Иегуда Амихай. Боги приходят и уходят, а молитвы все теже. (25-27)

                                                                                                   25.

 Я  с  детства  учился  любви  в  синагоге    ,в  которой  все  детство  провел.
 Учился  я  с  помощью  женщин,  стоявших    за  занавеской  от  нас.
 И  моя  мать  вместе  с  ними  стояла  ,  с  юными  и  не  совсем.
 И  занавеска  от  женщин  скрывала  с  мужской  половины  меня.    
 Скрывали  все  женщины  за  занавеской  все  то,  что  касалось  любви.
 А  я  трепетал  на  мужской  половине  с  любовью  и  страстью  своей.
 И  за  занавеской    я  ,скрытый  от  женщин,  скрывал  свою  страсть  и  любовь.
 Читая  молитвы  с  мужчинами  рядом,  я  страстно  мечтал  об  одном:
 Зайти  к  этим  женщинам  за  занавеску,  и  все  их  секреты  узнать,
 и  вместе  в  едином  порыве  молиться  и  вместе  благославлять  :

                       "  Благословен  Ты,  Г-сподь,  наш  Б-г,  Царь  Вселенной
                             за  то,  что  создал  меня  по  Своему  желанию.*"

   Была  занавеска    из  ткани  тончайшей,  нежнейшей  и  белой  была.
   Как  летнее  платье  ,  волнуясь  под  ветром,  она  по  спирали  плыла.
   Казалось,  что  Богу  она    посвящала  браслеты  и  кольца  свои,
   В  молитвенной  зале  струясь  возникала  мелодия  песни  любви.
   И  женские  лица,  подобные  лику    Луны  в  пелене  облаков,  
   Волшебной  планетой,  бросающей  блики,  мерцали  в  зерцалах  зрачков.
   И  в  ночь  новолуния,  глядя  на  месяц,  и  благославляя  Луну**,
   я  думал  о  женщинах.
                                           

                               
• Читается  во  время  утренней  молитвы  Шахарит
• Благословение  Луны  –молитва  ,  которая  читается  
в  первый  день    новолуния.
                                           


                         
                                                                                                                           26.
                                                         

                               Я  брал  в  синагоге  уроки  любви*,
                               усвоить  стараясь  точь  в  точь.
                               Пел  вместе  со  всеми  "Невеста,  приди.
                               Явись  мне    в  субботнюю  ночь!"
                               Как  свадьбу  жених,  я  машиаха  ждал,
                               Упрям    и  неистов,  как  ртуть.
                               И    пестовал  я  ностальгию  по    дням,    
                               Которых  уже  не  вернуть.
                               О  тех,  кто  с  любовью  остался  навек,
                               Читает  кадиш**  полный  зал,  
                               Любовь  поднимает    из  глубины    вверх  
                               Небесною  песней  хазан***.
                               Украшен  павлин  разноцветьем    цветов.
                               Подложкой  из  шелка  обвит,
                               И  в  платье  из  бархата,  свиток  святой
                               На  мягких  подушках  лежит.
                               И  свиток  несут,  словно  дар  Самого,
                               по  кругу,  по  кругу.  Кругом
                               целуют,  ласкают  все  части  его
                               в  их  прошлом  и  в  нашем  былом.


• Амихай  имеет  ввиду  церемонию  внесения    свитков  торы  в  синагогу.    Это  происходит  при  стечении  большого  количества  народа  и  под  хупой  (свадебным  балдахином),  с  горящими  свечами,  песнопениями  и  музыкой.  Люди,  одетые  в  праздничные  одежды,  с  открытой  радостью  сопровождают  Тору  с  песнями  и  танцами.  Принято,  чтобы  все  евреи  –  мужчины,  женщины  и  в  особенности  дети  –  целовали  мантию  свитка  Торы,  когда  его  несут  в  синагогу,  и  это  является  хорошей  приметой  (сегулой)  для  здоровья  и  долголетия.  Существует  также  обычай  приносить  маленьких  детей  в  то  место,  где  должна  проходить  церемония  внесения  свитка  Торы,  чтобы  они  удостоились  покрытия  лица  мантией  свитка.
Во  время  церемонии  устраивают  семь  акафот  (семь  раз  обходят  биму  –  возвышение,  на  котором  читают  Тору).  При  каждом  обходе  танцуют  со  свитком  Торы,  как  в  Симхат-Тора,  а  когда  завершают  седьмой  обход,  произносят  "Веселитесь  и  радуйтесь  радостью  Торы"  и  обходят  биму  восьмой  раз,  чтобы  отличить  акафот,  совершаемые  в  праздник  Симхат-Тора,  от  акафот,  совершаемых  во  время  внесения  свитка  Торы.  Далее  произносится  молитва  "Наш  долг…"  и  Кадиш  ятом  (  поминальная  молитва  по  умершим  родителям).
• Кадиш  –  поминальная  молитва  для  прочтения  которой  требуется  миньян  –  10  взрослых  мужчин  старше  13  лет.  Однако,  читается  не  только  во  время  похорон,  но  и  является  частью  утренней  молитвы  шахарит.
• Хазан.  Хазан  ведет  общественную  молитву  и  представляет  всю  общину  в  ее  обращении  ко  Всевышнему.  Поэтому  другое  название  человека,  выполняющего  эту  функцию,  -  "шлиах  цибур",  что  дословно  означает  "посланник  общины".  Большие  богатые  общины  содержат  постоянного  хазана.  Как  правило,  хазан  ведет  молитву  только  в  субботу  и  праздники.  По  праздникам  пение  хазана  может  сопровождаться  мужским  хором.
                                                         
                                     

                                                                                                                                 27.
                                   После  труб    Аушвица    никакой  теологии  нет.
                                   Из  трубы  ватиканских  конюшен
                                   Тухлый  белый  дымок  вытекает  на  свет.
                                   Значит    папу    избрали,  и  закон  не  нарушен.

                                   Из  трубы  Аушвица  поднимается  вверх  черный  дым,
                                   Поднимается  вверх  черный  дым  над  печным  дымоходом.
                                   Это  значит  что  Бог
                                   до  сих  пор  для  себя  не  решил
                                   Кого  выбрать    и  кто
                                   Его  избранным  станет  народом.

                                     После  труб  Аушвица  никакой  теологии  нет  -
                                     Номера  прокололи  запястье.      
                                     И  когда  завершится  
                                     незаконченный  этот  сюжет,
                                     Позвонят  по  ним  Богу,  на  счастье.
                                     Пробивается    голос  в  колебаньи  мембран.
                                     Но  звони-не  звони,    на  звонки  Бог  не  отвечает.
                                       А  сейчас    ремонт  линии  
                                       и  номера
                                       непрерывно  один  за  одним    отключают  .        

                                       После  труб  Аушвица    теология  новая  есть.
                                       Стали  странно  на  Бога  похожи
                                       Миллионы  погибших  евреев,  по  счету  их  шесть.
                                       У  них  плоти  и  личности  нет,  и  у  Бога  нет  тоже.

с  иврита.

Из  книги  Открыт,  закрыт,  открыт

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=668544
Рубрика: Поэтические переводы
дата надходження 26.05.2016
автор: Anafree