Почти как люди (4)



[i]Психологические  аспекты  власти[/i]

[b]4.  Образ  и  подобие
[/b]
       Третье  Правило  Дурака  гласит:  «Дурак  накажет  себя  сам»,
       Почему  дурак  так  силен?  Слишком  много  желающих  спасти  его  от  последствий  его  собственной  дурости.  (Почему?!  Обратите  внимание:  не  разрешенная  загадка.)  Кажется,  это  Троцкий  говорил,  что  «дураков  надо  убивать».  Nego.  Достаточно  им  не  помогать.  Это  пустая  трата  сил  и  времени.  Во-первых,  вы  же  сами  и  останетесь  виноваты;  а  главное,  что  помочь  ему  все  равно  не  сможете.  Чем  упорнее  вы  спасаете  дурака,  тем  энергичней  и  настойчивей  он  стремится  себе  напакостить.  Дурака  достаточно  не  спасать  –  и  он  сам  себя  покарает;  точно  в  меру  его  собственной  дурости.
       Как  же!  Не  тут  то  было!  [i]Дурака  лелеют,  дурака  заботливо  взращивают,  дурака  удобряют…  Дурак  стал  нормой,  еще  немного  –  и  дурак  станет  идеалом,  и  доктора  философии  заведут  вокруг  него  восторженные  хороводы.  А  газеты  водят  хороводы  уже  сейчас.  Ах,  какой  ты  у  нас  славный,  дурак!  Ах,  какой  ты  бодрый  и  здоровый,  дурак!  Ах,  какой  ты  оптимистичный,  дурак,  и  какой  ты,  дурак,  умный,  какое  у  тебя  тонкое  чувство  юмора,  и  как  ты  ловко  решаешь  кроссворды!..  А  всяких  там  вредно  влияющих  хулиганов  и  скептиков  мы  с  тобой,  дурак,  разнесем  (с  тобой,  да  не  разнести!)
[/i]        Педагогические  методики  объясняют,  как  воспитать  дурака  из  нормального  ребенка.  Целая  отрасль  знания  старается  помочь  тем  несчастным,  которых  недовоспитали  педагоги.  Это  у  них  называется  «социализация  личности».  Причем  после  этой  «социализации»  от  личности  не  остается  ничего.  «Личность  конформиста»?  –  это  катахреза,  вроде  «независимого  обозревателя»  или  «свободного  журналиста».  Дурак  –  это  и  есть  полностью  обобществленная,  «социализированная»  персона.  
     [i]  Достаточно  проницательному  наблюдателю  удастся  без  особых  усилий  увидеть  наличие  хотя  бы  признаков  расщепления  личности  даже  у  нормальных  людей[/i].  Это  «духовная  личность»  (внутренний  «поэт»  или  «смокинг»)  –  во-первых.  И  «конформная  персона»  (внутренний  «ватник»  или  «торговка»)  –  во-вторых.  Именно  в  обществе,  в  родной  среде,  доминирует  и  до  конца  раскрывается  конформная  персона.  Как  именно  раскрывается?  Для  того,  чтобы  ощутить  себя  частью  коллектива,  человеку  приходится  поступаться  теми  или  иными  индивидуальными  особенностями  и  ориентироваться  на  то  общее,  что  характеризует  коллектив.  Но  «отказаться»  предполагает  некую  свободу  воли,  а  когда  коллективом  становится  все  общество,  никакой  свободы  выбора  человек  не  имеет.  Стадный  инстинкт  с  одной  стороны  и  давление  социума  –  с  другой  редуцируют  нормального  обывателя  до  примитива.  
     [i]  Расовое  бессознательное  проступает  на  первый  план,  гетерогенное  тонет  в  гомогенном  и  обнажается  (приводится  в  действие)  бессознательный  фундамент,  у  всех  одинаковый.  У  более  грубых  и  элементарных  чувств  наибольшие  перспективы  распространяться  в  массе  взаимной  индукцией.
       Кроме  того,  одним  лишь  фактом  своей  принадлежности  к  организованной  массе  человек  опускается  на  несколько  ступеней  ниже  по  лестнице  цивилизации.  Будучи  единственным,  он  был,  может  быть,  образованным  индивидом,  в  массе  он  –  варвар,  т.е.  существо,  обусловленное  первичными  позывами.  Он  обладает  спонтанностью,  порывистостью,  дикостью,  а  также  энтузиазмом  и  героизмом  примитивных  существ.  Социальные  влияния  могут  быть  порою  очень  сильными,  сильными  до  такой  степени,  что  побуждают  людей  совершать  насилие  над  своими  глубокими  убеждениями.
       Но  пока  существует  деление  мира  на  внешний  –  враждебный  и  внутренний  –  семью,  всегда  существуют  две  логики,  две  модели  поведения.  Обычные  люди  мечутся  между  иллюзорным  миром  человеческих  отношений  и  истинным  миром  своей  души,  постоянно  предавая  второй  ради  первого.[/i]  Обыватель  выберется  из  троллейбусной  давки,  из  уличной  толпы,  откроет  дверь  квартиры  и  окажется  дома.  И  выбросит  из  головы  все  служебные  проблемы.  Дурак  никогда  из  толпы  не  выберется,  его  поступками  всегда  будет  руководить  «ватник»;  взращенный  обществом  гомункулюс,  подменяющий  собой  данную  нам  от  рождения  духовную  личность.  «Дурак  всегда  дурак»  –  гласит  Второе  Правило.  Он  тем  и  характеризуется,  что  личной  жизни  у  него  нет,  она  ушла  глубоко  в  подсознание  вместе  с  его  личностью.  Но  даже  блуждая  в  темных  глубинных  лабиринтах  подсознания,  изгнанная  духовная  личность  сохраняет  волю  к  свободе.[i]  Завулон,  ты  не  имеешь  власти  надо  мной[/i].
       Дурак  –  общественное  достояние,  пассионарный  конформист,  воинствующий  примитив.  И  наиболее  яркая  его  черта,  разумеется,  –  конформность.  Все  дураки  одинаковы.[i]  Они  знают,  что  они  люди  –  и  такими  должны  быть.  И  обязаны  быть  такими.  Все  и  всегда[/i].  «Дурак  всегда  прав»,  –  гласит  Первое  Правило.  [i]Нечто  подобное  реализуется  в  рое  пчел  и  муравейнике.  [/i]Как  знать,  может  Апокалипсис  –  не  тотальный  катаклизм,  а  просто  остановка  в  развитии.  А  железная  саранча  и  всадники  –  просто  торжествующие  дураки.      
       –  Как  же  так?  –  воскликнет  читатель.  –  Ведь  известно  же,  что  «дураки  бывают  разные».  Есть  дураки  круглые,  полные,  набитые…  
       Правильно.  Я  вам  даже  больше  скажу:  сколько  общественных  групп,  столько  и  видов  дурака.  Все  национальные  различия  –  это  различия  между  двумя  дураками.  Социопсихологи  до  сих  пор  ищут  воплощение  «массовой  души»,  «общественного  сознания»,  как  бы  на  него  посмотреть?  Так  вот  же  оно,  по  своему  образу  и  подобию  созданное  обществом  воплощение,  точнее  не  придумаешь.  Берите  любого,  они  все  одинаковы,  берите  и  изучайте.
       Вы  говорите  –  идеал?  Ну  да.  Тупица  –  это  процесс,  бегство  от  разума.  Он  делает  то,  что  он  есть  и  становится  тем,  что  делает.  А  конечная  точка  этого  процесса  –  [i]дурак  как  представитель  особого  психологического  типа.  Он  среди  нас  как  пришелец-инопланетянин:  совершенно  иная  система  ценностей,  незнакомая  и  чуждая  психология,  иные  цели  существования,  А  то,  что  мы  считаем  заскорузлым  комплексом  неполноценности,  болезненным  отклонением  от  психологической  нормы,  есть  исходно  здоровый  костяк  его  миропонимания.    
[/i]        –  [i]Когда-то  один  легендарный  профессор  [/i]–  подсказывает  мне  комментатор,  –  [i]поставил  диагноз  на  титульном  листе  истории  болезни:  «Психических  заболеваний  нет.  Просто  дурак».[/i]
       Если  я  правильно  понял  легендарного  профессора,  «дурак»  –  просто  невроз:
   [i]    –  Мы  нашли,  что  для  невротиков  существенна  не  объективная,  а  психическая  реальность.  Истерический  симптом  основывается  на  фантазии.  Массы  имеют  явную  тенденцию  не  видеть  разницы  между  реальным,  нереальным  и  ирреальным.  Это  преобладание  фантазии,  а  также  иллюзии,  создаваемой  не  исполнившимся    желанием,  определяет,  как  мы  утверждаем,  психологию  неврозов.  
[/i]        Меньше  всего  я  ставил  перед  собой  описательные  цели.  Вполне  достаточно  привести  описание  толпы,  составленное  классиками,  заменяя  везде  слово  «масса»  словом  «дурак».  Судите  сами:
 [i]      Дурак  непоследователен,  и  притом  в  своих  действиях  всегда  готов  к  крайностям,  ему  доступны  лишь  более  грубые  страсти  и  более  элементарные  чувства.  Он  чрезвычайно  поддается  внушению,  рассуждает  легкомысленно,  опрометчив  в  суждениях  и  способен  воспринимать  лишь  простейшие  и  наименее  совершенные  выводы  и  аргументы.  Дурака  легко  направить  и  легко  его  потрясти,  он  лишен  самосознания,  самоуважения  и  чувства  ответственности,  но  дает  сознанию  собственной  мощи  толкать  его  на  такие  преступления,  каких  можно  ожидать  лишь  от  абсолютной  и  безответственной  власти.    
Дурак  не  знает  ни  сомнения,  ни  неуверенности,  не  выносит  отсрочки  между  желаемым  и  осуществлением  желаемого.  И  наконец,  дурак  никогда  не  знал  жажды  истины.  Он  требует  иллюзий,  без  которых  он  не  может  жить.  Так  как  дурак  в  истинности  или  ложности  чего-либо  не  сомневается  и  при  этом  сознает  свою  громадную  силу,  он  столь  же  нетерпим,  сколь  и  подвержен  авторитету.
       –  Большинство  из  них  сильны,  беспринципны,  умеют  выживать.  Нужно  лишь  хвалить  их,  хвалить  безудержно  –  и  они  не  отстанут  от  вас  ни  на  шаг.  Убедите  их,  что  они  соль  земли…  
[/i]        –  Дайте  им  власть.
       –  И  что  тогда?
   [i]    –  Над  ними  произносится  особая  инвольтация,  после  чего  они  перестают  быть  людьми,  а  становятся  частями  чрезвычайно  сложного  чародейского  инструмента.[/i]
       –  Что  это  значит?
       –  Они  сойдут  с  ума.

[b]2014
[/b]
[b]Литература:[/b]
1.  А.  и  Б.  Стругацкие.  «Хищные  вещи  века».  
2.  А.  и  Б.  Стругацкие.  «Хромая  судьба».
3.  Андрей  Лазарчук.  «Зеркала»
4.  Андрей  Лазарчук.  «Кесаревна  Отрада…»
5.  С.  Лукьяненко.  «Ночной  Дозор»
                               «Звездная  тень»
6.  В.  Рыбаков.  «Камо  вставляши?»
7.  Роберт  Музиль.  «Малая  проза».
8.  З.Фрейд.  «Психология  масс  и  анализ  человеческого  Я».  
9.  Лебон.  «Психология  народов  и  масс»
10.  К.Юнг.  «Архетипы  коллективного  бессознательного».
11.  Ник.С.Пичугин.  «Почти  как  люди»:
                             «Категория  нормы»
                       [url="getpoem.php?id=514265"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514265[/url]
                             «Прагматизм  отрешенности»
                       [url="getpoem.php?id=514458"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514458[/url]
                               «Вторая  душа  тупицы»
           [url="getpoem.php?id=514880"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514880[/url]


адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=515695
Рубрика: Лирика
дата надходження 05.08.2014
автор: Ник.С.Пичугин