  десятки.  И  вот  однажды  контролеры  схватили  мою  маму.

Не  знаю  человека,  который  в  маме  видит  что-либо,  кроме  хорошего.  Но  моя  мама  –  лучшая  из  всех;  они,  мамы,  в  принципе  все  такие  –  каждому  человеку  достается  самая  лучшая  мама  на  свете.  И  вот  эти  здоровенные  грубые  дядьки  «при  исполнении»  выдернули  мою  лучшую  на  свете  маму  из  троллейбуса  и  потащили  в  милицию.  Они  были  трижды  неправы:  проезд  мы  оплатили,  только  талончики  все  были  в  руках  у  бабушки;  маму  в  милицию  они  потянули  без  всякой  попытки  что-либо  выяснить,  как  если  бы  сразу  решили  для  себя  ее  оштрафовать,  а  ведь  у  мамы  в  троллейбусе  остался  малолетний  я,  затертый  где-то  между  ногами  гекатонхейра;  они  действовали  хамски  грубо,  обращаясь  с  пассажирами  –  и  с  моей  мамой!!!  –  как  со  скотиной,  предназначенной  на  убой  по  болезни.  И  весь  этот  ужас  происходил  на  моих  глазах:  какие-то  мосластые  и  горластые  мужики  схватили  и  куда-то  за  руки  утащили  мою  маму.

Забыл  сказать:  когда  мама  была  такой  же,  как  тот  я,  что  в  ужасе  плющил  лицо  о  троллейбусное  окно,  бил  его  ладошками  и  вопил  во  все  горло,  -  вот  тогда  с  ней  нечто  случилось.  Как-то  жарким  днем  мама  уснула  под  деревом;  а  в  наших  южных  степных  краях  на  деревьях  часто  обнаруживается  то  же,  что  и  в  какой-нибудь  дикой  Африке.  Вот  и  на  том  дереве  была  змея  –  то  ли  охотилась,  то  ли  укрылась  там  от  солнца  и  раскаленной  земли;  и  эта  змея  свалилась  маме  на  голову.  После  этого  мама  начала  сильно  заикаться;  когда  она  волновалась,  говорить  ей  было  ну  очень  непросто.  Сейчас-то  этого  почти  уже  нет,  а  вот  тогда,  когда  ее  схватили  контролеры,  это  было  еще  очень  заметно.  Впрочем,  они  не  выглядели  как  люди,  которые  хотят  что-то  выяснять,  тттттем  ббббболее  у  ззззззаики;  а  выглядели  они…  –  в  общем,  мои  впечатления,  наверное,  были  сопоставимы  с  мамиными,  когда  на  нее  свалилась  змея.  Каково  было  ей,  могу  только  догадываться;  когда  мама  вернулась  из  милиции,  она  долго  плакала,  а  неодолимые  спазмы  так  стискивали  ее  горло  и  челюсти,  что  у  поголубевших,  искомканных  страданием  губ  еще  долго  не  получалось  ничего  похожего  на  речь…

Если  бы  я  мог,  я  бы,  наверное,  убил  тех  контролеров.

2

Утренний  киевский  троллейбус;  движется  он  от  центра  на  окраину,  поэтому  в  нем  пусто.  На  последнем  ряду  сидений  –  пестрая  группка  смуглых  женщин.  Они  похожи  одна  на  другую,  как  троллейбусные  талончики,  только  одному  талончику  лет  сорок  пять,  а  другие  много  новее;  женщины  ведут  оживленный  разговор  на  своем  гортанном  языке.
На  одной  из  остановок  в  троллейбус  входит  молодой  аккуратный  человек,  свежим  приятным  голосом  объявляет  проверку  билетов  и  показывает  пассажирам  сверкающее  удостоверение.  У  смуглянок  билеты  есть,  целая  пачка,  только  они  их  не  закомпостировали  (компостер,  кстати,  висит  прямо  у  виска  старшего  «талончика»).  Начинается  торг.  Мы  не  понимаем.  Мы  не  умеем  читать.  Нам  нет  шестнадцати.  У  нас  нет  денег.  Мы  только  что  сели.  Мы  не  знали.  Ладно,  пиши  протокол,  дарагой,  мы  в  течение  15  дней  заплатим,  ага,  дарагой,  пиши,  раз  грамотный…

Когда  выясняется,  что  протокол  пишет  не  контролер,  а  патрульная  милиция,  смуглянки  бросают  свой  то  жалобный,  то  снисходительный  тон.  Контролер,  не  повышая  голоса  и  не  хватая  «зайцев»  за  уши  или  лапы,  продолжая  говорить  в  той  мягкой  и  непререкаемо  убедительной  манере,  с  которой  представители  ядерных  держав  на  публику  говорят  с  какими-нибудь  никому  не  известными  островками,  все-таки  «дожал»  безбилетчиц.  Вынуты  деньги,  маски  сняты  –  брюнетки  швыряют  в  контролера  деньги,  сдачу  и  корешки  квитанций,  костерят  его  на  русском,  украинском  и  своем,  выкрикивают  что-то  про  «шмонать»  и  «заработал  себе».  Контролер,  закончив  оформление  штрафа,  уходит  по  салону,  не  ввязываясь  в  скандал.  Он  при  исполнении.

П.С.

Между  этими  двумя  эпизодами  –  почти  сорок  лет.  Между  этими  двумя  контролерами  –  пропасть.  «Покращення»  налицо,  но,  как  видите,  оно  потребовало  времени.  Нет,  обучить,  натренировать  и  запустить  на  линию  такого  корректного  контролера  –  пустяк,  сорока  лет  не  потребуется.  Но  для  того,  чтобы  это  произошло,  чтобы  нужные  головы  поняли,  что  делать  надо  вот  так  и  вообще  давно  пора  все  это  сделать,  -  для  этого  должно  поменяться  отношение  (attitude)  –  к  человеку,  пассажиру,  гражданину,  к  своей  работе,  к  жизни  в  целом.  Вот  именно  эта  эволюция  требует  времени.  И  тогда  происходит  «покращення».

Даже  текст  этот  –  и  то,  мне  кажется,  улучшился;  кропал  я  все  это  часа  полтора,  но  полная  картина  проявилась  только  по  истечению  четырех  десятилетий.  А  тогда,  давным-давно,  текстик  бы  этот  появился  только  первой  своей  частью,  был  бы  он  движим  горькой  детской  обидой  «за  маму»,  свелся  бы  к  маленькой  картинке  из  советской  жизни,  получилась  бы  зарисовка  без  всякого  тебе  вывода  или  с  фельетонным  выводом,  украденным  из  Ильфа,  про  то,  что  пассажир  –  тоже  человек,  а  не  скотина.

Это  очевидное  «покращення»  как-то  заставило  меня  проникнуться  всеми  остальными  достижениями:  новый  подвижной  состав,  электронные  табло  на  остановках,  информация  онлайн  и  так  далее;  признаться,  я  даже  написал  коротенькую  благодарность  в  «Киевпастранс».  А  мега-корректный  молодой  человек  с  «корочкой»,  не  запачкав  манжет  укротивший  четырех  горластых  гадалок,  так  и  вовсе  –  примирил  меня  с  лихим  контролерским  племенем.

Но  вот  те,  из  детства,  схватившие  маму…  Если  бы  я  мог,  я  бы,  наверное,  убил  тех  контролеров.

2017

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=752816
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 29.09.2017
автор: Максим Тарасівський