Характерник (Архангельская могила)

Гоголь  прям:  казак  в  могиле  с  колом  в  сердце!
Да,  и  припозднятся  ваши…  «кандидаты»:
В  Сталино  у  них  доклад  о  –  самодержце!
Проходите,  вот  ваш  жмур  –  ну,  чем  богаты.

Этот  не  простой?  Повёрнут  взглядом  книзу?
Да,  я  знаю,  что  вам  нужно  –  мел,  окружность…
Труп  и  всё,  бутыль  подал  бы  в  экспертизу!
Суеверия  –  простая…  малодушность!..

Для  истории  то  важно?  Ну  и  нравы.
Друг  мой,  как  же  паровозы?  Всё  вы  в  брички!
Вий!  Ну,  тьфу  ты  чёрт,  занудство!  Что  вы,  право,
Вечера,  да  близ  Диканьки,  черевички?

Хитро,  без  гвоздей  –  зачем  для  просто  гроба?
И  лицом  не  всех  воротят  вниз  усопших?
Кол  в  груди,  уверен,  не  из…  гардероба?
Это  не  простой  казак,  а  что-то  больше?

Шаровары  и  жупан  здесь,  там  бутылка…
Да,  ты  должен  отчитаться  о  находке!
А  за  поясом  –  всё  просто  –  то  горилка.
Верно!  Что  за  чертовщина  да  без  водки?

Но  так,  чтоб  всё  по  науке!..  Небылица!
В  гробовой  доске  расщелин,  дыр  не  видно  –
Солнцу  и  луне  к  глазницам  не  пробиться.
Пояс  вьётся,  оплетает  змеевидно…

Духом  был  силён,  ну  просто  –  лев,  поверьте!
Похоронен  был  с  обрядом  –  не  с  попами.
Характерник  –  воин!  Лучше?  Нет  на  свете!
И  колдун,  прославленный  меж  казаками.

Ох,  и  люди  жили  в  вашем  крае  диком
И  живут:  то  бесы  в  шахтах,  то  вот  маги!
Что  наука?!  Не  о  чём  им  –  век  пред  ликом...  
Разберутся,  вы  пишите  –  всё  в  бумаги!

05  апреля  2015  г.,  2021


В  1936  году  у  села  Архангельское  Ясиноватского  района  Донецкой  области  Украинской  ССР  по  обнародованной  украинским  краеведом  Петром  Лавривым  информации  было  раскопано  захоронение  казака-характерника.  Казак  лежал  в  искусном  дубовом  гробу,  сделанном  без  единого  гвоздя.  Когда  гроб  открыли,  то  увидели  останки  мужчины  в  красных  шароварах  и  синем  жупане,  подпоясанного  зелёным  поясом.  Он  лежал  лицом  книзу,  а  за  поясом  имел  «воробышек»  горилки,  запечатанный  сургучом.

Архангельская  могила  –  курган,  подобный  известной  Саур-могиле,  долгое  время  являвшийся  казацким  сторожевым  постом.  На  его  вершине  вплоть  до  установления  советской  власти  сохранялась  казацкая  дубовая  вышка-тренога.  К  востоку  и  к  западу  от  кургана  на  расстоянии  10-12  км  вдоль  хребта  Донецкого  кряжа  возвышались  и  другие  могилы  с  казацкими  вышками.  Многие  из  них  впоследствии  были  раскопаны  исследователями  и  распаханы  под  колхозы.

Император  Римской  империи  (условно  «Восточной»)  Константин  VII  Багрянородный  в  своём  труде  «Об  управлении  империей»  (ок.  952  г.,  опубл.  в  1611  г.)  рассказывал,  что  на  острове  Святого  Григория  (по  всей  видимости  от  просветителя  Великой  Армении  Григория,  некогда  путешествовавшего  по  Днепру,  по  другому  списку  на  острове  Святого  Георгия,  ныне  о.  Хортица)  имеется  место,  где  у  огромного  дуба  русь  возлагает  свои  жертвы.  Император  указывал,  что  «на  этом  острове  они  совершают  свои  жертвоприношения,  так  как  там  стоит  огромный  дуб:  приносят  в  жертву  живых  петухов,  укрепляют  они  и  стрелы  вокруг,  а  другие  –  кусочки  хлеба,  мяса  и  что  имеет  каждый,  как  велит  их  обычай.  Бросают  они  и  жребий  о  петухах:  или  зарезать  их,  или  съесть,  или  отпустить  их  живыми.  От  этого  острова  росы  не  боятся  пачинакита,  пока  не  окажутся  в  реке  Селина».
 
Под  «пачинакита»  в  приведённом  тексте  следует  понимать  печенегов,  под  «росами»  –  русь.  При  этом  «росы»  представляют  собой  предположительно  изобретённую  самим  Багрянородным  для  письма  по-эллински  на  основе  известных  ему  лингвистических  практик  более  гибкую  форму  слова  «русь»,  оканье  которой,  как  и  в  арабских  источниках,  обусловлено  невозможностью  более  точной  звукопередачи  при  таком  письме.  В  то  же  время  при  другом  стечении  обстоятельств  император  также  мог  бы  подарить  миру  и  «рюсов»,  но  вышло  иначе:  на  этот  счёт  есть  версия,  что  его,  как  религиозно  подкованного  человека,  чрезвычайно  забавляла  схожесть  самоназвания  руси,  воспринятого  им  в  качестве  «росов»,  варварски  нападающих  на  его  владения  с  севера,  и  названия  известного  ему  ранее  библейского  варварского  северного  племени  рос,  до  переложения  эллинским  письмом  известного  как  рош  (к  шипящим  письмо  по-эллински  также  было  невосприимчиво,  к  тому  же  до  неудачного  эллинского  перевода  речь  велась  не  о  «князе  рош»,  а  о  «великом  князе»,  хотя  тут  тоже  совпало,  ведь  именно  так  именовал  себя  в  итоге  князь,  сидевший  на  киевском  столе).  Иногда  значительно  более  поздние  авторы,  воспринимая  изобретённую  Багрянородным  форму  в  качестве  синонима  слова  «русь»,  возвращают  ей  оригинальный  корень  до  искажения,  получая  «русов».  Более  смелые  авторы  даже  выводят  из  неё  форму  единственного  числа  «рус»  для  обозначения  отдельного  представителя  руси.

При  этом  в  известных  письменных  источниках  руси  соответствующего  периода  (или  максимально  приближённого  к  нему)  для  обозначения  самоназвания  общности  использовалось  именно  слово  «русь»  и  соответственно  для  обозначения  отдельного  представителя  руси  –  «русин».  Так  «русин»  использован  в  приводимых  в  «Повести  временных  лет»  (ок.  1118  г.,  известно  несколько  вариантов  списков,  опубл.  в  1767  г.)  договорах  с  эллинами  Олега  911  года  (7  раз)  и  Игоря  945  года  (6  раз),  форма  единственного  числа  повторяется  в  грамоте  князя  новгородского  Ярослава  Владимировича  немецким  послам  (1112  г.),  договоре  Смоленска  и  Полоцка  с  немцами  (1229  г.)  и  других  источниках.  Несмотря  на  это  многим  авторам  также  пришлись  по  вкусу  «русичи»,  которые  наравне  с  «русици»  находят  письменное  подтверждение  (по  2  раза  каждый  из  вариантов)  лишь  в  «Слове  о  полку  Игореве»  (также  предположительно  может  быть  прочитано  как  «Слово  о  походе  и  горе…»,  ок.  1185  г.,  однако  возможно  существовавшая  рукопись,  якобы  обнаруженная  в  1791  г.  и  опубликованная  в  Петербурге  в  1800  г.,  впоследствии  была  по  официальной  версии  утеряна,  по  некоторым  данным  сгорев  в  московском  пожаре  в  1812  г.,  списки  рукописи  и  упоминания  о  ней  в  других  источниках  неизвестны,  что  с  учётом  других  погрешностей  «Слова…»  позволяет  исследователям  сомневаться  в  его  подлинности  и  говорить  о  нём  как  о  фальсификации,  принадлежащей  руке  высококвалифицированного  специалиста  конца  XVIII  в.).  Некоторыми  исследователями  допускается,  что  «русичи/русици»  могли  и  не  использоваться  официально,  а  быть  скорее  поэтичным  или  каким-либо  другим  вариантом  «руси»,  изобретённым  либо  введённым  в  его  труд  автором  «Слова…»  c  самовольным  отклонением  от  устоявшихся  норм.  Также  нельзя  исключать,  что  под  «русичами/русицами»  в  его  тексте  могли  подразумеваться  другие  понятия,  близкие,  но  всё  же  не  тождественные  «руси».  Из  этого  же  варианта  поздними  авторами  подобно  «русу»  был  выведен  «русич»,  несмотря  на  уже  засвидетельствованного  источниками  «русина».    «Русину»  же  благодаря  польскому  влиянию  была  уготована  обратная  «русу»  и  «русичу»  ситуация,  а  именно  изобретение  множественной  формы  «русины»  на  замену  первоначальной  «русь».  

Таким  образом,  засвидетельствованными  первичными  самоназваниями  можно  считать  формы  «русь»  и  «русин».  Тем  не  менее  остальные  варианты  также  уверенно  используются  в  современном  языке  в  качестве  синонимов  и  находят  своих  приверженцев.

Здесь  нельзя  не  заметить,  что  излишняя  сноровка  наиболее  близкой  к  Руськой  земле  части  Римской  империи  в  письме  по-эллински  также  привела  к  изобретению  ими  «Росии»  для  обозначения  страны,  находящейся  под  контролем  изобретённых  ими  же  «росов».  Неудивительно,  что  с  учётом  прошлого  влияния  эллинов  Римской  империи  Московское  государство  Ивана  IV  Грозного  в  определённый  момент  решило  и  само  начать  презентовать  себя  миру  в  качестве  «Росии»,  что  окончательно  закрепилось  при  Петре  I  Великом.  Правда  где-то  на  пути  головокружительного  перехода  к  варианту  с  этой  самой  новой  эллинизированной  окающей  русью  произошла  ещё  одна  поворотная  для  дальнейшей  истории  написания  названия  страны  путаница,  касающаяся  транскрипции  присутствовавших  в  латинском  варианте  сдвоенных  «ss»,  которые  на  самом  деле  полагалось  читать  без  удвоения.  Несмотря  на  периодические  проблески  «Росии»,  в  том  числе  у  Михаила  Ломоносова  и  Владимира  Даля,  одержать  победу  в  историческом  споре  всё  же  судилось  именно  «России».  Занимательно,  что  турков,  представляющих  государство,  на  территории  которого  ныне  находится  бывший  Новый  Рим  (также  имевший  второе  полуофициальное  именование  Константинополь,  а  норманнами  называвшийся  Миклагард  –  дословно  «Высокие  Стены»,  ныне  Стамбул),  некогда  одним  из  первых  встретивший  русь,  указанные  искажения  обошли  стороной  –  соседа,  который  настойчиво  на  протяжении  веков  именует  себя  «Россией»,  тюркские  языки  до  сих  пор  так  же  упорно  именуют  не  иначе  как  «Русия».

Самоназвание  же  государства  руси  в  известных  письменных  источниках  самой  руси  соответствующего  периода  (или  максимально  приближённого  к  нему)  не  зафиксировано,  имеющиеся  в  летописях  «руська  земля»  и  «русь»  не  признаются  исследователями  единогласно  в  качестве  таких,  которые  могли  бы  использоваться  в  них  в  качестве  самоназвания  государства,  фактически  возникшего  во  время  отсутствия  устоявшегося  понимания  о  таковом.  

Современная  российская  историография  преимущественно  оперирует  условным  понятием  «Древнерусское  государство»  или  «Древняя  Русь»,  в  современной  украинской  наблюдается  особая  любовь  к  «Киевской  Руси».  Наравне  с  указанными  также  использовались  и  используются  поныне  условные  «Русь»,  «Руська  держава»,  «Руська  земля»,  «Киевское  государство»  и  др.

При  этом  используемое  условное  название  государства  «Русь»  не  соответствует  в  летописных  источниках  всей  подконтрольной  руси  территории  –  летописные  походы  в  русь  означали  путешествие  лишь  в  наиболее  освоенные  ей  земли  Поднепровья  (современная  центральная  часть  Украины  и  часть  Беларуси).  При  этом  также  использовавшееся  в  летописных  источниках  понятие  «руська  земля»  применялось  по  отношению  к  значительно  большим  территориям,  но  всё  же  по  мнению  историков  не  может  восприниматься  в  значении  самоназвания  государства  или  даже  страны,  т.к.  указывает  лишь  на  подчинённость  руси  определённых  земель  (тем  не  менее  именно  так  в  немецком  языке  и  звучит  «Россия»  –  «Russland»).

«Киевская  Русь»,  начинавшаяся  в  качестве  исторического  обзора  отдельной  территории  государства  руси,  очень  скоро  преобразовалась  в  один  из  элементов  советского  учения  о  периодизации  истории  такого  государства  на  Новгородский,  Киевский  и  Московский  с  идеологизированным  обоснованием  естественности  определённого  рода  преемственности  государств  различных  эпох,  а  главное  Московского  государства  по  отношению  к  государству  руси  с  центром  в  Киеве,  который  и  во  времена  феодальной  раздробленности  на  долгое  время  сохранял  статус  главного  стола.  Почти  в  этом  же  ключе  «Киевская  Русь»  нередко  выступает  и  «Русью  Западной»  или  «Русью  изначальной»,  а  также  находит  сторонников  в  лице  считающих  её  первой  и  единственной  «истинной  Русью».  При  этом  украинские  историки  (подобно  их  ключевому  коллеге,  президенту  (председателю,  спикеру)  Украинской  Центральной  Рады  Украинской  Народной  Республики  Михаилу  Грушевскому)  считают  главным  естественным  преемником  распавшейся  «Руськой  державы»  условное  «Галицко-Волынское  княжество»,  контролировавшее  обширные  территории  бывшего  государства  руси,  включая  некоторое  время  и  Киев,  а  учитывая  принятие  его  князем  Данилом  Галицким  от  папы  римского  Иннокентия  IV  титула  «короля  Руси»,  последнее  также  нередко  именуется  «Руським  королевством».

В  статье  20  Конституции  Украины  (1996  г.)  используется  понятие  «Княжеской  Державы  Владимира  Великого»,  «Знак»  которой  является  «малым  Государственным  Гербом  Украины».  В  свою  очередь  «малый  Государственный  Герб  Украины»  наряду  с  «гербом  Войска  Запорожского»  является  одним  из  главных  элементов  «большого  Государственного  Герба  Украины».

К  слову,  о  Запорожье.  Непосредственно  перед  указанным  ранее  моментом  с  жертвоприношениями  на  нынешней  Хортице  Багрянородный  также  описывал  переправу  Крария  (брод,  пешеходный  переход  через  Днепр),  куда  «спускаются  пачинакиты  и  воюют  против  росов».  Учитывая  упоминания  Багрянородным  нападений  печенегов  на  русь  на  переправе  близ  Хортицы  и  описание  вольного  отправления  русью  обрядов  на  самом  острове,  датированные  952  годом,  а  также  принимая  во  внимание  результаты  археологических  раскопок,  подтверждающие  существование  в  указанных  местах  в  описываемое  время  соответствующих  поселений,  которые  могли  бы  обеспечивать  функционирование  переправы,  современный  город  Запорожье,  являющийся  одним  из  главных  центров  одноимённого  исторического  региона,  официально  считает  датой  своего  основания  952  год.

Кстати,  жертвоприношение  на  одном  из  островов  в  течение  Днепра  также  является  одним  из  центральных  событий  атмосферного  концептуального  альбома  немецкой  хэви-метал  группы  Rebellion  «Miklagard  –  The  History  Of  The  Vikings  Volume  II»  (2007),  описывающем  путешествие  викингов  водным  торговым  путём  из  шведской  Упсалы  в  Новый  Рим,  сопряжённое  с  опасным  походом  ледяным  Балтийским  морем,  Невой,  Ладожским  озером,  реками  и  озёрами  поменьше,  затем  волоком  до  Днепра  и  вниз  по  нему,  прохождением  недешёвой  киевской  «таможни»,  покорением  опасных  порогов,  каждый  из  которых  конечно  же  имеет  собственное  ужасающее  название,  жертвоприношением  на  священном  острове,  столкновением  с  печенегами,  и  наконец  пересечением  Чёрного  моря.

Ссылка  на  видео  на  ютюб  с  песней  Rebellion  «God  of  Thunder»:
https://www.youtube.com/watch?v=Jy7_MKfSk6c
«Kiew»  –  о  киевской  «таможне»:
https://www.youtube.com/watch?v=j-FlliwAXJY
«Taste  of  steel»  –  о  встрече  с  печенегами:
https://www.youtube.com/watch?v=2UhDeAdbbIc
«Miklagard»:
https://www.youtube.com/watch?v=yv320egFHsQ
«The  Rus»:
https://www.youtube.com/watch?v=Lfi5IU_-1y4
Переводы  текстов  песен:
http://www.metallibrary.ru/bands/discographies/r/rebellion/07_miklagard_-_the_history_of_the_vikings_volume_ii.html#10

Щодо  традиції  чествування  священних  дубів  Борис  Рибаков  влучно  зазначає  наступне:  «Двічі  наука  збагатилася  знахідками  справжніх  священних  дубів  язичницького  часу.  Першу  знахідку  зроблено  в  1909  р.  За  8  км  від  гирла  Десни  поблизу  Микільського  монастиря  з  води  було  витягнуто  стовбур  дуба  близько  20  м  довжини.  Дуб  загинув  порівняно  молодим  –  судячи  по  річних  кільцях,  йому  було  близько  150  років.  Свого  часу  в  товщу  стовбура  були  врізані  і  встигли  врости  в  деревину  чотири  кабанячих  щелепи,  розташовані  квадратом.  Щелепи  належали  молодим  кабанам.  Друга  аналогічна  знахідка  дубового  стовбура  з  кабанячими  іклами  була  зроблена  в  1975  р.,  неподалік  від  першого  у  Дніпрі,  нижче  гирла  Десни.  На  висоті  6  м  від  коренів  у  стовбур  дуба  були  також  вживлені  9  кабанячих  щелеп,  що  утворюють  фігуру  квадрата  зі  стороною  34  см.  Нижня  частина  стовбура  носить  сліди  вогню.  Дата  з  С  —  приблизно  середина  VIII  ст.  н.  е.»

По  мнению  В.  Пилата  «после  крещения  Руси,  преследуемые  князьями  и  эллинами  волхвы,  жрецы  и  воины-охранники  храмов  объединялись  в  тайные  общества  и  в  отдалённых  от  крупных  городов  местах  начали  создавать  Сечи.  На  островах  Днепра,  побережье  Буга  и  Днестра,  в  Карпатах  и  многочисленных  лесах  Украины  (разумеется  будущей  Украины  –  прим.)  волхвы  основали  школы  боевого  закаливания  и  подготовки,  в  которых  путь  воина  к  вершинам  совершенства  опирался  на  родную  веру,  извечные  обычаи  и  обряды».

Я.  Новицкий  подчёркивает  святость  для  запорожцев  мистического  дуба,  который  находился  на  отделённом  Днепром  от  самой  Сечи  острове,  вплоть  до  самой  ликвидации  запорожского  казачества  в  1775  году  роковым  манифестом  Екатерины  II:  «|…|  легенда  рассказывает,  что  многовековой  святой  дуб  был  местом,  где  собирались  запорожцы  и  казацкий  совет  для  обсуждения  политических  и  общественных  вопросов;  под  дубом  звучали  запорожские  молитвы.  В  1775  году,  после  Троицких  праздников,  запорожцы  в  последний  раз  отдали  дань  святому  дубу,  они  распили  несколько  бочек  горилки  и  в  последний  раз  оттанцевали  запорожского  казачка».

Считается,  что,  хотя  формально  Сечь  и  была  христианизирована,  дух  там  витал  со  времён  более  древних,  а  большинство  характерников  были  в  значительной  степени  язычниками,  если  и  практикующими,  то  своё  особое  казацкое  христианство.  

На  Хортице  до  сих  пор  можно  увидеть  остатки  реконструированного  языческого  капища,  а  среди  ряда  версий  о  происхождении  названия  самого  острова  выделяют  и  производное  от  имени  древнеславянского  бога  Хорса,  отождествляемого  с  ночным  сменщиком  или  воплощением  Дажьбога.  Оба  предстают  в  виде  властвующего  небесного  светила.  В  одном  из  списков  «Повести  временных  лет»  в  отличие  от  имён  других  божеств  их  имена  указаны  без  соединительного  союза  («Перуна  |…|  и  Хорса  Дажьбога  и  Стрибога  и  Симарьгла  и  Мокошь»),  складываясь  в  своего  рода  имя  двойное  «Хорса-Дажьбога».  

В  «Слове…»  же  говорится,  что  «Всеслав  –  князь,  людей  судящий,  князем  городами  правящий,  а  сам  в  ночь  волком  рыскающий,  из  Киева  дорыскивая  до  петухов  Тьмуторакани,  великому  Хорсу  волком  путь  прерыскивая»,  т.е.  за  одну  ночь  преодолевая  путь  от  Киева  до  Таманского  полуострова,  что,  на  секундочку,  на  Кубани  (или  просто  до  любого  недосягаемого  далёка,  если  принять,  что  автор-современник  или  поздний  переписчик-соавтор  уже  мог  использовать  «Тьмутаракань»  в  переносном  смысле),  обыгрывая  таким  образом  известную  мифологическую  связь  оборотней  и  полной,  великой,  большой  Луны.  

В  украинском  языке  и  поныне  охотничью  собаку  (борзую),  близкого  родича  волка,  именуют  не  иначе,  как  «хорт»  (также  «хірт»).  

В  «Слове…»  в  связи  с  походом  князя  Святослава  Изяславича  против  половцев  в  1103  году  впервые  упомянуто  название  Хортичий  остров.  Эрих  Лясота,  Гийом  Левассёр  де  Боплан  писали  о  Хортице  и  Хиртице.  Василий  Зуев  и  князь  Мишецкий  также  называли  его  Хортицей,  в  то  время  как  польский  хронист  Мартин  Бельский  писал  о  Хорчике.  В  атласе  Днепра  1786  года  адмирала  Петра  Пущина  остров  именуется  Хитрицким,  у  Ригельмана  –  Хордецким.

Народная  молва  приписывает  характерництво  в  основном  сечевой  казацкой  старшине,  которая  была  чем-то  вроде  хранителя  казацкой  культуры,  посвящавшей  в  казаки,  хранившей  древние  традиции  волхвов.  

Слово  «характерник»  происходит  от  сильного  характера,  от  крепкой  воли,  которая  могла  сдвинуть  горы.  Это  магическая  сила,  которая  предоставляла  человеку  особые,  очень  часто  сверхъестественные  умения  и  силы.  Характерники  не  мёрзли  в  зиму,  ходя  босыми  по  снегу,  могли  находиться  под  водой  часами.  Говорят,  что  их  не  брали  пули  и  они  могли  проходить  сквозь  стены,  занимались  пророчеством,  владели  гипнозом,  могли  оборачиваться  животными,  в  особенности  среди  которых  выделяются  волки,  и  совершать  другие  магические  вещи.

Известный  историк  и  этнограф  Дмитрий  Яворницкий,  имя  которого  носит  расположенный  на  Хортице  музей,  писал:  «Среди  запорожцев  всегда  были  так  называемые  характерники,  которых  ни  вода,  ни  сабля,  ни  обычная  пуля,  кроме  серебряной,  не  брали.  Они  могли  отмыкать  замки  без  ключей,  плавать  в  лодке  по  земле,  как  по  морским  волнам,  брать  голыми  руками  раскалённые  ядра,  видеть  на  несколько  вёрст  вокруг  себя,  жить  на  дне  реки,  залезать  и  вылезать  из  прочно  завязанных  или  даже  зашитых  мешков,  превращать  людей  в  кусты,  всадников  –  в  птиц,  забираться  в  обычное  ведро  и  плыть  в  нём  под  водой  сотни  и  тысячи  вёрст».

Как  рассказывают  легенды,  их  никогда  не  хоронили  попы,  а  хоронили  запорожцы  по-своему.  Некоторым  характерникам  забивали  в  грудь  кол,  чтобы  они  после  смерти  не  вставали  (словом,  в  случае  с  Архангельской  могилой  упомянутый  кол  на  самом  деле  не  был  обнаружен,  а  был  добавлен  автором  в  произведение  для  колорита  исходя  из  описания  подобных  захоронений).  Очень  часто  характерников  хоронили  лицом  вниз,  по  обычаю,  сложившемуся  ещё  со  времён  скифов.  По  словам  С.  Бессоновой,  таким  образом  хоронили  «опасных  людей-колдунов,  то  есть  лиц,  чьё  посмертное  возрождение  было  нежелательным.  Для  того  их  обращали  лицом  вниз,  чтобы  солнце  не  коснулось  их  своим  животворным  лучом».  

Одним  из  самых  ярких  характерников  в  истории  запорожского  казачества  считается  прославленный  неоднократно  (но  и  не  подряд)  избираемый  кошевым  атаманом  Иван  Сирко.  Говорили,  что  казаки  5  лет  не  хоронили  атамана  после  его  смерти,  они  возили  его  тело  с  собой  в  походы  и  это  позволяло  им  побеждать  вдвое  сильнейшего  противника.  Также  известно,  что  у  мёртвого  Сирко  отрезали  руку  и  впоследствии  держали  её  как  талисман  на  удачу.  

Особенностью  характерников  было  и  то,  что  они  часто  давали  клятву  не  влюбляться  в  женщин,  не  то  чтобы  совсем,  а  скорее  в  смысле  не  терять  головы  –  от  настоящей  любви  колдун  терял  бдительность,  энергию  и  силу,  необходимые  в  бою,  а  это,  по  их  мнению,  приводило  к  неминуемой  гибели.  В  определённой  степени  это  правило  распространялось  и  на  остальных  сечевиков.  По  этой  же  причине  непосредственно  в  Сечи  не  было  места  обычным  женщинам,  но  считается,  что  они  всё  же  иногда  встречались  среди  военных  магов-характерников.  

Николай  Гоголь  в  «Ночи  перед  Рождеством»  (1832  г.)  приписывал  осведомлённость  с  данным  фактом  и  российской  императрице.  Екатерину  II  определённо  волновал  вопрос  обращения  населения  Войска  Запорожского  в  народ  оседлый,  семейный,  не  связанный  с  военным  делом  иначе  как  через  солдатскую  службу.  В  условиях,  когда  величие  Крымского  ханства  было  повержено,  а  с  поляками  заключён  прочный  мир,  в  том  числе  за  счёт  ранее  обозначенных  в  военных  походах  земель  былого  государства  Богдана  Хмельницкого,  казаки  должны  были  покинуть  родину  и  отправиться  на  новые  действительно  опасные  пылающие  границы,  а  нежелающие  –  быть  закрепощены,  за  исключением  немногих,  благородным  образом  включённых  в  новое  мирное  устройство  края.  Императрица  считала  своим  долгом  укрепить  единство  подвластного  ей  государства,  которое  всё  сильнее  утверждалось  в  качестве  простёртой  на  огромные  территории  империи,  скроенной  из  национальных  земель  различных  народов,  в  лучших  традициях  своего  времени.  Отказ  от  первоначально  задекларированного  стремления  к  ликвидации  крепостного  права,  который  был  объяснён  престолом  вынужденным  ведением  войн  с  османами,  привёл  к  становлению  при  правлении  Екатерины  фактически  рабовладельческого  строя,  при  котором  положение  крепостных  сравнивается  историками  с  положением  порабощённых  народов  Африки,  угнанных  колонизаторами  на  тростниковые  плантации  Америки.

В  условиях,  когда  лояльность  Войска  Запорожского,  автономное  положение  которого  уже  неоднократно  подвергалось  пересмотру,  была  однозначно  поставлена  под  сомнение,  смирение  Запорожья  больше  нельзя  было  откладывать  в  долгий  ящик  –  его  положение  должно  было  быть  приведено  в  соответствие  с  положением  других  территорий  Российской  империи.  

Пристальному  вниманию  к  запорожцам  Екатерины  также  послужила  немалая  помощь,  фактически  оказанная  ими  казацким  повстанцам  Крестьянской  войны  1773-1775  годов,  крупнейшей  российской  гражданской  войны  (до  наступления  кровавых  событий  начала  ХХ  века),  под  предводительством  Емельяна  Пугачёва,  беглого  донского  казака  родом  из  «малороссийской»  станицы  Зимовейской,  что  на  Дону,  где  примерно  за  100  лет  до  него  также  родился  другой  предводитель  известного  казачьего  выступления  Степан  Разин.  И  хотя  Пугачёв  объявлял  себя  числившимся  ранее  мёртвым  Петром  III,  стремящимся  вернуть  якобы  принадлежащий  ему  законный  трон,  отнятый  иностранной  немецкой  узурпаторшей  Софией  Августой  Фредерикой  Ангальт-Цербстской,  согласно  российским  законам  не  имевшей  как  лицо  не  мужского  пола  на  него  права,  а  своих  побратимов,  предводителей  подбитых  на  восстание  яицких  казаков,  калмыков,  татар,  башкиров  и  прочих  примкнувших  сил  –  во  всеуслышание  громкими  именами  других  государственных  деятелей  России,  настоящей  его  целью  было  сохранение  прежних  привилегий  территорий,  которым  ранее  был  обещан  особый  порядок  самоуправления,  ныне  подлежащий  унификации  по  аналогии  с  центральными  регионами  России,  что  повсеместно  приводило  к  назначению  ручной  казацкой  старшины,  подобной  дворянству,  которую  казаки  больше  не  могли  отозвать.  

Кроме  того,  запорожцы  сохраняли  настойчивость  в  своём  конфликте  с  Войском  Донским  за  территории  Приазовья  и  фактически  отрицали  утверждённую  Екатериной  границу  с  последними,  проведённую  по  Кальмиусу,  что  рушило  запорожские  мечты  о  полноценной  Кальмиусской  и  Еланчицкой  паланке  Войска  Запорожского,  ограничивало  доступ  к  богатым  рыбным  промыслам  Азовского  моря  (когда-то  одно  из  самых  рыбных  морей  мира).

К  тому  же  запорожское  казачество  было  замечено  и  в  неоднократных  погромах  поместий  шляхтичей  и  сербских  поселенцев.  На  территории  т.н.  «Новой  Сербии»  для  защиты  от  запорожцев  сербскими  поселенцами  была  даже  возведена  крепость,  ныне  областной  центр  Кропивницкий.  Название  другой  территории,  выделенной  сербским  поселенцам  –  «Славяносербии»  ныне  сохранил  славяносербский  район  Луганской  области.  Впоследствии  непосредственным  руководителем  ликвидации  Запорожской  Сечи  стал  Пётр  Текели,  такой  же  сербский  поселенец.  К  слову,  об  «истребителе  бывшей  Запорожской  Сечи»,  как  было  написано  на  его  могиле,  другой  ещё  куда  более  отличившийся  полководец  Александр  Суворов  отмечал,  подчёркивая  желание  серба  также  решать  вопросы  не  дипломатической  перепиской,  а  оружием,  заодно  оставив  потомкам  и  пример  живого  языка  Текели:  «Помню,  помню  сего  любезнаго  моего  сослуживца,  усача-гусара  и  рубаку-наездника,  гордившегося  сходством  с  Петром  Великим,  с  портретом  которого  и  умер.  Его  вздумал  один  миролюбивый  предводитель  уклонить  по  каким-то  политическим  видам  от  нападения,  но  он,  сказав  ему:  «Политыка,  политыка,  а  рубатыся  треба»  (ради  интереса  переложим  сербского  поселенца  согласно  современному  украинскому  правописанию:  «Політика,  політика,  а  рубатися  треба»  –  прим.)  –  бросился  на  неприятеля,  разбил  его  и,  возвратясь  к  миролюбивому  китайцу,  произнес:  «А  що  твоя  папира?»  («А  що  твій  папір?»  –  прим.).  Я  бы  воевал  с  Текелли  без  бумаги:  он  с  саблею,  а  я  со  штыком».  Тем  не  менее  истории  известно,  что  воинственный  язык  сербского  поселенца,  вынужденного  долгое  время  сражаться  с  запорожцами  за  право  жить  под  властью  России,  ранее  сбежавшего  с  сербской  земли  от  захвативших  её  османов,  приведённый  Суворовым,  смог  смягчиться  после  занятия  основных  стратегических  пунктов  запорожцев  и  зачитывания  манифеста  Екатерины  казацкой  старшине,  которой  дипломатично  было  дано  время  на  обдумывание  прежнего  опыта  Батурина,  оттого  осада  Запорожской  Сечи  иногда  именуется  «запорожским  стоянием».

Таким  образом,  наученная  горькими  уроками  пугачёвщины,  зарождение  которой  её  правительство  проспало,  Екатерина  подошла  к  подготовке  решения  запорожского  вопроса  с  особой  ответственностью  и  выверенностью  такта.    Запорожцы  же  у  Гоголя  своими  неосторожными  ответами  в  очередной  раз  заверили  коварную  императрицу  в  успешности  будущей  реализации  ранее  опробованного,  но  теперь  уже  многим  лучше  проработанного  плана  доведённой  до  нужной  температуры  кипения  и  готовой  вовремя  сдаться  старшины  с  попутной  ликвидацией  неподкупной  части  казачества:  «Однако  ж,  –  продолжала  Государыня,  обращаясь  снова  к  запорожцам,  –  я  слышала,  что  на  Сече  у  вас  никогда  не  женятся.

–  Як  же,  Мамо!  ведь  человеку,  сама  знаешь,  без  жинки  нельзя  жить,  –  отвечал  тот  самый  запорожец,  который  разговаривал  с  кузнецом,  и  кузнец  удивился,  слыша,  что  этот  запорожец,  зная  так  хорошо  грамотный  язык,  говорит  с  царицею,  как  будто  нарочно,  самым  грубым,  обыкновенно  называемым  мужицким  наречием.  «Хитрый  народ!  –  подумал  он  сам  себе,  –  верно,  не  даром  он  это  делает».

–  Мы  не  чернецы,  –  продолжал  запорожец,  –  а  люди  грешные.  Падки,  как  и  всё  честное  християнство,  до  скоромного.  Есть  у  нас  не  мало  таких,  которые  имеют  жён,  только  не  живут  с  ними  на  Сече.  Есть  такие,  что  имеют  жён  в  Польше;  есть  такие,  что  имеют  жён  в  Украйне;  есть  такие,  что  имеют  жён  и  в  Турещине».

Так  Екатерина  перешла  к  прощупыванию  уже  гуманитарного  вопроса,  на  этот  раз  заблаговременно  позаботившись  о  вопросе  военном,  о  чём  ранее  в  этой  же  сцене  у  Гоголя  упоминает  приосанившийся,  выступивший  вперёд  запорожец:  «Помилуй,  Мамо!  чем  Тебя  твой  верной  народ  прогневил?  Разве  держали  мы  руку  поганого  татарина;  разве  соглашались  в  чём-либо  с  турчином;  разве  изменили  Тебе  делом  или  помышлением?  За  что  ж  немилость?  Прежде  слыхали  мы,  что  приказываешь  везде  строить  крепости  от  нас;  после  слышали,  что  хочешь  поворотить  в  карабинеры;  теперь  слышим  новые  напасти.  Чем  виновато  запорожское  войско?  тем  ли,  что  перевело  Твою  армию  чрез  Перекоп  и  помогло  Твоим  енералам  порубать  крымцев?..»

Стоит  отметить,  что  слово  «характерник»  встречается,  в  том  числе  и  в  «Материалах  для  историко-статистического  описания  Екатеринославской  епархии.  Церковь  и  приходы  прошедшего  ХVIII  столетия»  (Екатеринослав,  1880.  –  С.  38-47),  где  так  описывается  местность,  в  которой  было  обнаружено  ранее  упомянутое  необычное  захоронение  казака:  «Местность  нынешней  слободы  Ясеноватой  –  древнейшее,  старожитное  запорожское  займище.  В  славных,  богатых  и  плодородных,  роскошных  и  живописных  дачах  восточного  Запорожья,  при  урочище  Ясеноватке,  зимовником  и  хутором  в  1690  году  сидело  несколько  отшельников,  абшитованных  запорожцев,  занимавшихся  пчеловодством,  скотоводством  и  рыбальчеством.  Крепостной  и  торговый  город  Бахмут  достаточно  был  знаком  и  известен  отшельникам  запорожцам.  С  1745  года,  в  восточной  части  Запорожья,  урочище  Ясеноватка  сделалось  одним  из  главных  притонов  для  харцызов  и  характерников,  для  гайдамак  и  гайдуков  запорожских».


Схема

ГО-голь  ПРЯМ:  ка-ЗАК  в  мо-ГИ-ле  /  с  КОЛ-ом  в  СЕР-дце!  12
10  !0  10  10  /  10  10
ДА,  и  при-поз-ДНЯ-тся  ВА-ши…  /  «кан-ди-ДА-ты»:
!0  !0  10  !0  /  00  10
В  СТА-ли-но  у  НИХ  до-КЛАД  о  –  /  са-мо-ДЕРЖ-це!
10  00  !0  10  /  !0  10
Про-хо-ДИ-те,  ВОТ  ваш  ЖМУР  –  ну,  /  ЧЕМ  бо-ГА-ты.
00  10  !!  10  /  !0  10

Э-тот  НЕ  прос-ТОЙ?  По-ВЁР-нут  /  ВЗГЛЯ-дом  КНИ-зу?
!0  !0  !0  10  /  10  10
ДА,  я  ЗНА-ю,  ЧТО  вам  НУЖ-но:  /  МЕЛ,  о-КРУЖ-ность…
!!  10  !!  10  /  10  10
ТРУП  и  ВСЁ,  бу-ТЫЛЬ  по-ДАЛ  бы  /  в  экс-пер-ТИ-зу!
10  !0  10  10  /  00  10
Су-е-ВЕ-ри-я  –  прос-ТА-я…  /  ма-ло-ДУШ-ность!..
!0  10  00  10  /  !0  10

ДЛЯ  и-СТО-ри-и  то  ВАЖ-но?  /  НУ  и  НРА-вы!
!0  10  00  10  /  !0  10
ДРУГ  мой,  КАК  же  па-ро-ВО-зы?  /  ВСЁ  вы  в  БРИЧ-ки!
10  !0  !0  10  /  !0  10
ВИЙ!  Ну,  ТЬФУ  ты  ЧЁРТ,  за-НУД-ство!  /  ЧТО  вы,  ПРА-во,
10  10  10  10  /  !0  10
Ве-че-РА,  да  БЛИЗ  Ди-КАНЬ-ки,  /  че-ре-ВИЧ-ки?
00  10  !0  10  /  00  10    

ХИТ-ро,  БЕЗ  гвоз-ДЕЙ  –  за-ЧЕМ  для  /  ПРОС-то  ГРО-ба?
10  !0  10  10  /  00  10
И  ли-ЦОМ  не  ВСЕХ  во-РО-тят  /  ВНИЗ  у-СОП-ших?
!0  10  !0  10  /  10  10
КОЛ  в  гру-ДИ,  у-ВЕ-рен,  НЕ  из…  /  гар-де-РО-ба?
10  10  10  !0  /  00  10
Э-то  НЕ  прос-ТОЙ  ка-ЗАК,  а  /  ЧТО-то  БОЛЬ-ше?
!0  !0  10  10  /  !0  10

Ша-ро-ВА-ры  И  жу-ПАН  здесь,  /  ТАМ  бу-ТЫЛ-ка…
00  10  !0  1!  /  !0  10
ДА,  ты  ДОЛ-жен  от-чи-ТА-ться  /  О  на-ХОД-ке!
!0  10  00  10  /  !0  10
А  за  ПО-я-сом  –  всё  ПРОС-то  –  /  ТО  «го-РИЛ-ка».
!0  10  00  10  /  !0  10
ВЕР-но!  ЧТО  за  чер-тов-ЩИ-на  /  ДА  без  ВОД-ки?
10  !0  00  10  /  !0  10

Но  так,  ЧТОБ  всё  ПО  на-У-ке!..  Не-бы-ЛИ-ца!
!!  !!  !0  10  /  00  10
В  гро-бо-ВОЙ  дос-КЕ  рас-ЩЕ-лин,  /  ДЫР  не  ВИД-но  –
00  10  10  10  /  10  10
СОЛН-цу  И  лу-НЕ  к  глаз-НИ-цам  /  НЕ  про-БИТЬ-ся.
10  !0  10  10  /  !0  10
ПО-яс  ВЬЁ-тся,  о-пле-ТА-ет  /  зме-е-ВИД-но…
10  10  00  10  /  00  10

ДУ-хом  БЫЛ  си-ЛЁН,  ну  ПРОС-то  –  /  ЛЕВ,  по-ВЕРЬ-те!
10  10  10  !0  /  10  10
По-хо-РО-нен  БЫЛ  с  о-БРЯ-дом  –  /  НЕ  с  по-ПА-ми.
00  10  !0  10  /  10  10
Ха-рак-ТЕР-ник  –  ВО-ин!  ЛУЧ-ше?  /  НЕТ  на  СВЕ-те!
00  10  10  10  /  !0  10
И  кол-ДУН,  про-СЛАВ-лен-ный  меж  /  ка-за-КА-ми.
!0  10  10  00  /  00  10

ОХ,  и  ЛЮ-ди  ЖИ-ли  в  ВА-шем  /  КРА-е  ДИ-ком
!0  10  10  10  /  10  10
И  жи-ВУТ:  то  БЕ-сы  в  ШАХ-тах,  /  ТО  вот  МА-ги!
!0  10  10  10  /  !0  10
ЧТО  на-У-ка?!  НЕ  о  ЧЁМ  им  –  /  ВЕК  пред  ЛИ-ком...
!0  10  !0  !0  /  !0  10
Раз-бе-РУТ-ся,  ВЫ  пи-ШИ-те  –  /  ВСЁ  в  бу-МА-ги!
00  10  !0  10  /  !0  10

Силлабо-тоническая  система:
перекрёстная  рифмовка  АБАБ,  где  рифмы  «А»,  «Б»  –  6-стопный  хорей  10  с  цезурой  после  4  стопы  с  женскими  клаузулами  (окончаниями).


Аккорды

Dm/A G7(no5)
Гоголь  прям:  казак  в  могиле  с  колом  в  сердце!
Dm/A   C#7(b5)
Да,  и  припозднятся  ваши…  «кандидаты»:
Dm/A G11(b9)/Ab
В  Сталино  у  них  доклад  о  –  самодержце!
Dm/A G7(no5)  
Проходите,  вот  ваш  жмур  –  ну,  чем  богаты.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=572268
Рубрика: Лирика любви
дата надходження 05.04.2015
автор: Andrew Pushcha