Как одесситы Захария выручали


«Та  гей,  «Захар»,  чего  ж  ты,  брат,  улегся,
Перечертив  стрелою  небосвод?»

Именно  так,  перечертив  полнеба  гигантской  желтой  дугой,  абсолютно  беззвучно  падала  700-тонная  грузовая  стрела  плавкрана  «Захарий»,  увлекая  за  собой  платформу.  А  потом  как  будто  пушечный  выстрел  взорвал  тишину  –  на  пути  стрелы  оказался  вспомогательный  правый  понтон.  Чудовищной  силы  удар  вогнал  его  в  воду,  а  вместе  с  ним  и  трех  членов  команды  плавкрана.  Правда,  кошмар  длился  недолго  –  уже  через  несколько  секунд  и  палуба  понтона,  и  люди  показались  над  волнами.  На  то,  чтобы  прийти  в  себя,  времени  понадобилось  больше.
Таким  они  видели  «Захария»  впервые:  привычная  палуба  главного  понтона,  исхоженная  их  ногами  вдоль  и  поперек,  сейчас  возвышалась  из  воды  отвесной  зеленой  стеной.  До  самой  набережной,  через  палубу  поврежденного,  но  оставшегося  на  плаву  правого  понтона,  протянулась  93-метровая  грузовая  стрела,  потерявшая  от  удара  привычную  строгость  линий,  и  это  только  усиливало  гнетущее  впечатление  необратимости  происшедшего.  Левый  вспомогательный  понтон,  несвоевременное  отсоединение  которого,  собственно,  и  стало  причиной  аварии,  медленно  уносило  вниз  по  течению…
А  ведь  начало  трудовой  жизни  «Захария»  ничего  плохого  не  предвещало,  скорее  наоборот.  Уникальный  плавкран  не  имел  конкурентов  не  только  в  Украине,  но  и  во  всей  Европе.  Не  то,  чтобы  грузоподъемность  (680  тонн)  была  рекордной,  есть  в  мире  и  5-тысячники.  Уникальность  его  заключалась  в  сборности  конструкции  (плавучая  платформа  крана  состояла  из  главного,  шириной  16м,  и  двух  вспомогательных  понтонов  шириной  по  15м),  позволявшей  крану  легко  проходить  через  18-метровые  шлюзовые  камеры  вниз  по  Днепру,  а  далее  –  хоть  по  всему  миру.  Правда,  эта  же  сборность  позволила  крану  с  легкостью  карточного  домика  рассыпаться,  столкнувшись  с  явлением,  называемым  в  техническом  мире  человеческим  фактором,  а  в  простонародии  –  расп…вом.
Но  за  полгода  до  описываемых  событий  -  триумфальное  и  впечатляющее  начало:  монтаж  600-тонных  несущих  арок  Подольско-Воскресенского  мостового  перехода,  в  перспективе  –  строительство  Запорожского  моста,  а  там…
Жизнь,  увы,  внесла  свои  коррективы.  И  пока  «Захарий»  лежал  под  мостом  в  ожидании  своей  участи,  как  витязь  на  распутье,  кто-то  от  его  имени  завел  страничку  в  «Твиттере»,  где  пытался  рассказывать  всем  неравнодушным  о  своих  (т.е.  крана)  переживаниях.  Трогательно,  неумело  и  беспомощно.
Вариантов  перед  краном  лежало  несколько.  Во-первых,  извечный  вопрос  «быть  –  не  быть».  Если  не  быть,  то  не  быть  и  самому  Подольскому  мосту,  во  всяком  случае,  до  Евро-2012  точно:  достроить  в  кратчайшие  сроки  похожий,  и  даже  превосходящий  «Захария»  плавкран,  уже  заложенный  в  Севастополе,  не  было  никакой  возможности.  Заново  построить  дубль-два  на  «Ленинской  кузнице»  -  тоже.  Запад  и  в  этом  случае  не  помог  бы:  перегон  любого  существующего  зарубежного  плавкрана,  имеющего  равные  «Захарию»  характеристики,  был  нецелесообразен  экономически  и  невозможен  технически,  все  из-за  тех  же  днепровских  шлюзов.
Значит,  быть.  Но  не  целиком  и  полностью:  грузовая  стрела,  как  уже  было  сказано  выше,  получила  деформации,  несовместимые  с  жизнью.  Лучше  обстояли  дела  со  вспомогательной  стрелой,  200-тонной  «укосиной»,  для  ее  спасения  не  хватало  только  мелочи  –  хотя  бы  100-тонного  крана.  Правый  понтон,  принявший  на  себя  удар  стрелы,  и  этим,  собственно,  предотвративший    дальнейшее  опрокидывание  «Захария»,  был  поврежден  серьезно,  но  восстановлению  подлежал.  Главный  понтон,  напоминающий  поставленный  вертикально  гигантский  чемодан  размером  97  на  16  метров,  притонул  кормовой  оконечностью  на  береговой  отмели,  нос  же  его  достаточно  уверенно  держался  на  плаву,  возвышаясь  над  водой  на  13  метров,  т.е.  на  4/5  своей  ширины.  Вообще-то  так  не  плавают.  От  неизбежного  опрокидывания  в  сторону  набережной  понтон  удерживали  обе  стрелы,  опирающиеся  на  грунт,  да  правый  понтон,  поддерживающий  среднюю  часть  грузовой  стрелы.  Каких-либо  серьезных  повреждений  главный  понтон  не  получил,  даже  силовая  установка  («сердце»  судна)  оказалась  не  затопленной,  в  дальнейшем  усилив  головную  боль  спасателей  (надо  же  сохранить!).  А  эта  сволочь,  левый  понтон,  вообще  остался  цел-целехонек)
Вернуть  кран  в  исходное  положение  (спрямить,  поставить  на  киль)  можно  было,  только  отрезав  обе  стрелы  –  слишком  уж  огромным  был  кренящий  момент  от  них.  Но  это  означало  одновременно  лишить  главный  понтон  всех  точек  опоры  и  неизбежно  опрокинуть,  только  уже  на  палубу,  похоронив  не  только  дорогостоящие  механизмы,  но  и  саму  надежду  на  восстановление  «Захария»,  даже  в  отдаленной  перспективе.  В  общем,  приблизительно  задача  стояла  так:  отрезать  ветку,  на  ней  же  сидя.  Ну,  и  не  упав,  конечно.
Обе  стрелы  при  этом  приносились  в  жертву  богу  металлолома.
Пока  киевские  специалисты,  в  основном  от  чиновничества  и  прессы,  рассуждали  о  возможности  и  сроках  восстановления  плавкрана  (из  потолка  брались  разные  цифры,  от  трех  до  четырех  месяцев),  на  набережной  Рыбачьего  острова  высадился  одесский  десант.  Поначалу  захваченный  ими  плацдарм  в  скептически  настроенной  столице  выглядел  не  очень  весомо,  но  зато  убедительно,  особенно  на  фоне  позиционного  застоя  (на  объекте  неторопливо  демонтировали  только  такелаж:  тросы,  гаки,  блоки.  За  серьезную  работу  никто  не  брался,  все  понимали  степень  риска).  Самоуверенность  гостей  и  внушительный  список  предыдущих  побед  окончательно  добили    владельцев  крана  –  ООО  «СМК  Планета-Мост».  
Теперь  пришла  очередь  поволноваться  одесситам:  работать  довелось  в  отрыве  от  родных  баз,  снабжение  налаживали    на  местах,  в  ходе  рабочего  процесса.    Основные  их  силы,  приступившие  к  работе  12  декабря,  были  немногочисленными,  но  высококвалифицированными  и  хорошо  экипированными:  бригада  газорезчиков  компании  «Авант-Строй»,  подготовленных  для  работы  на  высоте,  и  две  водолазные  станции  ООО  «СПТР»  с  оборудованием  для  подводной  электрокислородной  резки.  Не  хватало  тяжелой  техники,  поэтому  с  первых  же  дней  наладили  тесное  сотрудничество  с  ООО  «Судоподъем»,  уже  занимающимся  такелажными  работами,  и  компанией  «Днепрофлот»,  филиалом  «Планеты-Мост».  
 Сразу  же  подсунули  свинку  мостостроители:  запретили  использовать  для  крепления  «Захария»  временные  устои  (опоры)  строящегося  моста,  на  что  был  изначальный  расчет  одесских  специалистов.  Так  что  от  близости  такого  удобного  для  операции  сооружения  пользы  извлечь  не  удалось,  а  сложностей  добавилось:  при  спрямлении  главный  понтон  неизбежно  задел  бы  эти  самые  устои,  а  на  них  свободно  опирались  смонтированные  «Захарием»  несущие  арки.  Катастрофа  могла  принять  международные  масштабы,  учитывая  приближающийся  футбольный  чемпионат.  Пришлось  вспомнить  старую  поговорку:  «Глаз  не  видит  -  сердце  не  болит»  и,  жалея  нервы  мостостроевцев,    тайно  крепить  оттяжки  под  водой,  с  помощью  водолазов.  Правда,  еще  две  сваи  у  самой  набережной  пришлось-таки  погрузить  специально.  А  в  план  операции  включить  дополнительный  пункт  –  отворот  главного  понтона  от  моста.
О  плане  упомянуто  не  случайно,  это  чтобы  у  читателя  не  сложилось  мнение,  что  операция  проводилась  спонтанно,  как  Бог  на  душу  положит.  Страшно  сказать  –  даже  расчеты  производились.  Правда,  как  уже  было  сказано  выше,  у  главного  понтона  было  пять  точек  опоры,  поэтому  выяснить,  как  распределялись  силы  веса,  поддержания  и  реакции  грунта,  можно  было  только  с  точностью  до  «где-то  так».  Все-таки  одно  уравнение  с  пятью  неизвестными.  Исходя  из  приблизительности  расчетов,  приходилось  закладывать  в  применяемые  материалы  и  конструкции  полуторный  и  даже  двойной  запас  прочности  –  запас  рук  не  тянет.  Зато  ни  один  узел  ни  разу  не  подвел.
А  случаев  для  переживания  было  предостаточно.  Впрочем,  в  любой  спасательной  операции  есть  свои  «моменты  истины».  Как  правило,  это  последний,  завершающий  этап:  «получится  –  не  получится».  В  описываемом  случае  «моментов»  было  примерно  столько  же,  сколько  и  неизвестных  в  уравнении.  Эти  неизвестные  убирались  последовательно,  по  одному,  и  каждый  раз  сердце  замирало:  не  ляжет  ли  «Захарий»  на  палубу?  Не  лег.  Значит,  рано  сушить  весла  (и  сухари).
Первым  делом  газорезчики  вкупе  с  командой  16-тонного  плавкрана  (мощнее  не  нашлось)  демонтировали  «визитную  карточку»  «Захария»  -  исполинских  размеров  желтую  грузовую  стрелу,  точнее,  ее  верхнюю  часть.  Теперь  киевлянам  непросто  стало  отыскивать  «самую  популярную  в  Украине  железяку».  Не  так,  чтобы  шутка.  Один  тип,  пройдясь  по  набережной  туда-обратно,  растерянно  спросил  у  автора  статьи:  «А  где  здесь  кран,  который  упал?»
Не  забываем,  что  шел  декабрь-месяц.  Резчикам,  работающим  на  15-метровой  высоте,  досаждал  сильный  ветер,  водолазам  –  течение,  и  тем,  и  другим  –  холод.  Ну,  от  холода  никуда  не  денешься,  а  с  ветром  и  течением  справились  достаточно  быстро:  переселились  внутрь  стрелы.  Не  Великая  китайская  стена,  но  два  резчика  могли  работать  в  ней  параллельно,  не  мешая  друг  другу.  Шинковать  стрелу  приходилось  мелко  (грузоподъемность  крана  накладывала  ограничения),  поэтому  работы  продвигались  медленнее,  чем  хотелось  бы,  и  это  несмотря  на  двухсменный  график.  Еще  одна  опасность  –  огромные  внутренние  напряжения,  испытываемые  согнутой  в  дугу  стрелой.  Вспоминается  выражение  из  детства:  «Малпа  дёрла  папьор,  як  газету».  Примерно  с  такой  же  легкостью  рвались  стальные  листы  толщиной  в  20  мм,  прямо  под  резаком.  Так  что  от  резчиков  требовалось  не  только  профессиональное  мастерство  и  альпинистская  сноровка,  но  и  незаурядное  мужество.  В  общем,  адреналин  бил  фонтаном.
Перед  Новым  годом  ликвидировали  первую  точку  опоры,  так  называемый  «гусек»  стрелы  -  ее  верхнюю,  характерно  изогнутую  часть.  Под  зависшую  отчасти  в  воздухе,  отчасти  в  воде  50-метровую  консоль  временно  подвели  четыре  понтона  от  наплавного  железнодорожного  моста.  Понтоны  честно  справились  со  свалившейся  на  них  нагрузкой,  а  резчики  поспешили  не  испытывать  долго  их  терпение  –  за  два  дня  часть  стрелы  от  берега  до  правого  понтона  была  демонтирована  и  погружена  на  баржу.  Благо  уже  появилась  возможность  задействовать  40-тонный  плавкран.
Сразу  после  праздников  приступили  к  демонтажу  вспомогательной  стрелы  (укосины),  следующей  точке  опоры.  Рисковать  по-прежнему  было  нельзя,  поэтому  прибегли  к  страховке  –  у  левого  понтона,  наконец,  появилась  возможность  реабилитироваться.  Его  снабдили  ферменной  конструкцией-пирамидой  на  случай  удара  сверху,  поставили  со  стороны  днища  и  четырьмя  стальными  канатами  толщиной  с  человеческую  руку  прикрепили  к  верхнему  борту  главного  понтона.  Т.е.  использовали  как  противовес.  Когда  отрезали  верхушку  (нок)  укосины,  главный  понтон  еще  больше  накренился  в  сторону  берега,  канаты  натянулись,  как  струны,  но  выдержали.  И  в  этот  раз  обошлось  без  сухарей.
Демонтаж  вспомогательной  стрелы  заканчивался,  когда  вдруг  в  середине  января  неожиданно  наступила  зима.  Водолаз,  уйдя  под  воду  осенью,  вынырнул  в  настоящую  пургу,  и  с  сообразительностью  Мягкова  долго  приставал  к  окружающим  с  вопросом:  «Так  это  и  правда  город  на  Днепре?»  Надвигалась  беда,  пострашнее  ветров  и  течений  –  лед!  Любое  передвижение  во  льду,  даже  тонком,  становилось  проблемой.  
-  Пора  завязывать!  –  засуетились  теплолюбивые  одесситы  и  отрезали  последнюю  точку  опоры  –  правый  понтон.  От  «Захария»  осталась  только  отвесная  зеленая  стена  главного  понтона,  и  зеваки,  которым  с  набережной  не  видно  было  противовеса,  часами  спорили,  почему  эта  стена  опровергает  законы  физики.
Оставалась  малость  –  завалить  понтон  на  днище.  Но  это  легче  было  сказать,  чем  сделать,  ведь  он  все  еще  сохранял  крен  в  сторону  набережной,  а  обещанные  лебедки  и  полиспасты  оказались  непригодными  к  использованию.  
Надо  было  найти  решение,  как  в  сжатые  сроки  практически  голыми  руками  победить  1100-тонную  махину.  Пораскинув  мозгами,  спасатели  пришли  к  мнению,  что  «Захарий»  не  все  законы  физики  будет  опровергать,  и,  если  его  поставить  на  наклонную  поверхность,  то  при  затоплении  он  будет  заваливаться…  правильно,  в  сторону  наклона  поверхности.
 Еще  какое-то  время  понадобилось  для  герметизации  кормовой  оконечности  и  обеспечения  возможности  ее  откачки.  А  дальше  всего  лишь  с  помощью  трех  китайских  мотопомп  и  двух  слабеньких  буксиров  главный  понтон  был  оторван  от  грунта,  сдвинут  вниз  по  течению  на  10  метров  (помните  об  опасности  для  моста?),  подвернут  к  берегу  и  притоплен  на  береговом  откосе.  Помпы  заработали  на  затопление  отсеков,  и  чудо  свершилось:  до  сих  пор  натянутые  канаты  левого  понтона  провисли,  а  кренометр  уверенно  стал  показывать  все  возрастающий  наклон  понтона  в  сторону  Труханова  острова,  т.е.  куда  надо.
Как  ни  хотелось  одесситам  выпить  ледяного  шампанского  на  палубе  спрямленного  «Захария»,  их  миссия  закончилась  немного  раньше,  и  26  января  водолазы,  вслед  за  резчиками,  покинули  заснеженный  стольный  град.  Последнюю  точку  в  операции  двумя  днями  позднее  поставили    специалисты  ООО  «Судоподъем».  Надо  сказать,  о  них  остались  самые  теплые  воспоминания.  Не  уступая  одесситам  в  профессиональном  мастерстве,  они  значительно  превосходили  их  в  скромности,  а  ведь  казалось  –  столица!  
Вот  так,  по-будничному,  без  эйфории  в  прессе,  без  помпы  (те  три,  китайские,  не  в  счет),  закончилась  эпопея  со  спасением  «Захария».  А  ведь  уникальная  была  операция.
                                                                                                                                   ***
«Захарий»  в  настоящий  момент  ждет  свою  новую  стрелу.  Надеемся,  труд  спасателей  оценит  время,  и  впереди  у  крана  долгая  и  насыщенная  жизнь.

«Не  бойся,  брат,  не  будешь  ты  калекой,
Хоть  и  сражен  буквально  наповал.
Служить  тебе,  как  минимум,  полвека,
Видать,  Захар  был  добрым  человеком.
(А  в  честь  плохого  кто  б  тебя  назвал?)»

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=576262
Рубрика: Лирика
дата надходження 22.04.2015
автор: Дантес