Разговор по существу

*[i]довоенное  произведение[/i]

Заведение  пустовало.  Впрочем,  по  понедельникам  тут  и  не  бывает  людно,  а  сейчас,  когда  уже  наступила  ночь  вторника,  зал  был  совершенно  безлюден.  Бармен  дремал  за  стойкой,  и  его  приходилось  будить  всякий  раз,  когда  мы  хотели  «добавить».  После  той  порции  крепкого,  за  которой  обычно  приходит  симпатия  и  сострадание  ко  всему  живому,  мы  пожалели  его,  взяли  сразу  несколько  порций,  удалились  в  свой  полутемный  угол  и  начали  то,  ради  чего  мы  и  приходим  сюда  по  ночам,  –  разговор  по  существу.

Мой  друг,  немного  помолчав  и  поглядев  на  мерцающую  поверхность  заветной  жидкости,  уютно  расположившейся  в  широком  стакане,  сказал:
-  Посмотри-ка,  что  у  них,  -  он  принялся  загибать  пальцы,  -  литература,  музыка,  живопись,  скульптура,  наука,  космос,  армия,  ресурсы,  геополитический  вес  и  далее  по  списку.  А  у  нас?
-  Ну,  у  нас  тоже  кое-что  есть,  масштаб,  конечно  меньше,  сам  понимаешь…
-  Давай  так  на  это  посмотрим.  Да,  у  нас  тоже  есть,  пусть  даже  не  хуже,  просто  меньше,  масштаб  другой.  Отбросим  все  исторические  подробности,  посмотрим  на  день  сегодняшний.
-  Давай.
-  Итак,  гипотеза:  наши  культурные  позиции  сопоставимы.  Но  посмотри:  ты  с  их  культурной  позицией  в  школе  знакомился,  как  и  с  нашей,  так?  А  они  с  нашей  позицией  не  знакомились,  и  для  нашей  гипотезы  не  имеет  значения,  почему.
-  Правда,  так  и  есть.
-  А  теперь  скажи  мне  честно,  как  человек,  знакомый  более-менее  с  их  и  с  нашей  культурной  позицией:  чья  позиция  сильнее?
-  Сам  знаешь.
-  Ага,  и  я  так  думаю.  А  теперь  скажи  мне:  можно  ли  убедить  их  в  том,  что  наша  позиция  не  хуже,  если  мы  сами  понимаем,  что  по  состоянию  на  сегодня  она  не  так  сильна,  во-первых,  а  они  ничего  о  ней  не  знают,  во-вторых?
-  Вопрос  риторический…
-  А  вот  и  не  риторический.  Ты  просто  не  видишь,  где  находится  ответ  на  этот  вопрос.
-  А  ну,  объясни,  а  то  я  уже  начинаю  испытывать  комплекс  неполноценности  и  сильное  желание  совершить  что-то  шумное,  яркое,  но,  пожалуй,  совсем  неубедительное.
-  Нет,  такие  мероприятия  только  ослабляют  твою  позицию.  Итак,  представь  себе:  ты  –  никто.  Ты  беден,  профессия  твоя  из  невостребованных,  ты  не  имеешь  влиятельных  знакомых,  и  перспективы  твои  вполне  среднестатистические,  как  и  твои  способности:  62  года  биологического  существования  в  лучшем  случае.
-  Легко.
-  И  вот  ты  приходишь  в  дом  к  человеку,  который  богат,  умен,  влиятелен  и  к  тебе  не  имеет  никакого  интереса.  Как  заставить  его  относиться  к  тебе,  как  к  равному?
-  Не  знаю.  По  мне,  так  лучше  не  приходить.
-  А  ты  подумай  без  рефлексии.  Единственный  способ  стать  ему  равным  –  знать  все  то,  что  знает  он.  И  даже  знать  лучше,  чем  он,  знать  все  –  его  язык,  его  литературу,  музыку,  веру,  географию  и  историю  его  страны  и  все  прочее  –  все,  что  для  него  важно,  на  чем  основано  его  достоинство.
-  Пожалуй,  ты  прав.
-  Более  того,  если  ты  именно  таким  образом  станешь  ему  равным  –  если  он  увидит  в  тебе  равного  –  он,  пожалуй,  и  всем  твоим  может  заинтересоваться  –  всем  тем,  что  тебе  дорого.  Если  ты  сам,  конечно,  свою  культурную  позицию  хорошо  знаешь  и  сможешь  достойно  ее  представить.
-  Ну,  это  гипотеза.
-  Так  у  нас  все  на  гипотезах,  дорогой  мой.  А  для  начала  нужно  вот  именно  таким  образом  добиться  признания  своей  ему  равнозначности,  а  дальше  –  по  обстоятельствам,  но  обстоятельства,  поверь,  уже  будут  другими,  потому  что  он,  этот  богатый  и  влиятельный  человек,  теперь  видит  в  тебе  то  же  достоинство,  которое  признает  за  собой.  Я  уж  молчу  о  том,  чтобы  знать  его  культурную  позицию  лучше,  чем  знает  он  сам.  Да  он  тебя  за  это  и  уважать,  и  ценить,  и  даже  любить  станет!
-  Пожалуй…
-  Я  думаю,  это  именно  та  политика,  которую  имел  в  виду  Тарас  Григорович:  «[i]Учітесь,  читайте,  і  чужому  научайтесь,  й  свого  не  цурайтесь[/i]».
-  Точно.
-  Ну,  давай  за  то,  чтобы  эта  гипотеза  оказалась  правильной,  и  такая  политика  успешно  воплотилась  в  жизнь.  Хотя  бы  тобой  и  мной.
-  Давай.

Тут  у  столика  материализовался  сонный  бармен  и  сообщил,  что  заведение  закрывается.  Мы  рассчитались,  сделали  еще  по  глотку  и  вышли  в  морозную  ночь.  Сверху  на  нас  остро  и  как  бы  с  ожиданием  поглядывали  многочисленные  звезды.  Мы  постояли  немного  молча,  глядя  на  звезды  и  огни  Хрещатика.  Мой  друг  поднял  руку,  и  возле  нас  тут  же  притормозило  такси,  шофер  выслушал  адрес  и  коротко  кивнул.  Мы  пожали  друг  другу  руки,  обнялись,  мой  друг  сел  в  такси  и  уехал.  Я  еще  немного  постоял,  глядя  вслед  красным  огонькам,  и  поспешил  домой.  Ведь  час  уже  поздний,  а  мне  вставать  завтра  рано,  и  прямо  с  утра  –  [i]учитись,  читати,  і  чужому  навчатись,  й  свого  не  цуратись[/i].

2014  г.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=515013
Рубрика: Лирика
дата надходження 02.08.2014
автор: Максим Тарасівський