Опыт реконструкции: Летний день

В  автобиографических  главах  «Как  писать  книги»  Стивен  Кинг  сравнивал  свои  детские  воспоминания  –  фрагментарные,  как  бы  по  реперным  точкам  сохраненные  –  с  мемуарами  какой-то  американской  писательницы.  Она  запомнила  из  своего  детства  всё,  то  есть  вообще  всё,  без  пробелов,  от  самого  рождения  (или  даже  чуть  раньше)  и  вплоть  до  THE  END  своих  мемуаров.

Кое-кто  утверждает,  что  сплошные  воспоминания  с  очень  раннего  возраста  –  признак  гениальности.  Мне  в  этом  смысле  повезло,  как  Стивену  Кингу:  я  помню  кое-что,  отдельные  события,  а  то,  что  составило  их  фон,  –  нет.  Но  зато  своё  раннее  детское  восприятие  я  помню  очень  хорошо,  а  теперь  и  описать  могу  точно  и  (почти)  без  искажений.  Кажется,  это  сохранилось  в  памяти  ещё  до  того,  как  она  принялась  архивировать  какую-то  событийность.  Итак,  восприятие  ребенка.

Это  восприятие  «от  себя»,  у  которого  еще  нет  четких  границ.  Ты  слит  с  миром  воедино,  твое  «я»  еще  не  обособилось  в  нечто  осознаваемое  и  осознающее,  и  потому  всё  вокруг  –  это  ты,  а  ты  –  это  всё  вокруг.  И  кроме  слияния  с  миром,  помимо  необособленности  от  него,  нет  ничего;  твой  багаж  знаний  и  опыта  еще  безупречно  пуст.

Когда  ты  видишь  свой  безлюдный,  придавленный  и  распластанный  жарой  южный  город,  и  сам  ты  придавлен  и  распластан  этой  жарой,  то  город  оказывается  воплощением  и  продолжением  твоей  распластанности,  придавленности  и  пустоты.  За  его  стенами  идет  жизнь;  там  любят  и  ненавидят,  лжесвидетельствуют,  предаются  разврату  и  лени,  сочиняют  стихи,  варят  борщи  и  умирают,  тяготятся  бытовой  рутиной  и  плывут  по  течению.  Но  тебе  эта  жизнь  не  видна;  ты  о  ней  ничего  не  знаешь,  и  даже  о  своем  незнании  ничего  не  знаешь,  и  потому  ее  нет.

Вот,  что  ты  запомнишь  из  того  летнего  яростно  жаркого  дня,  навсегда  лишенного  даты  и  событий:  белое  небо,  от  которого  больно  глазам,  на  небе  –  как  бы  провал  в  совершенно  уже  невыносимую  для  глаз  белизну;  пахнущий  пылью  и  сухой  травой  воздух,  невидимый  и  прозрачный  и  при  этом  зримо  дрожащий  и  жидко  струящийся;  плотная,  без  изъянов  и  прорех  оболочка  жары;  застывшие  и  словно  охваченные  невидимым  пламенем  тополя  с  загнутыми  в  одну  сторону  вершинами;  желтая  земля;  серо-белые  расчерченные  на  квадратики  дома;  серая  полоса  асфальта;  ссадины  на  коленях.  Это  всё  –  одно  целое;  это  и  есть  ты;  это  и  есть  жизнь,  во  всей  своей  ощутимой  полноте.

Да,  жизнь!  –  тогда  она  была  именно  тем,  что  ощущается,  и  только;  ничего  не  подразумевается,  не  предполагается,  не  додумывается  и  не  сочиняется.  Это  жизнь,  данная  исключительно  в  ощущениях,  через  органы  чувств;  она  чрезвычайно  полна  и  очень  реальна.  В  прикосновении  сухого  степного  ветра  нет  никаких  гипотез,  это  –  по-настоящему,  потому  что  ощутимо;  а  что  не  ощутимо,  того  –  нет.  А  чего  нет,  о  том  не  сожалеешь,  того  не  желаешь,  не  боишься,  того  –  нет  совсем,  нигде,  никогда.

Да,  жизнь!  –  может  быть,  такая,  она  напоминает  животную  жизнь,  если  бы  не  одно:  память.  Всю  её,  эту  полную,  данную  в  одних  лишь  ощущениях  жизнь,  ты  запоминаешь  –  как  целостное,  всеобъемлющее,  единое  ощущение.  Всю!  –  до  последнего  листка  на  вершине  тополя,  который  принадлежит  тебе  так  же,  как  ему  принадлежат  твои  ссадины.  «Я  помню  себя  с…  лет»  –  наверное,  это  именно  об  этом:  ты  помнишь  не  себя,  а  своё  ощущение  жизни,  и  жизнь  –  это  ты,  а  ты  –  это  жизнь.

…А  потом  начинается  обособление,  отделение  «я»  от  «не-я».  Но  это  уже  другая  история,  другие  воспоминания  и  совсем  другая  жизнь.

2017

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=737550
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 13.06.2017
автор: Максим Тарасівський