ТАИС АФИНСКАЯ

Таис  —  еще  одна  претендентка  на  роль  главной  фаворитки  Александра  Великого  в  исторических  и  не  очень  свидетельствах.  Родившаяся  в  354  г.  до  н.  э.  в  Спарте,  она  оказалась  лишь  на  2  года  старше  будущего  императора,  а  известность  ее  была  на  достаточной  высоте,  чтобы  к  семнадцати  годам  получить  в  обществе  прозвище  «четвертая  Харита»  (то  же,  что  древнеримская  «Грация»),  —  ведь,  по  классической  традиции,  этих  мифических  прелесниц  всего  три.
В  своем  романе  «Таис  Афинская»  Иван  Ефремов  вкладывает  в  уста  некого  делосского  философа  разгадку  имени  Таис.  Тот  утверждает,  что  имя  это  египетское  и  переводится  как  «Земля  Исиды».  Возможно,  это  плод  авторской  фантазии,  как  и  еще  два  имени,  приписываемые  Таис:  Тию  (это  имя  она  получила  при  тайном  посвящении  у  орфиков)  и  Фалестра  (так  звали  еще  царицу  амазонок).
Она  была  рождена  вне  брака  от  некого  гражданина  Афин  одной  критской  красавицей.  Когда  стала  подрастать,  женские  гены  взяли  свое  —  Таис  была  вся  в  маму.  Видя  это,  мать  отдала  девочку  еще  в  детском  возрасте  в  коринфскую  школу  гетер,  где  она  получила  все  возможное  образование,  считавшееся  необходимым  для  девушек.
Образование,  между  прочим,  было  таково,  что  самые  знатные  особы  своего  времени,  аристократы  до  мозга  костей,  государственные  мужи  и  выдающиеся  творцы  эпохи  мечтали  провести  время  в  общении  с  этой  «мудрейшей  из  женщин»,  когда  она  была  еще  совсем  юна.  Именно  после  Таис  слово  «гетера»  утратило  свой  уничижительный  оттенок  и  приобрело  уважительное  звучание.
 О  ней  ходили  легенды,  мудрецы  со  всей  Земли  искали  с  ней  встречи.  Она  стала  свидетельницей  исторических  событий  своего  времени,  существенно  повлиявших  на  становление  человеческой  цивилизации:  побед  Александра  Македонского,  основания  Александрии,  магического  блеска  Мемфиса.  Она  была  любима  монументальными  героями  древней  истории:  Александром  Великим  и  Птолемеем  І.  Наконец,  ей,  гетере,  суждено  было  стать  царицей  Египта.
Процитируем  Ивана  Ефремова:
«...Птолемей  не  мог  оторвать  взгляда  от  незнакомки,  как  богиня  возникшей  из  пены  и  шума  моря.  Медное  лицо,  серые  глаза  и  иссиня-черные  волосы  —  совсем  необыкновенный  для  афинянки  облик  поразил  Птолемея.  Позднее  он  понял,  что  медноцветный  загар  девушки  позволил  ей  не  бояться  солнца,  так  пугавшего  афинских  модниц.  Афинянки  загорали  слишком  густо,  становясь  похожими  на  лилово-бронзовых  эфиопок,  и  потому  избегали  быть  на  воздухе  неприкрытыми.  А  эта  —  меднотелая,  будто  Цирцея  или  одна  из  легендарных  дочерей  Миноса  с  солнечной  кровью,  и  стоит  перед  ним  с  достоинством  жрицы.  Нет,  не  богиня,  конечно,  и  не  жрица  эта  невысокая,  совсем  юная  девушка.  В  Аттике,  как  и  во  всей  Элладе,  жрицы  выбираются  из  самых  рослых  светловолосых  красавиц.  Но  откуда  ее  спокойная  уверенность  и  отточенность  движений,  словно  она  в  храме,  а  не  на  пустом  берегу,  нагая  перед  ним,  будто  тоже  оставила  всю  свою  одежду  на  дальнем  мысу  Фоонта?  Хариты,  наделявшие  женщин  магической  привлекательностью,  воплощались  в  девушках  небольшого  роста,  но  они  составляли  вечно  неразлучное  трио,  а  здесь  была  одна!»  
Не  известно,  была  ли  Таис  любовницей  Александра,  но  тот  явно  симпатизировал  ей  и  брал  с  собой  в  далекие  и  небезопасные  путешествия.  Он  признавался,  что  ему  приятно  «держать  Таис  при  себе».  Ему  импонировали  ее  отчаянная  решительность,  бесстрашие,  не  по-женски  зажигательное  красноречие.  Видимо,  Таис  —  одна  из  немногих  женщин  в  истории,  наделенных  истинной  харизмой.  Сколько  огня  и  силы  убеждения  было  в  ее  призыве  сжечь  дворец  Ксеркса  в  захваченном  в  330  году  до  н.  э.  Персеполе!  Этому  моменту  посвящена  даже  картина  Г.  Симони.
Подняв  чашу  на  праздничном  пиру  в  честь  триумфальной  победы,  она  так  зарядила  царя  и  всех  присутствующих  своей  энергией  убеждения,  что  зал  для  пиршеств  взорвался  овацией.  Идея  сжечь  дворец  ненавистного  Ксеркса,  некогда  опустошившего  Афины,  была  воспринята  как  смелый  порыв  отмщения,  справедливого  воздаяния  за  чудовищные  преступления  персов  перед  греками.  Заканчивая  свою  речь,  огненная  спартанка  попросила  милости  у  государя  разрешить  ей,  в  качестве  единственной  награды,  на  которую  она  когда-либо  могла  надеяться  из  его  рук,  взять  факел  и  сейчас  же  привселюдно  первой  бросить  его  под  стены  дворца.  Чтобы  на  все  века  запечатлеть  тот  факт,  когда  женщина  ответила  на  издевательства  врага  убедительнее  всего  мужского  войска!  Смерть  варварам!
Видимо,  ее  и  впрямь  могли  считать  Фалестридой.
Александр  выполнил  ее  просьбу  —  дворец  немедленно  занялся  и  сгорел  как  спичка.
Тогда  она  уже  считалась  любовницей  Птолемея  (что  не  мешало,  впрочем,  быть  и  наложницей  Александра).  Так  или  нет,  но  почему-то  только  после  смерти  царя  Птолемей  смог  позволить  себе  жениться  на  Таис.
После  кончины  Александра  и  начавшегося  раздела  империи  Птолемей  с  Таис  по  праву  занимает  Египет,  да  еще  перевозит  с  собой  саркофаг,  в  котором  покоится  Александр,  —  тем  самым  демонстрируя  соперникам,  где  отныне  будет  располагаться  столица  государства.  Они  с  Таис  женятся  —  и  скоро  в  царской  семье  пополнение:  Эрена  (девочка),  Леонтиск  и  Лагус  (мальчики).  Однако,  несмотря  на  соблюдение  всех  необходимых  этапов  ритуала,  Таис  не  может  считаться  законной  царицей  Египта,  хоть  ей  и  дарован  титул.  Соответственно,  и  дети  их  наследниками  не  считаются…
В  317  году  до  н.  э.  Птолемей  расходится  с  Таис  —  причиной  раздора  стала  Береника,  следующая  жена  правителя  Египта.  Они  с  Таис  делят  сферы  влияния:  она  царит  в  Мемфисе,  он  —  в  Александрии.  Но,  пережив  несколько  покушений  с  попыткой  отравления  и  потеряв  в  результате  самых  дорогих  друзей,  Таис  понимает,  что  спокойно  ей  здесь  жить  не  дадут,  и  складывает  с  себя  царские  полномочия.
На  этом  правдивая  история  заканчивается  и  начинаются  домыслы:  якобы  героиня  нашего  рассказа  оказывается  в  мифическом  городе  счастья  под  названием  Уранополис,  где  и  заканчивает  свои  дни.
Образ  Таис  Афинской  во  все  времена  вдохновлял  живописцев  и  литераторов,  но  изображалась  она,  как  правило,  фавориткой  Александра,  а  не  женой  Птолемея,  хоть  и  была  фактически  царицей  Египта.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=570419
Рубрика: Лирика
дата надходження 29.03.2015
автор: Богдан Ант