Дочь «розенбаума» (Розы от прозы)

Убаюканный  покачиванием  вагона,  он  было  задремал.  И  тут  же  побежал  по  привольной  степи,  съедая  ногами  её  простор,  вбирая  грудью  дурман  трав  и  свободы,  перечёркивая  прошлое  двумя  взмахами  сабли,  которая  взялась  бог  весть  откуда,  но  прильнула  к  ладони,  как  родная.  А  потом  небо  расколол  звон  (но  не  колокольный!),  картинка  сжалась  до  размера  зрачка,  а  небо  упало  на  голову.  


-  Бум!




Песня  и  тормоза




Миша  приложился  головой  к  окну.  Потирая  ушиб,  понял,  что  за  миг  до  удара  его  разбудил  перезвон  гитары.


«Только  пуля  казака  во  степи  догонит,
Только  пуля  казака  с  коня  собьёт»,  -  


вполне  прилично  выводил  неопределённых  лет  дядька,  чем-то  похожий  на  Розенбаума.  Разве  что  комплекцией  поширше,  да  голова  -  не  просто  бильярдный  шар,  а  -  с  ёжиком.


Досада  за  скомканный  сон  прошла,  и  Каченко  с  удовольствием  дослушал  до  конца,  узнав,  что  казаку  помирать  легко  именно  с  песней.


Когда  исполнитель  отправился  собирать  скромный  гонорар  по  полупустому  трамваю,  Мишка  бросил  в  его  позвякивающую  мелочью  сумку  хрустящий  червонец.  Мужик  отпустил  поручень,  приложил  руку  к  груди,  благодарственно  кивнул.


И  тут  трамвай  резко  затормозил!


Все  сидящие  приложились  о  передние  сидения,  а  гитарист  распластался  на  полу,  будто  казак,  которого  таки  догнала  вражья  пуля...  Поднялся  шум,  гам.  Кто-то  стонал,  кто-то  матерился.


-  У  тебя  что,  повылазило?!  -  негодовала  водитель  на  невидимого  Михаилу  виновника  происшествия.  


-  Давайте,  помогу,  -  склонился  Каченко  над  упавшим.  


-  Сам,  -  прокряхтел  тот.  Но  попытки  встать  не  предпринял.  Так  и  лежал  пластом,  прижав  к  груди  видавшую  виды  гитару  и  ощупывая  её  дрожащими  пальцами.


«Смешной»,  -  подумал  Мишка.


Он  всё  же  помог  «песняру»  подняться.  Пока  тот,  поругиваясь  в  усы,  придирчиво  осматривал  инструмент,  Каченко,  который  чувствовал  себя  виноватым  (если  бы  не  его  десятка,  дядька,  глядишь,  удержался  бы),  собрал  раскатившуюся  по  полу  мелочь.  


-  В  порядке?  -  спросил,  кивнув  на  гитару.  


-  Танюша  -  да,  я  -  нет,  -  непонятно  ответил  «розенбаум».  Потом  пояснил:  -  Кажись,  ногу  вывихнул.  Тут  через  пару  остановок  -  мой  дом.  Поможешь  дошкандыбать?


«Я  чё  тебе,  тимуровец?»  -  возмутился  про  себя  Миша.  А  вслух  сказал:  «Конечно!  Без  проблем…».




История  гитариста




Они  медленно  брели  по  каким-то  закоулкам.  Такие  не  показывают  высоким  гостям,  приезжающим  в  столицу  Донбасса.  Колдобина  на  колдобине,  пьяно  шатающиеся  заборы,  тощие  собаки,  похожие  на  кур  и  куры  -  злые,  что  собаки…  


Впрочем,  тягостное  впечатление  от  этих  трущоб  скрашивало  море  зелени,  плещущейся  во  дворах,  выпрыгивающей  за  них  и  норовящей  прикоснуться  к  лицу  свежевыросшими  плоскими  пальцами-листьями.  Железобетонная  поступь  прогресса  гремела  в  каких-то  считанных  километрах  отсюда,  подминая  под  себя  скверы  и  коврики  травы.  А  здесь  было  царство  деревьев,  кустов  роз  и  сирени.  


Егор  Емельянович,  сначала  тактично  опершийся  о  Мишкино  плечо,  а  потом  всё  более  наваливающийся  на  него  своим  центнером,  болтал  без  умолку.  О  кубанских  своих  корнях.  О  тяжкой  доле  человека  культуры  в  нынешнее  меркантильно-жестокое  время.  О  былых  успехах  на  шахтёрском  и  бардовском  поприще  (конец  тем  и  другим  положила  «слабость  человечья  супротив  змия,  в  бутылки  упрятанного»).  О  падлюке-жене  и  солнышке-дочери.  Первая  -  «неимоверной  красоты  гадина»  -  бросила  поющего  горняка,  находящегося  на  грани  белой  горячки,  ради  спокойной  и  сытой  жизни  «за  пазухой»  у  директора  обувного  магазина.  Вторая  навещала  чуть  ли  не  каждый  день  и  терпением  своим  да  любовью  помогла  выбраться  из  алкогольной  трясины.  «Дурень  я  дурень,  -  качал  головой  «розенбаум»,  чуть  не  заваливая  Михаила  в  очередную  канаву,  щедро  наполненную  отгремевшей  вчера  майской  грозой.  -  Счастья  было  -  хлебай  полной  ложкой.  А  нонча  -  ни  семьи,  ни  работы.  Сторожу  тут  одни  хоромки…  Крохи  получаю,  и  те  отдаю:  дом-то  в  рассрочку  купил.  Квартиру  своим  после  развода  оставил.  Побираюсь,  вон,  по  трамваям…  Стыдоба!  А  кушать  хочется.  И  Анастасьюшке  когда-никогда  подарочек  прикупить.  Эх-хе».  


-  Далекое  ещё?  -  прервал  исповедь  трамвайного  знакомца  Каченко.  -  А  то  мне  на  радиорынок  надо…  


-  Так  ить  пришли  уже,  -  чуть  отстранился  Егор  Емельянович.  -  Загрузил  я  тебе,  да?  Ты  прости,  парень,  прорвало…  С  соседями  я  не  контачу  -  тут  бабки  да  дедки,  да  алкашня  безвозрастная.  Из  собеседников  тока-ть  гитары  да  доча  -  лучик  ясный,  но  всё  более  редкий.  Любые  уши  -  находка.


Они  приблизились  к  симпатичному  синему  домику,  выглядывающему  из-за  крепенького  кирпичного  забора.


-  Никогда  не  любил  белый  цвет,  -  усмехнулся  «розенбуам»,  видя  удивление  Михаила.  -  Так  что  стены  у  меня,  что  небо  над  кубанской  степью.  Помоги  на  порожек  взобраться  -  высокий  он,  не  осилю.  А  там  уж  отпущу.  


«Отпущу…  Что  вольный  ветер
Ты  беги  себе,  беги,
Конь  мой  чёрный,  друг  мой  верный,
Не  возьмут  тебя  враги!»,  -  


вдруг  исполнил  он  мощно  и  сочно.  Куда  лучше,  чем  ту,  в  трамвае.


-  Моя…  -  уточнил.  




В  берлоге  




Сидя  у  Егора  Емельяновича  на  кухне  и  потягивая  чай,  в  который  тот  добавил  «для  аромату»  некой  настойки,  придавшей  напитку  неповторимый  вкус,  а  голове  -  ощущение  лёгкости  воздушного  шарика,  Михаил  сам  себе  удивлялся.  С  чего  вдруг  он,  любящий  планирование  и  старающийся  никогда  не  выбиваться  из  графика,  пустил  под  откос  все  сегодняшние  планы  ради  посиделок  с  этим  чудаком?  


Когда  порог  остался  позади,  а  дядька  робко  предложил:  «Может,  зайдешь  в  мою  берлогу?  Глянешь  на  гитарную  стену,  чайку  выпьешь….»,  Каченко  ответил  однозначным  отказом.  Быстро  соскочил  вниз,  хлопнул  калиткой  и  поспешил  к  остановке.  Мысленно.  На  деле  же  кивнул:  «Почему  бы  и  нет?».  Словно  кто-то  вдруг  захватил  контроль  над  телом,  говорил  его  языком  и  передвигал  ногами.  


Внутри  дом  оказался  столь  же  интересен,  как  и  снаружи.  С  потолка  узкой  прихожей  задумчиво  глядела  радужная…  лошадь.  «Это  Настенька  меня  уважила,  -  кивнул  на  рисунок  хозяин.  -  Рисует  потрясающе,  а  учится  на  менеджера.  Я  ж  говорю  -  дурное  время…».  


Потрясла  Михаила  и  гитарная  стена,  на  которой  висело  шесть  разнообразных  инструментов:  черная  шестиструнка,  серебристо-голубая  в  виде  корпуса  лошади,  обычная  коричнево-жёлтая,  исписанная  пожеланиями  и  автографами…  Егор  Емельянович  легким,  отточенным  движением  вбросил  в  пазы  седьмую  -  трамвайную  -  гитару.


-  Знатоки  за  парочку  из  них  отвалят  уйму  деньжищ,  -  откровенничал  хозяин.  -  Остальные  просто  дороги  как  память  о  прежних  славных  деньках.  


А  потом  они  пили  чай  на  кухне,  и  Каченко  рассказывал  о  своем  житье-бытье:  нудной  работе  в  одном  из  сервис-центров;  осточертевшем  обитании  в  родительской  двухкомнатке  (Предки,  конечно,  золотые,  никто  в  шею  не  гонит,  но  как  же  хочется  своего  гнезда.  Только  на  какие  шиши?);  странных  отношениях  с  девушкой  Оксаной:  вроде,  любит  её,  но  как-то  тревожит  это  «вроде»...  Даже  стихи  свои  читал  этому  забавному  дядьке,  который  распотрошил  его  душу  почище  психотерапевта.


А  потом  они  пели  под  «брюнетку»  Иннушку  (у  каждой  гитары  Егора  Емельяныча  было  своё  имя),  грызли  бублики  всевозможных  размеров  и  бросали  нож  мишень  в  углу  кухни.  «Дартс  -  фигня,  -  пыхтел  хозяин,  ловко  дырявящий  деревянный  круг.  -  Вот  это  -  забава,  что  надо.  Погодь,  я  тебя  ещё  на  саблях  научу  махаться.  Есть  у  меня  парочка».


А  потом  Михаил  сам  стал  мишенью,  и  в  него  вонзился  нож  сна.




«Здрасьте,  я  -  Настя»




-  Па-а-а…  Ты  опять?!  


Миша,  которого  будили  второй  раз  за  сегодняшний  день,  вздрогнул,  но  покидать  сон  не  захотел.  Закутался,  как  в  бурку  и  опять  провалился  куда-то…


-  Тщ-щ-щ,  доча.  Не  шуми!  Пусть  поспит…  Умаялся  разговорами-то.  


-  Знаю  я  твои  разговоры.  Да  под  настоечку…


Голоса  доносились  издали,  будто  в  ушах  была  вата.  Журчали.  Плескались.  Удалялись...


Потом  трамвай  (или  на  чём  там  он  ехал)  затрясло,  что  телегу  на  брусчатке.  И  вдруг  -  оп!  -  звук  обрёл  былую  громкость,  свет  -  нестерпимую  яркость,  а  голова  -  нормальное  состояние.  Ни  тебе  легкости  шарика,  ни  тяжести,  которой  она  налилась  после,  очередной  чашки  этого  коварного  чаю.  


-  Да  проснись  же  ты!  -  тормошила  его  за  плечо…  


-  Красавица!


Именно  это  слово  всплыло  в  мозгу,  а  потом  покатилось  вниз  и  выпрыгнуло  с  языка.


-  Я-то  красавица,  а  вот  ты,  гляди,  превратишься  в  пьяницу.  Если  с  отцом  моим  водиться  будешь!  -  сверкнула  она  шоколадными  глазами  на  робко  вжавшегося  в  табурет  Егора  Емельяновича.


-  Не  ругайте  его,  -  попросил  Михаил.  -  Он  предупреждал,  что  чаёк  с  хитринкой.  А  я  за  разговорами  чашки  три  приговорил…  Не  рассчитал.


-  Миша,  между  прочим,  меня  сегодня  спас,  -  вставил  «розенбаум».  -  Мне  трамваем  ногу  чуть  не  оторвало.  А  он…


И  Егор  Емельянович  пустился  в  далёкий  от  реальности  рассказ  о  трамвайном  происшествии.  


-  Так  всё  и  было?  -  с  улыбкой  поинтересовалась  Настя  у  гостя,  отбрасывая  толстую  русую  косу  с  груди  за  спину.


-  Ага,  -  серьёзно  кивнул  он.  -  А  еще  я  спас  мир  от  Третьей  мировой,  астероида  и  гигантского  топтуна-Чебурашки.  


Смех  у  неё  был,  что  перышки  по  телу  и  царапки  -  по  душе.  Сладко  продирающий.


-  Юморист,  -  констатировала,  несказанно  его  порадовав.  А  потом  подколола:  -  Таких  батя  ещё  не  спаивал.


И,  видя,  что  он  смутился,  сказала  мягче:  -  Давайте  начнём  сначала...  Здрасьте,  я  -  Настя.  


Он  пожал  нежную,  но  в  то  же  время  крепкую  ладошку.  И  вдруг  с  отчетливой  ясностью  понял,  что  хотел  бы  задержать  её  в  своей  руке  до  конца  жизни.


***


Они  шли  по  вечернему  Донецку,  слушая  его  шум,  тишину  и  друг  друга.  Говорили  о  тысяче  вещей  сразу,  кроме  ГЛАВНОГО.  Потому  что  это  ГЛАВНОЕ,  ростки  которого  проклюнулись  в  каждом  из  них,  должно  было  ещё  вызреть,  окрепнуть  и  расцвести.  


А  Егор  Емельянович,  сняв  со  стены  серебристо-голубую  Любашу,  расчесывал  пальцами  струны-гриву  и  пел  что-то  такое,  от  чего  у  радужной  потолочной  лошадки  наворачивались  слёзы.  Счастливые…


Александр  АЛДОЕВ  (Он  же  –  Андрей  КРИВЦУН).

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=456227
Рубрика: Лирика
дата надходження 23.10.2013
автор: Андрей Кривцун