Почти как люди (1)

 

[i]Психологические  аспекты  власти
[/i]
[b]1.  Категория  нормы
[/b]
       Как  известно,  норма  –  это  благоприятное  исключение.  Как  это  выглядит  на  практике?
       Как  известно,  человечность  двулика,  и  творческая  личность  –  такой  же  полноценный  человек,  как  и  конформный  обыватель.  Поэтому  норма  должна  иметь  два  образца.  Я  бы  сказал,  что  это  –  гений  и  талант.  Гений  создает  новые  идеи,  а  талант  –  новую  действительность.
       Гений  –  это  протест.  [i]Он  похож  на  всех,  а  на  него  никто  –  определение  гения  по  Бальзаку.  Влиться  в  толпу,  создать  себе  удобную  роль  или  маску  –  то,  чему  обычный  человек  обычно  обучается  в  первые  годы  жизни,  –  для  него,  по  всей  видимости,  невыносимо.  [/i]Протест  –  это  нормально.  Против  аморальной  нравственности,  ложных  истин,  безобразных  вкусов,  тупого  юмора,  равнодушного  любопытства.  
       Но  не  надо  путать.  Творец  –  не  обязательно  «творческая  личность»,  этот  последний  термин  условен  и  означает  психологическую  независимость  от  общественных  ценностей.  Талант,  напротив,  живет  в  мире  с  обществом.  Он  что  называется  выполняет  «социальный  заказ»:  создает  нечто  новое,  что  будет  немедленно  востребовано.  Талант  не  осознает  своего  дара  в  том  смысле,  что  не  может  объяснить  чудо  своего  уникального  творчества;  он  следует  интуиции.  Талантливый  человек  работает  не  для  общества,  а  для  себя  –  в  том  числе  и  в  материальном  смысле.  Творчество  для  него  –  не  цель,  а  проклятие,  игромания,  им  движет  жгучее  любопытство,  жажда  новизны.  Но  это  нормально.
       Тупых  от  природы  детей  не  бывает.  Любой  ребенок  гениален  рядом  с  любым  взрослым.  Другое  дело,  что  с  годами  его  гениальность  угнетается,  а  талант  унижается  миром  взрослых  обывателей.  И  надо  обладать  силой  духа  –  вот  это  уже  от  природы!  –  чтобы  развиваться  вопреки  общественному  давлению.  Общество  не  взрастило  еще  ни  одного  гения;  все,  что  мы  имеем,  возникло  строго  вопреки  давлению  социума.  Талант  универсален  –  и  значит,  неузнаваем.  Его  проявление  кажется  непослушанием  и  поэтому  подавляется  (тупица  –  это  раздавленный  талант).  Гений  –  это  от  природы  сильный  человек.  А  талант  дается  каждому.
       Не  в  том  беда,  что  общество  воспитывает  конформистов,  это  бы  еще  понятно.  Проблема  в  том,  что  оно  воспитывает  безликую  посредственность.  Вся  наша  жизнь  –  [i]бегство  от  разума[/i],  а  вся  педагогика  –  и  семейная,  и  школьная  –  подготовка  к  этому  бегству.  Социальная  «адаптация»  заканчивается  формированием  индивидуальности,  психологически  подготовленной  к  той  или  иной  патологии,  которая  рано  или  поздно  реализуется.  Никто  из  нас  не  идеал,  но  мы  в  [i]разной[/i]  степени  не  нормальны  –  вплоть  до  ненормальности.  [i]Добросовестный  врач  вряд  ли  возьмется  провести  четкую  границу  между  здоровой  глупостью,  грубой  педагогической  запущенностью  и  патологической  умственной  отсталостью.
[/i]        Но  бегство  от  разума  –  не  обязательно  угасание  интеллекта.  В  творческой  личности  этот  процесс  проявляется  как  деморализация,  волевая  и  моральная  деградация.  Мы  мало  знаем  об  этом,  потому  что  духовный  мир  [i]Темных[/i]  –  их  священная  тайна.  Не  слушайте  пустой  глупенький  треп  Алисы  Донниковой  о  «свободе».    Завулон  молчит.
       Однако  деградацию  конформиста  мы  в  состоянии  проследить  во  всех  деталях.  Объем  художественной  и  научной  литературы,  посвященной  этому  вопросу,  исчисляется  тоннами,  и  эссе  «Почти  как  люди»  представляет  собой  почти  исключительно  анатомию  глупости.  Глупость  –  недостаток  смекалки.  Тупость  –  интеллектуальная  лень.  Всё  это  дефекты  воспитания.  Тупость,  например,  порождается  дефицитом  игровой  практики  или  избытком  интеллектуального  принуждения…  Дальше  уже  идет  дурость  как  воинствующий  абсурд.  Это  явление  социогенное,  как  и  начальник  (следующая  градация  глупости,  крайняя),  но  начальник  –  уже  патология…    Глупец  не  понимает,  тупица  не  понимает  объяснений,  дурак  отказывается  их  слушать.
       А  начальник…  Что  ж,  о  начальнике  я  расскажу  подробно.

[b]2014
[/b]
[i][b]Литература  раздела[/b]:[/i]

1.  Ф.  Незнанский.  «Картель  правосудия»
2.  П.  Дашкова.  «Питомник».
3.  С.  Лукьяненко  «Дневной  Дозор».
4.  Ник.С.Пичугин.  «Бегство  от  истины»
[url="getpoem.php?id=514263"]http://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514263[/url]

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=514265
Рубрика: Лирика
дата надходження 29.07.2014
автор: Ник.С.Пичугин