Поколение разрушителей (3)



[i]Вы  здесь,  со  мной…  О,  говорите  ж!
Мне  нужен  самый  звук  речей.
В  провалах  памяти  моей  
Уже  гудит  подводный  Китеж.
[/i]
Максимилиан  Волошин

1.  Провалы  в  памяти
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657419
2.  Образ  совка
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657420

[b]3.  Ядовитые  зерна
[/b]
[i]Привид  пророка  пісками  вбрід
спраглий  веде  народ
у  протилежному  напрямку  від
обітованних  вод.
[/i]
Анатолій  Кичинський

       Вся  история  постсоветского  демократического  ренессанса  –  неотразимая  иллюстрация  банальной  истины  о  том,  сколь  тонок  и  хрупок  на  человеке  глянец  культуры:  как  легко  ломает  эту  скорлупу  дикарь,  истребованный  эпохой.  Но  одними  только  условиями  среды  нельзя  объяснить  превращение  гордого,  сознающего  свое  право  человека  в  тварь  дрожащую.  Потому  что  это  превращение  состоялось  стремительно,  в  течение  считаных  лет;  депрессивная  среда  еще  и  оформиться  не  успела.  Сейчас  это  называют  по-разному:  и  «пропагандой  2.0»,  и  «информационным  террором»,  но  суть  в  том,  что  на  исходе  Перестройки  мы  приобрели  первый,  еще  скромный,  но  убедительный    опыт  атаки  на  массовое  сознание  средствами  масс-медиа.  Первыми  вошли,  так  сказать,  в  эпоху  информации.  Не  знаю,  сколько  в  этом  было  вдохновения  и  классового  чутья  исполнителей,  а  сколько  сознательного  планирования,  но  сделано  было  очень  профессионально  –  по  меркам  сегодняшнего  дня.  И  нет  сомнений,  что  этот  опыт  вошел  в  анналы  жанра  и  занял  достойное  место  в  учебниках  (почитать  бы  их!)  Профессионализм  проявил  себя,  прежде  всего,    в  системности  и  многофакторности  воздействия;  и  соблазны  политических  обещаний  играли  здесь  достаточно  рядовую  роль.  Главное,  на  мой  взгляд,  в  том,  что  на  месте  распадающейся  идеологической  системы  возник  не  хаос,  а  другая  система  –  уже  оформленная,  продуманная,  проверенная  и  структурированная.  Речь,  конечно,  идет  об  идеологии  «общества  потребления».
Два  противоположных,  постоянно  спорящих  друг  с  другом  стимула,  два  «тихих  амока»  руководят  человеческими  поступками:  страсть  потребления  и  страсть  творчества.  Адресованная  трудовым  классам  Запада  идеология  так  и  называется  –  «потребительской»  (консюмеризм).  Не  такой  уж  я  сноб,  чтобы  не  понимать:  культура  потребления  –  такая  же  важная  составляющая  цивилизации,  как  и  культура  созидания.  Но  она  лиши  мизерная  и  несущественная  составляющая  консюмеризма.  Обратите  внимание:  подавляющее  большинство  потребностей  современного  западного  человека  не  являются  витальными;  без  них  он  вполне  мог  бы  обойтись.  Нет  ничего  плохого  в  комфорте,  ели  он  не  роскошь.  Но  –  какой  ценой?  Вот  что  пишет  Герберт  Маркузе  о  консюмеризме:
             [i]–  Мы  можем  различать  истинные  и  ложные  потребности.  «Ложными»  являются  те,  которые  навязываются  индивиду  особыми  социальными  интересами.  Утоляя  их,  индивид  может  чувствовать  значительное  удовлетворение,  но  это  не  то  счастье,  которое  следует  оберегать  и  защищать  Результат  —  эйфория  в  условиях  несчастья…  Большинство  преобладающих  потребностей  (расслабляться,  развлекаться,  потреблять  и  вести  себя  в  соответствии  с  рекламными  образцами,  любить  и  ненавидеть  то,  что  любят  и  ненавидят  другие)  принадлежат  именно  к  этой  категории  ложных  потребностей.
[/i]          И  сразу  же  следующий  вопрос:    до  каких  границ  может  идти  раздувание  потребностей  над  биологически  оправданным  минимумом?  
     [i]    –  Безоговорочное  право  на  удовлетворение  имеют  только  первостепенные  потребности:  питание,  одежда,  жилье  в  соответствии  с  достигнутым  уровнем  культуры.  Интенсивность,  способ  удовлетворения  и  даже  характер  небиологических  человеческих  потребностей  всегда  были  результатом  преформирования  [/i](они  были  сформированы  –  [i]Ник.С.).  Такие  потребности  имеют  общественное  содержание  и  функции  и  определяются  внешними  силами.  Наиболее  эффективной  и  устойчивой  формой  войны  против  освобождения  является  насаждение  материальных  и  интеллектуальных  потребностей,  закрепляющих  устаревшие  формы  борьбы  за  существование.
[/i]          Книга  Маркузе,  откуда  взяты  эти  цитаты,  называется  «Одномерный  человек».  Выразительная  ассоциация.  Потребительское  общество  стремительно  преобразует  человека  в  червя,  в  канал  для  перекачивания  денежной  массы.  Заработал  –  потратил,  заработал  –  потратил…  «Ничего  личного  –  только  бизнес».  Так  решается  основная  проблема  современного  Запада:  стабильность  и  устойчивость  финансовых  потоков.  А  впрочем…  основной  проблемой  попрежнему  остается  избыток  холестерина.
         Все  культуры  в  чем-то  похожи  друг  на  друга;  например,  идеологическая  и  ботаническая.  Буржуазный  либерализм  может  существовать  только  на  той  почве,  где  он  пророс,  укоренился  и  развился.  Унесенные  ветром  и  попавшие  на  чуждую  почву  его  ядовитые  зерна  образуют  новую  культуру.  «Неолиберализм»  –  это  целое  семейство  дочерних  идеологий,  гораздо  менее  привлекательных,  чем  материнский  оригинал.  Потому  что  в  их  основе  лежат  не  светлые  идеи  гуманистов  Просвещения,  а  их  уродливая  реализация.  «Свобода»,  «равенство»,  «разум»  («братство»  как-то  выпало),  «толерантность»,  «корректность»,  «приватность»  –  титульные  теги  либерализма  дают  совершенно  экзотические  всходы,  это  только  призраки  истинных  благодатей.  Вместо  английского  Гайд-парка  образуются  дикие  джунгли,  и  вместо  хартии  вольности  здесь  правят  их  законы,  законы  джунглей.  Вот  что  пишет  по  этому  поводу  Лев  Гумилев:
       [i]  –  Идеологическое  воздействие  иного  этноса  на  неподготовленных  неофитов  действует  подобно  вирусным  инфекциям,  наркотикам,  массовому  алкоголизму.  То,  что  на  родине  рассматривалось  как  обратимые  и  несущественные  отклонения  от  нормы,  губит  целые  этносы,  не  подготовленные  к  завлекательным,  опьяняющим  идеям.
[/i]          Свой  вклад  в  эту  идеологическую  экспансию  внес  и  консюмерный  вектор.  Культура  потребления  обернулась  стяжательством,  нигилизм  творчества  –  апологией  разрушения.  Ядовитые  зерна  упали  на  подготовленную  почву;  в  интересах  тех  и  других  властей  (внутренних  и  внешних)  входил  отказ  от  созидания  в  пользу…  проедания.  И  разумеется,  к  новым  условиям  жизни  смогли  приспособиться  только  приспособленцы.  Это  те  самые  выездные,  упавшие  в  обморок  перед  витриной  немецкой  колбасной  лавки  –  да  так  и  не  пришедшие  в  себя.  Да-да,  и  революцию  свою  жлобскую  они  так  и  творили  –  в  бессознательном  состоянии.  Возник  «нулевой  консенсус»,  когда  самые  приспособленные  подбирали  крохи  с  барского  стола  «реформаторов»,  а  рядовой  труженик  наблюдал  толпу  мародеров  на  развалинах  поверженного  Рима.  Еще  не  подозревая,  что  он  «ватник».
       [i]  –  В  стране  отжима,  откатов  и  кидалова  труд  перестал  быть  "хорошей  стратегией".  Из  сформированной  постсоветскими  элитами  системы  псевдоценностей  –  "созидание"  выпал,[/i]  –  пишет  Пастернак-Таранущенко.  –  [i]Причём  этика  рыночной  экономики  не  усматривает  ничего  плохого  или  недостойного  в  разорении  конкурента,  напротив,  это  рассматривается,  как  доблесть
[/i]          Нет,  это  слишком  мягко  –  о  потребительской  этике.  Следовало  бы  сказать  о  ней  четче  и  полнее.

[b]Цитаты
[/b]Г.  Маркузе.  «Одномерный  человек».
Л.  Гумилев.  «Тысячелетие  вокруг  Каспия».
Дмитрий  Пастернак  Таранущенко.  Неизбывный  СССР.  Четвер,  07  січня  2016,  10:02
http://www.pravda.com.ua/columns/2016/01/7/7094615/

[b]Продолжение:
[/b]4.  Кодекс  джунглей
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657651
5.  Свобода  выбора
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657896
6.  Дельта  КПСС
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657900
7.  Повторение  пройденного
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=658131
8.  Китеж
http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=658132



адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=657649
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 06.04.2016
автор: Ник.С.Пичугин