О стихотворной рифме.

Уважаемые  коллеги!  Осмелюсь  предложить  небольшой  экскурс  в  теорию  литературы.  Думаю,  что  данная  информация  будет  полезна  многим,  тем  более,  что  все  непонятные  определения,  встречающиеся  здесь,  можно  поискать  в  инете  (хотя  бы  в  Википедии)  и  тем  самым  повысить  свой  образовательный  уровень.Статья  является  перепечаткой  из  "Поэтического  словаря"  А.Квятковского  (изд."Сов.энциклопедия"1966г.)
Особенно  прошу  обратить  внимание  на  заключительную  часть  статьи,  где  говорится  о  "рифмоделании"  В.Маяковского,  а  также  прочесть  его  ранние  стихи  (1-й  том  собр.сочинений),  например  -  "Лиличке","Флейта  -  позвоночник"  и  пр.  Ведь  он  был  не  только  т.н.  пролетарским  поэтом,  но  и  глубоким  лириком,  стихи  которого  о  любви  восхищают  и  поражают.  На  них  можно  учиться  силе  выражения  чувств  и  умении  находить  особую  ритмику  и  рифму  в  стихе.  
Желаю  всем  удачи  в  стихосложении.

РИФМА  (из  греч.  -  соразмерность)  —  композиционно-
звуковой  повтор  преимущественно  в  конце  двух  или  нескольких
стихов,  чаще  —  начиная  с  последнего  ударного  слога  в  рифмуемых  словах.  В  русских  пиитиках  (16—18  вв.)  этот  повтор  назывался  
«краесогласием».  Определение  Р.  как  концевого  созвучия  не  сов-
сем  точно,  так  как  известны  случаи  начальных  и  внутренних  Р.
На  протяжении  истории  поэтического  искусства  структура  Р.  ме-
нялась  и  меняется.  Не  влияя  непосредственно  на  ритмостроение
стиха,  Р.  тем  не  менее  играет  исключительную  эвфоническую  и
организующую  роль  в  стихе,  особенно  при  строфической  компози
ции  стихотворения.  В  античной  поэзии  рифмовка  стиха  как  си-
стема  не  применялась;  рифмы  в  античных  стихах  —  явление  слу-
чайное,  чаще  в  середине  и  в  конце  одного  и  того  же  стиха.  В  евро-
пейской  поэзии  Р.,  как  обязательный  эвфонический  и  мнемониче-
ский  прием,  появилась  поздно;  подобное  явление  наблюдается  в
литературах  всех  народов.  В  русской  народной  поэзии  система
рифмовки  —  также  сравнительно  позднее  явление,  хотя  отдельные
случаи  Р.  наблюдаются  уже  в  древнерусских  литературных  про-
изведениях  («Слово  о  полку  Игореве»,  «Задонщина»,  «Повесть  о
Горе-Злочастии»).  Русские  т.  н.  досиллабические  вирши  были
свободной,  не  стопной  формацией  со  смежными  Р.;  по  своей  струк-
туре  они  имеют  много  общего  с  раёшным  стихом  и,  очевидно,  вы-
шли  из  народной  поэзии.  Теория  Р.  русского  классического  стиха
хорошо  разработана;  по  своим  формам  и  положению  в  стихе  Р.
можно  разделить  в  основном  на  следующие  группы.
По  слоговому  объему  Р.  делятся  на  мужские  (ударение  на  по-
следнем  слоге),  женские  (ударение  на  предпоследнем  от  конца  слоге),
дактилические  (ударение  на  третьем  от  конца  слоге),  гипердакти-
лические  (ударение  на  четвертом  от  конца  слоге).  Если  Р.  оканчи-
вается  гласным  звуком,  она  называется  открытой,  если  оканчива-
ется  согласным  звуком,—  закрытой.
По  характеру  звучания  различаются  Р.:  точные  и  приблизи-
тельные,  богатые  и  бедные,  ассонансы,  диссонансы,  составные,  тав-
тологические,  неравносложные,  разноударные.
По  положению  в  стихе  рифмы  бывают:  конечные,  начальные,
внутренние;  по  положению  в  строфе  —  смежные,  перекрестные  и
охватные  (или  опоясанные).
В  отношении  кратности  повторов  различаются  Р.  парные,  трой-
ные,  четверные  и  многократные.
Стихи  без  Р.  называются  белыми,  неточные  Р.—  «рифмои-
дами».
Особое  место  в  технике  русского  стиха  занимает  рифма  Мая-
ковского,  тщательно  исследованная  М.  Штокмаром.  Маяковский
открыл  новые  методы  рифмовки,  соответствующей  строю  его  ора-
торского  стиха.  В  статье  «Как  делать  стихи?»  Маяковский  писал:
«Рифма  возвращает  вас  к  предыдущей  строке,  заставляет  вспоми-
нать  ее,  заставляет  все  строки,  оформляющие  одну  мысль,  держать-
ся  вместе...  Я  всегда  ставлю  самое  характерное  слово  в  конец
строки  и  достаю  к  нему  рифму  во  что  бы  то  ни  стало.  В  результате
моя  рифмовка  почти  всегда  необычайна  и  уж  во  всяком  случае  до
меня  не  употреблялась,  и  в  словаре  рифм  ее  нет.  Рифма  связывает
строки,  поэтому  ее  материал  должен  быть  еще  крепче,  чем  матери-
ал,  пошедший  на  остальные  строки».
http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/200.htm

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=346143
Рубрика: Лирика
дата надходження 25.06.2012
автор: Konst