Педагогическое Эссе (начало…)

Мозг  -  орган,  посредством  которого  мы  думаем,  будто  мы  думаем  (из  Словаря  Сатаны)








Всегда  не  давала  покоя  тема  педагогики  и  развития.  Давно  увлекаюсь  этим.  Стал  писать  и  разбирать,  ещё  с  университета,  где  были  сплошь  и  рядом  жуткие  учителя,  но  педагогику  вела  прекрасная  женщина,  честная  и  адекватная.

Не  так  давно  сел  почитать  очередное  пособие  по  педагогике.  Как  всегда  меня  тошнило  и  рвало...  бухают  они  что  ли  там,  когда  сочиняют  свои  бредни...

Раньше  конспектировал  небольшие  "мыслеформы"  так  сказать  на  тему..  сейчас  взялся  за  более  серьёзную  работу.  Сил  терпеть  весь  бред  уже  нет,  но  есть  силы  включать  разум.

Убедительная  просьба,  прокомментировать,  что  думаете  по  этому  поводу.  Конечно,  это  только  небольшое  начало,  но  и  оно  отняло  немало  времени.  Всё  таки  я  отношусь  к  этому  со  всей  серьёзностью  и  понимаю  какая  это  ответственность.

Буду  рад  за  ваши  мысли.








Педагогическое  Эссе



Педагогика,  как  одна  из  самых  творческих  деятельностей  в  жизни  человека,  является  сложным  языком  программирования  человеческого  сознания.  В  процессе  обучения,  педагог  является  своего  рода  программистом,  посылая  информационные  команды  системам  развития  учащихся.  В  современном  обществе  мало  найдётся  людей,  способных  «отдавать  адекватные  команды»,  и  при  этом,  главное  –  это  способность  включения  и  настройки  систем  развития  у  учащихся  на  необходимую  «частоту».

На  тему  образования  и  развития  педагогической  мысли  написано  немало  работ.  Все  они  никогда  не  будут  иметь  никакого  значения,  если  в  практической  деятельности  не  будет  происходить  развития  слоёв  населения,  что  должно  отразиться  на  общем  состоянии  общества.  Сама  наука  «Педагогика»  состоит  из  довольно  массивных  пластов  знаний.  И  чем  больше  педагогика  будет  становиться  в  объёмах,  основываясь  на  накопительной  системе  информации,  тем  болезненнее  и  менее  практично  будут  происходить  процессы  обучения.

Человек  либо  развивается,  либо  деградирует.  Этим  обусловлена  педагогика,  структура  которой,  должна  быть  гибкой,  чтобы  соответствовать  уровню  развития  каждого  человека  в  отдельности.  И  чем  толще  будет  становиться  «книга  по  образованию»,  тем  сомнительней  будет  являться  обучение.  Это  объясняется  многими  факторами,  одним  из  которых,  является  то,  что  учителя  не  способны  оперировать  огромнейшим  количеством  знаний  (когда  на  самом  деле,  количество  совсем  не  является  обязательным  условием  в  процессах  обучения),  не  говоря  уже  о  том,  что  большинство  знаний  –  это  просто  мусор,  засоряющий  головы  преподавателей,  что  естественно  негативно  сказывается  на  результатах.  Плюс,  ко  всему  этому,  должна  работать  система  КАЧЕСТВЕННОГО  использования  любых  знаний,  от  количества  которых,  могут  происходить  перегрузки  такой  программы.  

Система  образования  сегодня  может  стать  гибкой  и  ясной.  Многие  ученики  и  студенты  часто  задают  вопрос  одного  и  того  же  типа:  «А  зачем?».  Например  «Зачем  мне  нужен  тот  или  иной  предмет?»,  и  в  некоторых  случаях  они  могут  оказаться  правы  (даже  чисто  на  интуитивном  уровне).  Но  стоит  отметить,  что  в  большинстве  случаев  учащиеся  не  получают  никаких  вразумительных  ответов.  А  вопросы  звучат  часто  и  достаточно  громко,  и  в  подобных  вопросах  не  стоит  видеть  «нежелание  учиться»,  в  них  стоит  проследить  тот  факт,  что  у  детей  и  молодых  людей  нет  возможности  ценить  информацию  той  или  иной  направленности.  То  есть,  ученики  получают  знания,  БЕЗ  понимания  их  значения.  Каким  же  образом  они  усваиваются  и  способствуют  развитию?  Конечно,  говоря  пока  что  о  таких  «деталях»,  уже  стоит  отметить  то,  что  педагогика  не  может  результативно  существовать  в  ограниченных  пространствах.  Её  воздействие  должно  благоприятно  проявляться  и  за  стенами  учебных  заведений,  когда  учащиеся  гуляют  после  занятий,  выполняют  домашнюю  работу  дома  или  отдыхают  на  выходных.

Надо  заметить,  что  получаемое  образование  учащимися,  сегодня  имеет  свои  эквиваленты  в  социуме  в  виде  чисел.  Имеются  в  виду  оценки  и  баллы,  хотя  эквивалентными  они  не  должны  быть.  Но  мы  живём  в  21-ом  веке  и  стоит  осозновать  абсурдность  идеи  использования  чисел  вообще  как  таковых,  в  данном  контексте.  Такое  явление,  как  появление  оценок  в  виде  чисел  в  истории  образования  могло  появиться  и  прижиться  только  при  безответственности  со  стороны  педагогов  и  в  силу  отсутствия  объективного  взгляда  на  человеческие  способности  по  оперированию  знаниями.  На  самом  деле,  сегодня  можно  абсолютно  естественно  обходиться  без  системы  числового  оценивания.  В  образовании  цифры  не  говорят  ровным  счётом  ничего,  будучи  использованными  субъективно  (часто  бывает,  что  это  в  лучшем  случае),  к  тому  же  они  являются  относительными,  а  в  некоторых  случаях  даже  парадоксальными.  Ничего  из  этого  не  имеет  НИКАКОГО  отношения  к  знаниям  и  развитию.

На  всём  земном  шаре  царствует  и  прогрессирует  одна  опасная  болезнь,  условно  которую  можно  назвать  «количественность».  В  учебных  заведениях  знания  выдаются  как  товар,  что  попадает  в  категорию  численности  со  всех  времён  торговли.  И  создаётся  впечатление,  что  система  торговли  и  система  образования  имеют  намного  больше,  чем  это  можно  себе  представить.  А  ведь  в  реальной  жизни,  при  торговле  часто  «подсовывают»  некачественные  товары.  Не  происходит  ли  подобное  и  в  системе  образования?  Можно  сказать  даже  больше,  сегодня  такие  «некачественные  знания»  часто  ещё  и  являются  «просроченными»,  так  как  большое  количество  информации,  предлагаемое  учащимся,  не  является  актуальным  либо  по  времени,  либо  по  другим  критериям  (знания  с  поистине  впечатляющими  свойствами).

Кстати,  внедрить  в  систему  образования  конструкцию  без  числового  оценивания,  не  так  сложно,  как  это  может  показаться  на  первый  взгляд  (основные  проблемы  могут  появиться  в  связи  с  вопросами  на  международном  уровне,  но  никакие  вопросы  не  могут  быть  важнее  развития  человека,  и  никакие  ответы  не  должны  вредить  обществу).  Самая  большая  сложность  заключается  в  извлечении  оценок  из  школ.  Такая  система  способна  будет  работать  ТОЛЬКО  в  комплексе  с  воспитательными  программами  родителей  (или  ответственных  лиц).  Но  в  первую  очередь  необходимо  понять  насколько  ограниченным  является  метод  числового  оценивания.

Нередко  воспитание  детей  сложно  отличить  от  животных  методов  воспитания  потомства,  видя  избиения  родителями  собственных  детей  и  другие  проявления  агрессии  и  злобы,  приучая  тем  самым  детей  к  антигуманным  методам  мышления.  Хотя  давно  уже  должно  быть  всем  ясно,  что  любое  проявление  раздражения  –  это  ничто  иное  как  показатель  НЕПОНИМАНИЯ  ПРОИСХОДЯЩЕГО.  Часто  дети  неосознанно  провоцируют  взрослых  на  «раздражённый  режим»,  что  взрослые  должны  воспринимать  как  стимул  для  развития,  а  выходит  так,  что  дети  получают  по  «мягкому  месту»,  что  совсем  не  мягко  сказывается  в  дальнейшем.  Это  лишь  отдельный  элемент,  подобных  которому  бесчисленное  множество  и  которые  в  комплексе  могут  приводить  к  ужасающим  результатам.  А  ведь  проблема  в  том,  что  родители  просто  неспособны  ПОДРУЖИТЬСЯ  с  возрастающим  поколением.  И  если  взрослых  не  устраивают  их  дети,  то  кто  же  несёт  ответственность  за  их  воспитание?  Всё  это  говорит  о  том,  что  людям  необходимо  изменить  само  отношение  к  развитию.

Удивительный  факт:  в  процессах  воспитания  крайне  редко  можно  проследить  желание  воспитывающих  НАУЧИТЬ  ДЕТЕЙ  УЧИТЬСЯ.  Как  правило,  всё  проходит  тривиально:  напичкать  чужую  голову  информацией,  а  опыт  наберётся  как-нибудь  сам  собой.  Такой  метод  до  безумия  наивен  с  ярко  выраженным  БЕЗРАЗЛИЧИЕМ  в  настрое.  Да  и  поразительно  то,  что  такой  метод  вообще  работает  в  таких  масштабах,  но  работает  отвратительно.  С  такими  позициями  далеко  человеку  не  уйти.

Стоит  ещё  обратить  внимание  на  актуальную  тему.  Все  вокруг  почему-то  с  полной  уверенностью  рассказывают  о  том,  что  современное  общество  развивается.  Это  иллюзия.  Да,  может  и  развивается,  но  далеко  не  везде,  с  тяжёлыми  последствиями,  да  и  если  разобраться,  то  человеческие  заслуги  в  этом  –  это  капля  в  море.  Капля,  которая  явно  не  соответствует  задачам  современного  общества,  да  и  к  тому  же  напоминает,  скорее  всего,  слезу.  Тем,  кто  сомневается,  напомню,  что  атомные  бомбы  –  это  тоже  достояние  современного  развития.  Все  достопримечательные  открытия  мира  человеческого  ума  перечислять  нет  смысла,  они  и  их  проявления  повсюду.

Часто,  мотивом  воспитания  и  обучения  выступает  самый  настоящий  эгоизм.  Конечно,  каждый  воспитывающий  считает  себя  абсолютно  бескорыстным  в  этом  отношении  или  даже  великодушным.  Но  в  действительности,  вырисовывается  жуткая  картина,  на  которой  в  самых  мрачных  тонах  показано  желание  большинства  родителей  быть  всегда  умнее  своих  детей.  То  есть,  мы  не  хотим,  чтобы  наши  дети  были  умнее,  чем  мы?  О  каком  развитии  идёт  речь?

Развитие  человека  не  ограничивается  его  социализацией,  и  начинается  оно,  кстати,  вообще  ещё  ДО  зачатия.  Развитие  каждого  ребёнка  начинается  с  развития  его  родителей…  это  длинная  цепочка  как  в  одну,  так  и  в  другую  сторону.  И  при  этом,  это  только  в  одной  плоскости,  так  сказать.  С  другой  стороны,  существует  масса  факторов  влияющих  на  человека  и  его  способности,  многие  из  которых  вообще  практически  никому  не  известны.  Например,  от  количества  людей  умеющих  водить  автомобиль  во  всём  мире,  зависит  потенциал  к  обучению  вождения  автомобиля  всего  остального  населения  Земли.  Границы  стран  и  материков  –  это  в  какой-то  степени  всего  лишь  условность.

В  процессе  обучения,  надо  учитывать,  что  все  известные  в  педагогике  и  описанные  в  книгах  знания  не  свалились  просто  так  с  неба.  Поэтому,  при  необходимости,  что-либо  узнать,  совсем  не  обязательно  листать  тонны  литературы  в  поисках  ответа.  Достаточно  знать  свои  способности  и  понимать,  в  каком  направлении  стоит  развиваться.  В  конце  концов,  книги  пишут  не  боги,  а  такие  же  люди,  как  и  учащиеся.  Книга  лишь  способствует  развитию,  но  настоящим  источником  знаний  её  назвать  крайне  трудно.
Прежде  чем  серьёзно  разбирать  процессы  обучения,  надо  понять  механизм  развития.  Этот  механизм  работает  благодаря  различным  составляющим,  главным  из  которых  является  сама  жизнь,  а  основными  составляющими,  уже  в  самом  процессе  развития,  являются:
-  способность  человека  «понимать»  систему  мироздания  (любые  процессы  в  своей  основе  имеют  концепцию,  являющуюся  моделью  более  масштабных  процессов,  в  которых  участвует  человек)
-  ответственность  за  познания  (существуют  системы,  регулирующие  информационные  нагрузки  в  разных  частях  мира;  человек  познавая  реальность,  занимает  определённое  место,  попадая  в  условия  задач,  окружающих  данное  положение)

Что  касается  процесса  обучения,  то  многие  называют  его  двусторонним  из-за  взаимодействия  двух  процессов:  преподавание  и  учение.  На  практике,  такой  процесс  трудно  назвать  двусторонним,  так  как  преподавание  играет  пассивную  роль  (руководство),  когда  учение  –  активную  (здесь  проявляется  истинная  "красота"  такого  процесса).  Исходя  из  этого,  получается,  что  естественным  результатом  может  служить  массовое  превосходство  учащихся  по  уровню  развития  над  преподающими,  что  на  самом  деле  не  должно  вызывать  никакого  удивления,  так  как  кажется  абсолютно  нормальным  при  развитии  общества  с  такой  системой.  Но  такого  не  происходит.  Во  всяком  случае,  это  редкие  единичные  случаи,  привлекающее  к  себе  внимание,  и,  как  правило,  это  зависит  скорее  от  самого  учащегося,  чем  от  преподавателя.  Проблема  в  том,  что  уровень  развития  учащихся  ограничивается  рамками  уровня  развития  преподавателей.  Отсюда  и  появляются  многочисленные  исследования  и  появления  новых  областей  в  науках,  что  в  свою  очередь  порождает  ещё  большее  количество  отраслей  и  ответвлений,  награждая  новые  исследования  узостью  мышления  и  ограниченностью.  В  действительности  же,  процесс  обучения  не  может  быть  двусторонним,  в  полном  смысле  этого  слова.  Сам  процесс  обучения  может  быть  общим,  как  для  преподающих,  так  и  для  учащихся  (в  относительно  равных  пропорциях).  В  этом  случае  цель  процесса  обучения  будет  направлена  на  развитие  не  только  учащихся,  но  и  преподающих.  При  такой  системе  уровень  развития  преподавателей  не  будет  ограничивать  уровень  развития  учеников,  а  будет  лишь  воздействовать  на  их  потенциал.  Таким  образом,  в  процессе  обучения  стороны  будут  содействовать  друг  другу  в  развитии,  и  зависеть  в  той  или  иной  степени  друг  от  друга.  Но  это  будет  ОДИН  процесс  обучения,  и  он  будет  ОБЩИЙ,  а  взаимодействие  преподавания  и  учения  будет  слиянием  энергетических  систем  с  целью  познания  не  на  основе  отражения  реальности,  а  на  основе  процессов  ВЛИЯЮЩИХ  на  окружающую  реальность.  В  этом  случае,  обучение  –  это  не  процесс  передачи  знаний,  а  процесс  их  ОТКРЫТИЯ  с  пониманием  их  значения  и  места  в  жизни  человека.  Поэтому,  процесс  обучения  можно  так  же  назвать  явлением,  стимулирующим  желание  развиваться,  а  модулирование  таких  явлений  –  это  суть  педагогического  процесса.  И  нельзя  забывать  о  том,  что  знание  информации  и  её  понимание  –  это  разные  вещи  и  как  правило,  приводят  к  абсолютно  разным  результатам.

Любые  результаты  исследований  в  области  педагогики  не  должны  усложнять  процессы  обучения.  И  в  действительности,  методы  исследования  не  менее  важны,  чем  сами  результаты,  так  как  в  педагогике  основную  роль  играют  процессы,  а  не  статичные  выводы.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=256517
Рубрика: Стихи, которые не вошли в рубрику
дата надходження 28.04.2011
автор: Skylist