…будет длиться вечно

Помните,  Бендер  спрашивал  Кису  Воробьянинова:  «Киса,  хочу  вас  спросить,  как  художник  –  художника:  умеете  ли  вы  рисовать?».  Художники,  похоже,  таки  задают  этот  вопрос  себе  и  другим,  о  себе  и  о  других.  Ответ,  правда,  иной  раз  запаздывает  и  стоит  очень  (слишком)  дорого,  но  не  искать  ответа  на  этот  вопрос,  наверное,  нет  никакой  возможности…  Да,  так  вот.

Не  так  уж  давно  и  не  так  уж  далеко  жил-был  голландский  художник  по  имени  Антон  и  по  фамилии  Мауве.  Однажды  он  женился;  у  жены,  как  это  часто  случается,  оказались  родственники.  Среди  них  обнаружился  и  двоюродный  брат,  тоже  голландец  и  тоже  –  художник.  Антону  он  приходился,  если  не  ошибаюсь,  шурином.

В  1881  году  Антон  подарил  своему  шурину  ящик  художника  и  краски,  а  потом  в  течение  3  недель  обучал  его  акварельной  живописи.  Однако  тому  акварель  то  ли  не  давалась,  то  ли  не  нравилась:  после  этого  обучения  он  очень  редко  брался  за  акварель,  предпочитая  рисунки  пером  и  углем,  а  позднее  –  маслом.

В  1882  году  Антон  Мауве  обратился  к  другому  голландскому  художнику,  Йохану  Хендрику  Вейсенбруху,  с  просьбой  взглянуть  на  работы  шурина.  К  тому  времени  Йохан  Вейсенбрух  уже  считался  признанным  мастером;  некоторые  критики  полагают,  что  как  раз  период  с  1880-х  годов  был  самым  талантливым  и  ярким  этапом  творчества  Вейсенбруха.

А  вот  работы  незадачливого  шурина  Мауве  категорически  не  пользовались  никаким  успехом  и  вообще  не  продавались.  Однако  Вейсенбрух  оценил  их  высоко.  В  письме  от  7  февраля  1882  года  начинающий  художник  писал  своему  брату  Тео:  «Я  спросил  также  Вейсенбруха,  что  он  думает  о  моих  рисунках  пером.  «Это  ваши  лучшие  работы»,  —  ответил  он.  Я  рассказал  ему,  что  Терстех  выругал  меня  за  них.  «Не  обращайте  внимания,  —  успокоил  меня  он.  —  Когда  Мауве  заявил,  что  вы  прирожденный  художник,  а  Терстех  отрезал  «нет»,  Мауве  взял  вашу  сторону  —  я  сам  присутствовал  при  этом.  Если  это  повторится  теперь,  когда  я  видел  вашу  работу,  я  тоже  встану  на  вашу  сторону».

В  том  же  письме  художник  сообщает,  что  Терстех,  крупнейший  торговец  картинами  в  Голландии  и  организатор  гаагской  школы  живописи,  упрекал  его:  «Пора  тебе  начать  думать  о  том,  как  самому  заработать  на  хлеб».  Далее  он  пишет:  «это  выражение  кажется  мне  таким  отвратительным,  что  я  в  таких  случаях  лишь  с  большим  трудом  сохраняю  спокойствие.  Я  работаю  изо  всех  сил  и  не  щажу  себя,  значит,  заслуживаю  свой  хлеб,  и  никто  не  вправе  упрекать  меня  за  то,  что  я  до  сих  пор  ничего  не  продал».

Однако  общение  с  Вейсенбрухом  оказалось  для  него  своего  рода  утешением  и  подспорьем:  «Я  считаю  большой  удачей,  что  время  от  времени  могу  посещать  такого  умного  человека,  как  Вейсенбрух,  особенно  если  он  дает  себе  труд,—  как,  например,  сегодня  утром,  —  показать  мне  рисунок,  над  которым  он  работает,  но  который  еще  не  готов,  и  объяснить  мне,  как  он  собирается  закончить  его.  Это  как  раз  то,  что  мне  нужно».  Таким  образом,  Вейсенбрух  не  только  морально  поддержал  неуспешного  пока  художника,  но  и  преподал  ему  некоторые  практические  уроки.

Мнение  Вейсенбруха,  очевидно,  было  весьма  значимо;  в  том  же  письме  есть  такие  строки:  «Ты  находишь,  что  маленькая  акварель  —  лучшее  из  того,  что  ты  у  меня  видел.  Положим,  это  не  так  —  мои  этюды,  которые  находятся  у  тебя,  гораздо  лучше  и  рисунки  пером,  сделанные  летом,  тоже;  эта  маленькая  акварель  —  безделица,  и  я  послал  ее  тебе  только  для  того,  чтобы  ты  убедился,  что  и  я  могу  иногда  работать  акварелью…  Само  собой  разумеется,  я  был  бы  рад  продать  [этот]  рисунок,  но  я  еще  более  счастлив,  когда  такой  настоящий  художник,  как  Вейсенбрух,  говорит  о  моем  негодном  для  продажи  этюде  или  рисунке:  «Он  правдив,  я  и  сам  мог  бы  работать  по  нему».

По  некоторым  данным,  как  раз  в  1882  году  картины  этого  художника  начали  потихоньку  продаваться,  а  в  1889  году  состоялась  и  первая  более-менее  значимая  сделка.  Правда,  в  следующем,  1890  году,  художника  не  стало;  но  уже  к  середине  20-го  века  за  ним  закрепилась  слава  и  одного  из  величайших,  и  одного  из  самых  узнаваемых,  и  одного  из  самых  дорогих.

Это  всего  лишь  несколько  эпизодов  из  истории  ныне  признанного  Мастера.  Так  или  иначе,  но  все  это  –  и  случайное  родство,  и  решительное  «нет»  Терстеха,  и  вера  Мауве,  и  ободрение  Вейсенбруха  –  было  в  жизни  художника  и,  возможно,  даже  сыграло  какую-то  роль  в  его  становлении.  А  может,  и  не  сыграло;  мы  уже  никогда  не  узнаем  об  этом,  хотя,  пожалуй,  трудновато  представить  себе  его  нынешнюю  славу,  если  бы  похвала  Вейсенбруха  навсегда  привязала  будущего  Мастера  к  тростниковому  перу,  и  не  появилось  бы  ни  «Ирисов»,  ни  «Звездной  ночи»,  ни  «Подсолнухов»  -  ничего  этого  не  было  бы.

Не  знаю,  что  сам  себе  отвечал  Мастер  на  вопрос  «умеете  ли  вы  рисовать»;  но  цену  своему  творчеству  он  познал.  В  день  гибели  он  признался  брату  Тео  в  письме,  которое  так  и  не  было  отправлено:  «я  заплатил  жизнью  за  свою  работу,  и  она  стоила  мне  половины  моего  рассудка».

Умирая,  он  произнес:  «Печаль  будет  длиться  вечно».

…Наверное,  как  и  слава  этого  Мастера.

*Иллюстрация:  Vincent  Willem  van  Gogh.  Sea  (рисунок  тростниковым  пером)

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=639524
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 29.01.2016
автор: Максим Тарасівський