Противоречия-двигатель развития общества как стремления к гармонии.

Википедия:  Понятие  «общество»  предполагает  осознание  объективных  закономерностей  коллективной  жизни  людей.  Уже  в  древности  были  осознаны  все  главные  проблемы  в  понимании  сущности  общества:
насколько  общество  отличается  от  природы  (одни  мыслители  вообще  стирали  грань  между  обществом  и  природой,  другие  же  абсолютизировали  различия  между  ними);
каково  соотношение  коллективного  и  индивидуального  начал  в  жизни  общества  (одни  трактовали  общество  как  сумму  индивидов,  а  другие,  напротив,  рассматривали  общество  как  самодовлеющую  целостность);
как  сочетаются  в  развитии  общества  конфликт  и  солидарность  (одни  считают  двигателем  развития  общества  его  внутренние  противоречия,  другие  –  стремление  к  гармонии  интересов);
как  изменяется  общество  (наблюдается  ли  совершенствование,  прогресс,  или  общество  развивается  циклически).

Попробую  проанализировать  один  из  пунктов.(предпоследний)
я  считаю  внутренние  противоречия  двигателем  развития  общества  как  стремления  к  гармонии  в  целом.  обосную:

развитие  -  это  стремление  к  переходу  в  новое  качество.  минимум-  стремление  к  к-либо  улучшению.  для  того,  чтоб  появилось  это  стремление,  должно  быть  в  начале  осознание  и  детальный  анализ  нынешней  ситуации  в  целом.  затем-желание,  после  -  стремление,  к-рое  предполагает  определённой  направленности  действия.
для  анализа  необходимо  выяснить  все  плюсы  и  минусы,  проследить  их  изменение,  пропорции  и  вывести  возможную  закономерность  развития  без  вмешательства  и  стремления  к  изменению.  это  и  будет  являться  стимулом  для  желания.  далее  цепочку  объяснила.
любое  желание,  стремление,  встречает  на  своём  пути  противоречия.  в  психологическом  аспекте  это  поможно  объяснить  наличием  условных  4  темпераментов,  (сейчас  модно  говорить  -социотипов).  если  разделить  условно  людей  на  консерваторов,  революционеров  и  нейтралов,  то  мне  кажется,  что  в  данное  время  процентное  превосходство  будет  за  революционерами,  т.к.  скорость  жизни  очень  сильно  увеличивается  с  каждым  столетием.  и  только  революционеры  могут  выжить,  приспособиться,  к  новому  течению  времени,  и  они  могут  не  бежать  за  его  утеканием.что  касается  остальных:  либо  консерваторы  вообще  останутся  на  месте,  законсервируются  в  другом  временном  счёте,  либо  их,  как  и  нейтралов  (нейтралов  в  1  очередь),  захлестнёт  последней  волной,  к-рая  обычно  смывает  остатки,  и  понесёт  вслед  за  далеко  бегущими  по  гребням  волн  революционерами.
всё  зависит  от  уровня  общества,  в  котором  находится  человек.  поэтому  следует  различать  по  временнОму  пространству  и  скорости  общества  городов  и  дальних  деревень.
соответственно,  в  деревнях  и  будет  процентное  превосходство  консерваторов  над  революционерами.  революционеры  же,  даже  не  слишком  радикальные,  не  находя  себе  должной  поддержки  в  окружении,  будут  стремиться  к  более  соответствующему  им  обществу  и  временному  течению.  хотя  бы  для  того,  чтоб  понять,  революционеры  они  вовсе  ,  или  более  консерваторы.
нейтралы,  как  известно,  лишь  балансируют  между  кардинальными  противоположностями  взглядов  револ.  и  консерваторов.

в  человеке  заложено  изначально  стремление  к  гармонии,  к  своеобразной  симметрии  с  окружающим  миром.  гармоничными  в  этих  трёх  типах  людей  можно  лишь  условно  обозначить  нейтралов.  но  будет  ли  нейтральная  позиция  гармонией?  это,  скорее,  стремление  избежать  противоречий  или  просто  отстранение  от  ситуации  в  виду  безинтересности  её  для  данной  категории  людей.  
что  касается  революционеров  и  консерваторов-  в  этих  категориях  изначально  заложено  противоречие.  (в  глобальном  смысле  все  революционеры  и  все  консерваторы).

но!  внутри  сообщества  революционеров  есть  свои  революционеры  и  свои  консерваторы.  поэтому,  противоречия  неизбежны.  ещё  одно:  революционеры  могут  (и  чаще  всего  имеют)  различную  направленность  своих  поисков  развития.  она  может  быть  кардинально  противоположной.  (обратимся  к  музыке-  начало  20  века  -  расширение  ресурсов  тональности  и  т.н.атональность,серийность;  углубление  понимание  темперированого  строя  или  использование  других  шкал  -  четвертитоновой  и  мельче.).  и  от  этого  одни  революционеры  будут  считать  других  революционеров    (к-рые  просто  используют  другие  ресурсы,  идут  по  другим  путям  развития)  консерваторами.  это  ещё  противоречие.

стало  быть,  противоречие  -  двигатель  общего  прогресса?
в  самом  противоречии  заложено  стремление  к  гармонии.  противоречий  много,  они  есть  во  всём  мире  и  во  всех  сферах.  соответственно,  можно  говорить  о  мировом  противоречии.  (не  говоря  уже  о  различных  мировоззрениях,  миропониманиях  и  т.п.).  т.е.,  мы  все  находимся  в  общем  противоречии.  это  противоречие  и  может  быть  гармонией  как  балансом  между  разными  противоречиями.  (не  говоря  уже  о  внутренних  человеческих  противоречиях,  о  выборах,-  сама  категория  выбора  противоречива  в  своей  сущности.).  т.е.,  ещё  раз,  мы-противоречия,  стремимся  войти,  органично  влиться  во  всеобщее,  мировое  противоречие  для  того,чтоб  достичь  гармонии  на  каком-то  этапе  (т.е.,  революционеры  ,к-рые  входят  в  революционное  общество/сообщество  и  достигают  гармонии  внутри  себя,-обретают  понимание  и  единомышленников.).


что  касается  солидарности,  то  она  тоже  необходима.  как  на  уровне  нейтралов  как  общественной  группы,  так  и  на  уровне  и  революционеров,  и  консерваторов.  (к  примеру,  если  кто-либо  начинает  поддерживать  революционера-  последний  начинает  активнее  действовать,  у  него  добавляется  сил  за  счёт  другого).  но,  как  известно  из  истории,  так  было  не  всегда.  иногда  революционеров  признавали  постфактум,  или  вообще  посмертно.  увы.  или  к  счастью.  у  революционеров  без  поддержки  силы  жизненные  иссякают  быстрее,т.к.  они  все  идут  на  преодоление  противоречий  внутри  между  убеждениями  и  традициями  общества  извне.  ещё  очень  важна  в  революционерах  сила,  твёрдость  убеждений  и  развитие  их.  но  не  приспособление,  конечно  же.

соответственно,  внутренние  противоречия  (как  внутри  самого  человека,  так  внутри  общественной  группы,  так  и  внутри  всего  глобального  общества)-  двигатель  развития  общества  как  стремления  к  гармонии  в  целом  (гармонию  эту  можно  ещё  наделить  понятием  аккорда  -  согласованности,  когда  одни  согласно  развиваются,  другие  -  стоят  на  месте,  создавая  равновесие,  баланс.  т.к.  если  бы  все  и  всё  развивалось  в  одном  темпе    -  это  нельзя  бы  было  назвать  прогрессом,-это  бы  была  определённая  закономерность,  даже  не  развитие,  а  статичность  движения.).

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=255194
Рубрика: Философская лирика
дата надходження 21.04.2011
автор: Real_Princess