Воскресная месса в Толедо (осколки)

               Моя  Дина  Рубина


         [i]…  мощеная    крутая  улочка,  и  я  по  ней  иду  босая,
                     так    явственно,  что  стопа  ощущает  холодную  ребристую  гальку...
                     Куда  я    иду?      Зачем?  Кто  я  там  такая?  (Д.Рубина)
               …Склоны,  и  склоны,  и  склоны…(Ф.Г.Лорка  )[/i]

Воскресная  месса  в  Толедо…
Твоё    неизбывное  кредо  –
На  полную.  Или    -  никак.
И  снова  по  странам  и  весям,
Маршрут  добросовестно  взвесив,
Ты  ищешь    свой    рыбий  косяк.

Гонимое  всюду  еврейство…
И  странный  навязчивый  сон.
За  что  тебя  с  раннего  детства
Упрямо  преследует  он?

Севилья,    Кордова,    Гранада…
Зачем  и  кому  это  надо?
По  каменным  тропам  Сфарада  
Идешь,  как  паломник  на  звон.


         [i]…Гигантский  воздушный  шар  завис  над  Барселоной…(Д.Рубина)
               …Танцует  ночное  море
                     поэму  балконов  лунных…  (Ф.Г.Лорка)[/i]

Мне  нравятся  длинные  строки,
И  кажется  –  не  уложу
Испании    глыбы  и  крохи
В  трёхстопную  эту  межу.

На  млечных    цепях    Барселоны
Воздушный  колышется    шар…
Поэзия  лунных  балконов…
Далекий    гудящий    пожар.

Чужие  соборы,  музеи…
По  древним  камня́м  обжитым
Брожу,  на    искусство    глазея,
И    чувствую,    чувствую    дым
Костров  инквизиции  сытых,
Никем  не  забытых  из  них  -
Сожженных,    крещенных,    убитых,
Ушедших,  сбежавших,  ничьих….

И  я  вместе  с  ними  бежала
По  ржавой  брусчатке  времён.
Не  вырванным  вовремя    жалом
Врос  в  душу  мучительный    сон.


         [i]…  В  Мадриде  мне  было  хорошо,  спокойно,  любопытно…  (Д.Рубина)
               …Сменила  тростник  на  шепот
                   луна  в  золотых  лагунах…  (Ф.Г.Лорка)[/i]

Я  всё  бы  простила  Мадриду
За  то,  что  он  молод  и  чист.
Но  только  не  эту  корриду  –
Бессмертье  под  публики  свист.
Здесь,  кажется,  не  было  мавров
И    мытарства  средних  веков
Не  помнит  Мадрид.  
Но,  как    странно!    -
Легко  убивает  быков,
Танцуя  вокруг  своей  жертвы…

Строка  из  последней  главы  -
Мои  оголённые  нервы.
И  здесь  я  чужая,  увы…


         [i]...Но  вот  на  повороте    в      лобовом    стекле    автобуса    
                     вдруг    выросла    красноватая    скала,
                     ощетинилась  шпилями  колоколен,  башнями  замков  и  ворот  
                     и  литой  серовато-бурой  застройкой    за    крепостной    стеной,
                     при    виде    которой    обморочная    тошнота
                     подкатила  к  моему  сердцу.
                     Я  откинулась  на  спинку  сиденья  и  сказала  мужу:
                     -  Это  здесь.(Д.Рубина)
               …Девчонки,  грызя  орехи,
                   идут  по  камням  нагретым…  (Ф.Г.Лорка)[/i]

И    вот,  наконец-то,    -    Толедо.
Симфония  камня  и  света.
Живая  мозаика  крыш.

И    рыбий  косяк    -  сон  и  пристань,
Из  гальки  сложился    ребристой      –
Извечен,  эпичен  и  рыж.

И  воздух,  пронизанный  миртом…
И  ты  по  его  лабиринтам
Уже  пять  столетий  бежишь…


3[i]1  марта  1492    года    Фердинанд    и  Изабелла    издали  декрет,  которым  все  евреи,  мужского    и    женского  пола,  обязывались  покинуть    Испанию  до  31    июля  того  же  года    под  угрозой  смерти  и  потери  имущества...
Евреи  отдавали  дом  за  осла    и  виноградник  за  кусок  ткани.    Эта    мера,  внушенная  жестокостью,  а  не    усердием  к  религии,    заставила  покинуть  Испанию  до  восьмисот  тысяч  евреев...  "
(  Х.  А.  Льоренте  "История  испанской  инквизиции"  –  Д.Рубина)  [/i]
-----------------------------
 Цитаты  взяты  из  произведений  Дины  Рубиной  «Воскресная  месса  в  Толедо»  и  Федерико  Гарсия  Лорки  «Гранада»  (в  переводе  Анатолия  Гелескула)

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=720052
Рубрика: Лирика
дата надходження 24.02.2017
автор: Akimova