Детский мир

[b]                          «Когда  я  вырасту...»[/b]

«Когда  я  вырасту...»  Так  говорят  все  дети.  Обычно  эти  слова  предваряют  что  то  очень  хорошее,  желанное,  но  сейчас,  к  сожалению,  неосуществимое.  Маленькому  —  не  разрешают,  не  положено,  невозможно  и  вообще  —  отстань,  иди  играй.  Но  вот  «когда  я  вырасту»  —  обязательно!  Сто  порций!

Наверное,  я  в  детстве  тоже  так  говорил.  Тоже,  наверное,  хотел  поскорее  вырасти,  чтобы  осуществить  то  самое,  заветное...

Но  вот  я  вырос,  стал,  наконец,  взрослым.  Что  же  я  хотел  тогда?  Что  из  доступного  взрослым  так  волновало  маленького  человека?  Что  из  доступного  нам,  взрослым,  могло  бы  сделать  его  счастливым?  Неужели  вот  это  —  квадратные  метры  и  лошадиные  силы?  Не  может  быть...

С  возрастом  появились  новые  желания  и  новые  средства,  но  изменилось  восприятие.  Достижение  разнообразных  «взрослых»  целей  не  радует  так,  как  радовала  одна  только  детская  мысль,  что  «вот  вырасту  —  и  тогда!»  Какая  она  тусклая,  эта  взрослая  радость...

[b]                          Время  и  пространство[/b]

Класса  до  шестого  дорога  в  школу  занимала  минут  двадцать,  а  дорога  домой  —  около  двух  часов.  Параллельно  короткому,  «взрослому»,  пути  в  школу  протекала  небольшая,  сильно  заболоченная  речка.  По  отношению  к  миру  асфальтовых  дорожек  и  регулируемых  перекрёстков  это  был  действительно  параллельный  мир:  лисьи  и  паучьи  норы,  глубокие  овраги  и  ручейки,  заросли  высоченной  травы  и  камыша,  лягушки  и  пиявки,  ящерицы  и  змеи,  старые  (а  может,  и  старинные)  кострища  и  загадочные  обломки  —  всё  это  было  чудесной  почвой  для  игры  воображения.  Пространство,  время  и  я  сам  —  всё  было  здесь  совсем  иным.

В  старших  классах  на  дорогу  в  школу  и  дорогу  домой  уходило  ровно  по  пятнадцать  минут.  Таким  образом,  я  выиграл  почти  два  часа  для  «взрослых»  дел.  Куда  ежедневно  уходили  эти  два  часа  в  течение  нескольких  лет,  я  не  могу  вспомнить.  Но  я  очень  ярко  и  отчётливо  помню  то  параллельное  пространство  и  параллельное  время.  Да,  я  выиграл  два  часа,  но  проиграл  целый  мир...

                       «Детство  кончилось»

Один  мой  товарищ  поступил  в  университет.  Он  пожаловался  отцу,  что  ему  очень  не  хватает  его  друзей,  которые  теперь  были  кто  где  —  одни  в  армии,  другие  —  в  своих  институтах,  университетах  и  академиях.

Отец  в  коротких  и  образных  выражениях  объяснил  ему,  что  «детство  кончилось».  Теперь  следует  забыть  о  друзьях,  потому  что  во  взрослом  мире  друзей  нет.  Здесь  царят  интересы,  обязательства  и  долг  —  поэтому  всякая  там  сентиментальность  неуместна.  «Ты  думаешь,  он  твой  друг?  Нет,  теперь  либо  он  тебе  должен,  либо  ты  ему  должен».

Мой  товарищ  не  знал,  правду  ли  сказал  ему  отец  о  «взрослом»  мире  или  просто  так  неуклюже  попытался  утешить  сына.  Он  разрыдался.  Он  плакал  целый  час  и  никак  не  мог  успокоиться.  «Не  хочу...  Не  хочу...  Не  хочу...»  —  повторял  он  сквозь  слёзы.

[b]                        Лучшая  шапка  на  свете[/b]

Зимой  я  обычно  ношу  курточку  неброского  цвета  и  брюки,  так  сказать,  в  тон.  Не  знаю,  как  выглядит  суглинок,  но  цвет  моей  курточки  всегда  выносит  из  памяти  именно  это  слово  —  суглинок.

Как  то  раз,  то  ли  на  Новый  год,  то  ли  на  день  рождения,  друзья  подарили  мне  шапку,  перчатки  и  шарф.  И  тоже  —  в  тон.  Дополнив  свой  немаркий  гардероб  этими  аксессуарами,  я  посмотрел  в  зеркало.  Если  теперь  мне  лечь  в  грязь,  то  я  совсем  не  буду  заметен.  Суглинок...

И  что  же  —  ношу  я  свой  камуфляж,  пока  не  потеплеет.  Без  восторга,  конечно,  и  даже  с  сильной  нелюбовью.

А  мой  трёхлетний  сын,  собираясь  со  мной  на  прогулку,  настойчиво  повторял:  «Папа,  и  шапку,  и  шарф».  Его  взгляд  говорил,  что  пока  я  шапку  не  надену,  он  со  мной  никуда  не  пойдёт.  Вот  это  —  мой  папа,  а  вот  это  —  его  шапка.  Шапка  на  папиной  голове  —  лучшая  шапка  на  свете!

А  вы  говорите  —  цвет  неброский...

[b]                      «Хочу  в  Верхний  Рогачик»[/b]

Однажды  ехал  я  вверх  по  Днепру  на  «ракете».  Тогда  ещё  от  Одессы  до  самого  Киева  бегали  эти  стремительные  суда  на  подводных  крыльях  —  «ракеты»,  «кометы»  и  «колхиды».

В  90  е  годы  топливо  сильно  подорожало,  и  больше  не  находилось  желающих  прокатиться  по  Днепру  наперегонки  с  ветром.  Говорят,  что  почти  все  эти  быстроходные  суда  продали  в  Грецию,  и  теперь  они  курсируют  между  многочисленными  островами  греческого  архипелага...

«Ракеты»  тогда  ходили  по  Днепру,  как  теперь  по  Киеву  ходят  «маршрутки»  —  с  остановками  у  каждой  пристани,  чуть  ли  не  «по  требованию».  Многие  остановки  имели  сложные  названия:  Каменка-Днепровская,  Нижний  Рогачик,  Великая  Лепетиха...

И  вот  «ракета»  замедлила  ход,  её  подводные  крылья  ушли  в  зеленоватую  глубину,  днепровская  волна  тяжело  поддала  под  днище.  «Днепрорудный»,  —  деревянным  голосом  объявил  матрос  в  мегафон.  Пассажиры  с  корзинами  и  сумками  поспешили  к  трапу.

Через  два  ряда  кресел  от  меня  —  а  в  «ракетах»  кресла  располагались,  как  в  самолётах  —  сидел  мальчик  лет  пяти.  Услышав  про  «Днепрорудный»,  он  вдруг  заплакал  в  голос.

На  расспросы  родителей  и  попутчиков  он  ответил,  всхлипывая:  «Не  хочу...  в...  в...  Днепро...  рудный...  Хочу...  в...  в...  Верхний  Рогачик!»

Наверное,  ему  казалось,  что  ничего  хорошего  в  Днепрорудном  быть  не  может.  А  вот  Верхний  Рогачик  —  совсем  другое  дело.  Такое  вкусное,  пышное,  с  румяной  корочкой  название!  Ему  —  только  туда...

Может  быть,  я  это  придумал,  и  в  Верхнем  Рогачике  просто  жила  любимая  бабушка  малыша.  Неудивительно  тогда,  что  на  карте  можно  найти  и  Мухоедово,  и  Мусорку,  и  даже  Отхожее...  Но  ведь  есть  же  и  Златополь,  и  Катеринка,  и  Квитка...  Нет,  я  тоже  хочу  в  Верхний  Рогачик!

[b]                      Детский  мир[/b]

Дети  почти  ничего  не  знают  об  этом  мире.  Они  совсем  не  понимают  царящих  в  нём  законов  и  порядков.  Они  просто  смотрят  на  всё  широко  раскрытыми  глазами  —  и  отсутствие  знаний  и  понимания  помогает  им  видеть  другой  мир.  Мир,  в  котором  намного  больше  красоты,  гармонии,  тепла  и  любви.

Девочка  не  хочет  уходить  из  парка.  Она  говорит  маме:  «Послушай,  ну  как  можно  теперь  уходить,  ведь  кролики  только  что  пришли».  Как  выясняется,  это  невидимые  кролики.  Фантазия  заполняет  пробелы  в  детском  знании  о  мире  —  невидимыми  кроликами,  добрыми  волшебниками,  драконами,  с  которыми  можно  подружиться...  Все  детские  дополнения  картины  мира  —  много  лучше  взрослых  аналогов.  Наше  взрослое  знание  —  словно  дешёвая  китайская  подделка  рядом  с  полноценным  оригиналом.

Когда  расшалившемуся  малышу  мама  строго  говорит:  «Ты  негодник»,  —  он  отвечает:  «Это  ты  негодник».  Но  если  мама  говорит  ему:  «Ай-ай-ай,  я  тебя  не  люблю»,  —  он  с  рёвом  бежит  к  папе:  «Мама  меня  не  любит!»  Такой  маленький,  он  совершенно  уверен,  что  только  это  имеет  значение.

Потом  воспитание  в  семье,  в  школе,  на  работе,  воспитание  каждый  день  и  везде  даёт  человеку  совсем  другое  представление  о  мире.  Всё  здесь  имеет  цену,  а  любовь  —  дело  пустое  и  вообще  последнее.  Детство  кончилось.

А  мир  —  это  зеркало.  Дети  глядятся  в  него  без  предубеждения,  без  лишних  знаний,  что  в  этом  мире  почём.  Можно  научить  их  видеть  в  этом  зеркале  злой  и  жестокий  мир.  А  можно  научиться  у  них  смотреть  на  мир  их  глазами.  Даже  не  научиться  —  а  просто  вспомнить,  каким  был  этот  мир  раньше,  когда  так  хотелось  вырасти  и  повзрослеть.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=495429
Рубрика: Лирика
дата надходження 28.04.2014
автор: Максим Тарасівський