Обмен

Валька  и  Петька  были  очень  разными.  Валька  -  тощий  и  высокий,  Петька  -  толстый  и  приземистый.  Валька  -  молчаливый,  скуповатый  и  вообще  себе  на  уме,  Петька  -  весельчак,  говорун  и  бескорыстный  "раздай-беда".  В  общем,  это  была  идеальная  пара,  и  дружили  Валька  с  Петькой  крепко,  сколько  себя  помнили.

Были  у  мальчишек  и  общие  увлечения  -  что  ни  день,  то  новые.  Одной  только  нумизматике  они  сохраняли  верность  –  ведь  перебирая  монетки  из  далеких  стран,  они  словно  сами  отправлялись  в  путешествие.  А  уж  если  удавалось  стащить  у  Валькиного  дедушки  увеличительное  стекло  и  рассмотреть  все  царапины  и  вмятинки  на  монетах  –  путешествие  становилось  вполне  реальным.  И  тогда  мальчишки,  толкаясь  головами  и  сопя,  разглядывали  свои  сокровища  часами,  пока  дедушка  не  отбирал  у  них  увеличительное  стекло.  Дедушку,  конечно,  можно  было  понять:  он  вовсе  не  был  жаден,  просто  мальчишки,  вдоволь  полюбовавшись  на  монеты,  начинали  ставить  смелые  опыты  со  стеклом  и  солнечным  светом,  а  опыты  эти  одобрения  дедушки  не  получали.

Однако  сокровищ  в  коллекциях  мальчишек  пока  было  маловато  –  иностранные  монеты  в  их  городке  были  редкостью,  а  старинные  можно  было  только  купить,  и  купить  задорого.  У  Вальки  и  Петьки  денег  никогда  не  водилось,  так  что  новые  приобретения  в  их  коллекциях  были  делом  случая.  Иной  раз  им  выпадала  неожиданная  удача:  кто-то  из  знакомых  или  родных  вдруг  привозил  им  монеты  из  командировки,  а  несколько  раз  они  просто  находили  дореволюционные  монеты  –  черные  тяжелые  кружочки,  на  которых  можно  было  рассмотреть  только  год  чеканки  да  одну  из  орлиных  лап  на  стертом  гербе.

И  вот  так  однажды  свалилась  нумизматическая  удача  на  Петьку:  как-то  в  конце  лета  в  неимоверно  скучных  взрослых  гостях  некто,  услыхав  о  его  увлечении,  вдруг  извлек  из  кармана  глухо  звякнувший  столбик  и  молча  сунул  в  руку  остолбеневшему  Петьке.  Тот  даже  поблагодарить  забыл,  как  и  обо  всем  прочем:  он  уединился  на  кухне  и  принялся  изучать  царский  подарок.

Монет  было  пять,  и  были  они  одинаковыми:  тяжелые,  желтого  цвета,  с  непонятной  арабской  вязью,  оплетавшей  то  ли  цифру,  то  ли  букву,  напоминавшую  формой  яйцо.  Петька  прямо  вспотел  от  волнения:  это  –  дважды  удача,  ведь  одинаковые  монеты  –  это  обменный  фонд,  теперь  можно  у  других  нумизматов  что-нибудь  выменять!  Правда,  других  нумизматов,  кроме  Вальки,  он  знал  только  одного,  Вовку,  но  зато  у  Вовки  была  довольно  крупная  коллекция:  его  дядя  был  моряком  дальнего  плавания  и  всегда  привозил  из  своих  рейсов  что-нибудь  для  коллекции  племянника.

Петька  едва  дождался,  пока  закончились  гости;  родители  отправились  домой,  а  он  немедленно  помчался  к  Вальке  и,  сияя  от  радости,  предъявил  тому  свалившееся  на  голову  сокровище.  Валька  монеты  осмотрел,  подумал  немного  и  предложил  пойти  к  Вовке  –  у  того  было,  что  выменять.  И  на  следующий  день  прямо  с  утра  мальчишки  побежали  к  Вовке.

После  длительного  торга  четыре  золотых  кружочка  перекочевали  в  Вовкину  коллекцию,  а  из  нее  в  руки  Петьки  и  Вальки  попало  тоже  четыре  монетки:  две  французских  и  две  английских.  Мальчишки  поспешили  поскорей  уйти,  чтобы  Вовка  вдруг  не  передумал.

На  улице  Валька  взял  из  рук  Петьки  все  монеты,  еще  раз  осмотрел  их  и  молча  положил  в  карман.  Петька  поначалу  даже  не  обратил  на  это  внимания  –  уж  так  у  него  было  радостно  на  душе  от  неожиданного  приобретения.  Однако  скоро  он  успокоился,  а  потом  заволновался:  Валька  шел  себе  по  улице,  как  ни  в  чем  не  бывало,  и  молчал.  Петька  дернул  его  за  рукав:
-  Валька?  А…  мои  монеты?

Валька  по-прежнему  молчал  и  даже  голову  в  сторону  Петьки  не  повернул.  Петька,  у  которого  от  страшных  подозрений  и  несправедливости  защекотало  в  носу,  повторил  упавшим  голосом:
-  Валька?!  А  мои  монеты?!

Но  Валька  упорно  молчал,  смотрел  прямо  перед  собой,  а  вид  у  него  был  вполне  отсутствующий.  Петька,  у  которого  в  глазах  потемнело,  вдруг  почувствовал  тошноту  и  странную  слабость  в  коленках,  и  чуть  было  не  упал.  В  этом  Валькином  молчании  было  что-то  такое  ужасное,  такое  упорное  и  сильное,  что  Петька  сразу  понял,  что  поделать  с  этим  ничего  нельзя  и  вообще:  все  пропало.  Собрав  все  силы,  он  предпринял  последнюю  попытку  и  прошептал:
-  Валька,  давай  монеты  делить.

Но  Валька  снова  промолчал,  и  молчание  это  стало  таким  непререкаемым,  что  Петька  потихоньку  отстал  от  своего  друга  и  поплелся  домой.  Дома  он  рухнул  на  свою  постель  и  заплакал,  спрятав  лицо  в  подушку.  Вволю  наплакавшись,  Петька  принялся  смотреть  в  окно  и  искать  какой-то  способ  жить  в  этом  ужасном  несправедливом  мире.  И  скоро  он  сказал  себе,  что  монеты  –  дрянь  и  ерунда,  что  дружба  намного  важнее,  и  без  монет  он  как-то  проживет,  а  без  Вальки  –  нет.  Да  ведь  и  сам  Петька  не  остался  без  приобретений:  в  его  коллекции  все-таки  появилась  одна  монетка  с  то  ли  буквой,  то  ли  цифрой,  по  форме  напоминавшей  яйцо.  И  Петька  извлек  свою  коллекцию  из-под  кровати  и  принялся  рассматривать  новую  монету.

Тут  глаза  его  снова  наполнились  слезами,  но  он  решительно  смахнул  их,  криво  улыбнулся  и  даже  немного  собой  погордился:  ведь  он  смог  поставить  дружбу  выше  каких-то  там  увлечений!  И  он  пошел  во  двор  поискать  Вальку.  Вальку  он  там  нашел,  и  они  принялись  играть,  как  ни  в  чем  ни  бывало.  Ни  в  тот  день,  ни  в  какой-либо  другой  речь  об  этом  недоразумении  больше  не  заходила.  Да  и  было  ли  теперь  время  для  недоразумений,  когда  до  конца  лета  оставались  считанные  дни?
Дни  эти  закончились  быстрее,  чем  всякие  прочие,  и  началась  школьная  пора.  Валька  с  Петькой  вернулись  за  парты  –  в  этом  году  они  перешли  в  четвертый  класс,  и  учеба  теперь  началась  нешуточная.  Однако  четвертый  школьный  год  принес  не  только  новые  предметы:  в  классе,  где  учились  мальчишки,  начали  формироваться  «лагеря»  вокруг  лидеров,  которых  было  двое.

Лагеря  подбирались  под  стать  лидерам:  один  из  них  был  силач  и  забияка,  второй  –  что-то  вроде  ходячей  совести  класса.  Постепенно  все  мальчишки  оказались  втянуты  либо  в  партию  сильных,  либо  в  партию  справедливых,  хотя  смысл  этого  процесса  был  неочевиден  и  даже  непонятен  его  участникам,  а  сила  и  справедливость  лагерей,  если  бы  кто-нибудь  о  них  задумался,  вызвала  бы  серьезные  сомнения.

Однако,  примкнув  к  какому-то  лагерю,  мальчишки  немедленно  превращались  в  самых  страстных  апологетов  силы  или  справедливости,  а  точнее,  одного  лагеря  или  другого,  а  если  еще  точнее  –  в  соратников  своего  лидера.  Это  было  тем  более  странно,  что  состав  лагерей  постоянно  менялся,  и  вчерашние  члены  партии  сильных  сегодня  совершенно  свободно  примыкали  к  партии  справедливых,  и  наоборот.  В  общем,  лагеря  в  классе  были,  противостояние  между  ними  тоже,  а  причины  всего  этого  сложного  процесса  были  его  участникам  неизвестны.  Учителя  же  ничего  иного,  кроме  соперничества  лидеров,  в  этом  процессе  не  видели  и  тихонько  над  ним  посмеивались,  следя  только  за  тем,  чтобы  между  лагерями  не  возникало  драк.

Петька  как  человек  с  обостренным  чувством  справедливости,  немедленно  примкнул  к  соответствующей  партии.  Однако  всякий  интерес  к  ней  у  него  пропал,  когда  он  заметил  во  враждебном  лагере  Вальку.  Он  подошел  к  нему  и  сказал:
-  Валька,  чего  это?  Давай  сами  будем,  ну  их,  этих  дураков!

Валька  промолчал,  да  как-то  хитро:  Петька  решил  было,  что  друг  согласился  с  ним  без  слов,  однако  на  первой  же  перемене  он  обнаружил,  что  Валька  ходит,  как  привязанный,  за  лидером  своей  партии.  И  Петьке  вся  эта  кутерьма  показалась  такой  противной,  что  он  немедленно  решил  больше  ни  в  каких  лагерях  не  участвовать,  а  просто  оставаться  самому  по  себе.  А  там,  глядишь,  и  Валька  поймет,  насколько  глупым  это  все  было,  и  вернется  к  своему  другу.

Однако  надежды  Петьки  не  оправдались:  Валька  так  и  остался  членом  лагеря  –  то  одного,  то  другого,  по  обстоятельствам  –  а  вот  Петька  страдал  от  одиночества.  Одноклассники  словно  сошли  с  ума,  и  теперь  для  них  самым  важным  свойством  человека  стала  его  принадлежность  к  лагерю.  Свой  или  чужой  –  вот  что  стали  понимать  друг  о  друге  мальчишки,  а  ничего  больше,  казалось,  их  совершенно  не  волновало.

Так  прошел  месяц.  Петька  постепенно  привык  к  своему  школьному  одиночеству,  хотя  по-прежнему  тосковал  по  другу  Вальке.  Даже  теперь  Петька  все  еще  не  мог  признаться  себе  самому,  что  Валька  перестал  ему  быть  другом;  уж  очень  это  было  страшно.  Так  школьная  жизнь  Петьки  стала  серой  и  тоскливой:  все  свелось  к  учебе,  а  кипевшие  в  отношениях  лагерей  страсти  вызывали  у  Петьки  чувство,  похожее  на  тошноту.

Но  однажды  настал  день,  когда  события  и  отношения  вдруг  завернулись  в  огромный  тугой  узел.  Этот  узел  надо  было  развязать  -  или  разрубить,  как  Александр  Македонский,  о  котором  Петька  читал  в  «Книге  будущих  командиров».  Валька  своим  лагерем  вдруг  был  объявлен  шпионом  другого  лагеря,  и  его  решено  было  бить  после  уроков.  Петька,  как  только  узнал  об  этом,  примчался  на  стадион,  где  собирались  бить  шпиона,  и  встал  плечом  к  плечу  рядом  с  Валькой.  Это  событие  несколько  обескуражило  партию  Вальки:  ведь  Петька  был  сам  по  себе,  что  ему  Валька?  Покричав  немного  и  потолкавшись  плечами,  мальчишки  разошлись.

Петька  боялся  сказать  слово,  чтобы  не  спугнуть  счастливую  возможность  вернуть  друга.  А  Валька  промолчал  по  своему  обыкновению,  и  мальчишки  пошли  вместе  домой.  День  тот  прошел,  как  раньше  проходили  все  дни  друзей,  в  совместных  играх  и  забавах,  и  оттого  показался  он  Петьке  самым  лучшим  днем  во  всей  его  жизни.

На  следующее  утро  он  не  шел,  не  бежал,  а  летел  в  школу,  чтобы  поскорее  увидеть  Вальку.  Однако  в  школе  с  ним  случилось  то,  что  уже  было  однажды,  после  недоразумения  с  монетами:  свет  померк  в  его  глазах,  ноги  подкосились,  а  к  горлу  подкатила  тошнота.  Валька  стоял  с  мальчишками,  которые  вчера  хотели  его  бить  -  они  тесно  обступили  своего  лидера  и  преданно  на  него  глядели.  В  сторону  Петьки  никто  из  них  даже  не  посмотрел.  Петька  на  ослабевших  ногах  поплелся  в  класс.

И  потекли  для  Петьки  какие-то  мутные  и  полные  тошноты  дни.  Он  ходил  в  школу,  делал  уроки,  выходил  во  двор,  да  все  как-то  так,  как  будто  во  сне,  и  все  вокруг  тоже  казалось  ему  сном.  А  потом  все  это  кончилось  –  то  ли  вдруг,  то  ли  не  вдруг,  Петька  уже  сам  и  вспомнить  не  мог,  как  и  когда  именно.  Просто  у  него  появился  новый  друг.  Петька  даже  не  задумывался,  настоящий  это  друг  или  нет,  потому  что  на  это  у  него  просто  не  было  времени.  Ведь  он  был  счастлив  –  а  счастье  обычно  отнимает  все  время  человека,  да  и  думать  тут  не  о  чем.  Счастлив  –  и  точка.

2015

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=551993
Рубрика: Лирика
дата надходження 16.01.2015
автор: Максим Тарасівський