Nietzsche (наброски)

Представить  себе  тёмный  угол  Земли,  где  в  полной  изоляции  некоторое  время  находится  человек...  и  вдруг  к  нему  в  руки  попадает  книга  Ф.  Ницше,  основная  работа  философа  –  «Так  говорил  Заратустра».  Здесь  бы  и  возник  вопрос  –  вполне  очевидный  –  выживет  ли  такой  человек  в  условиях  уединённости  с  самим  Заратустрой?  Не  повторит  ли  он  судьбу  героя  Л.  Андреева,  для  которого  загадочный  слог  пророка  стал  отправной  точкой  в  неизбежном  здесь  выборе:  «кто  ты?»,  «для  чего  ты?»
Если  бы  я  сам  не  был  тем  самым  человеком,  никогда  бы  не  поверил  и  не  узнал,  насколько  философия  может  выйти  из  привычных  границ.  Когда  я  узнал,  что  «Так  говорил  Заратустра»  является  наиболее  спорной,  туманной  и  сложной  книгой  –  я  уже  знал  эту  книгу  наизусть.  С  юношеской  неподдельностью  я  никак  не  мог  взять  в  толк:  что  же  там  непонятного?
Признаться,  я  и  сегодня  ещё  этого  не  хочу  понимать.  Сознательно  отказываюсь.
Возможно,  чтобы  понять  –  нужно  быть  немного  поэтом,  достаточно  нищим,  чтобы  с  жадностью  наброситься  на  «ничейное»  богатство,  а  также  иметь  большую  роскошь  –  позволять  себе  жить  ВНЕ  социальных  интересов,  мыслей  и  повседневности.  Вскоре  я  встретил  первых  людей,  для  кого  «Так  говорил  Заратустра»  никогда  не  писался.  Беглого  взгляда  на  книгу  им  вполне  хватило,  чтобы  сделать  вывод,  будто  книга  полна  агрессии,  подстрекания  к  войне.  «Любите  мир,  как  средство  к  новым  войнам...»  -  воспринялось  буквально  и  сразу  вызвало  недовольство.  Рассмотреть  за  этой  «войной»  -  нечто  большее,  нечто  глубокое  и  явное  мало  кому  удавалось.
Ницше  вообще  оказался  в  моей  жизни  случайным  образом.  Так  я  считал  в  начале.  Уже  гораздо  позже  желание  «узнать  больше»  познакомило  меня  с  другими  работами  Ницше,  с  комментариями  к  этим  работам,  с  последователями  и  противниками.  Анализировать  его  философию  тем  языком  пунктуальности  и  учености,  которым  это  привыкли  делать  люди,  далёкие  от  творчества  –  совсем  глупо  и  смешно.  Все  эти  попытки  разобраться,  кто  же,  словами  Заратустры  –  «тарантул»,  а  кто  -  «жёлтый  проповедник»,  в  большей  степени  запутывают,  чем  облегчают  понимание.  Меня  лично  это  всегда  раздражало.  В  моём  понимании,  есть  путь,  основанный  на  личном  примере.  Мой  опыт  здесь  играет  важную  роль:  для  понимания  Ницше  мне  не  понадобился  ни  один  совет,  ни  одна  подсказка.  И  теперь,  когда  знаю  об  этом,  я  уже  не  только  догадываюсь  о  существовании  того  вида  людей,  которые,  подобно  мне,  в  один  момент  стали  ницшеанцами.  Может,  стоит  даже  добавить  –  «ницшеанцем  нужно  родиться».  Возможно,  в  будущем,  когда  «кафедра  Заратустры»,  о  которой  писал  Ницше,  будет  действительно  существовать  –  можно  будет  и  научиться.
Главным  принципом  ницшеанства  для  меня  является  –  отдельная  дверь  к  жизни,  куда  могут  пройти  люди,  обладающие  «нюхом  охотника».  Здесь  даже  не  может  быть  речи  о  том,  чтобы  понять  это  как  путь  нации  или  расовых  представителей.  Ницше  стоит  ВНЕ  этих  разделителей.  И  если  у  психологов  люди  относятся  к  пяти  известным  психотипам,  то  у  Ницше  появляется  ещё  один  вид  разницы.  И,  конечно  же,  этот  вид  «понимающих  интуитивно»  не  принадлежит  к  известным.
Мой  путь  к  философии  лежал  через  тысячи  вопросов.  Сам  Ницше  именно  вопросами  и  устлал  путь  к  себе.  Бессонное  «почему»  если  и  не  даёт  покоя  человеку,  то  далеко  не  в  том  направлении.  Его  «почему»  уже  отравлено  «наукой»  воспитания.  Для  современного  человека  –  философия  рождается  на  кухне  и  не  переступает  порог  его  реальности.  Проще  говоря  –  ему  совсем  не  нужна  философия.  Сложилось  ли  так  в  силу  «эволюции»  или  является  чьим-то  умыслом  –  вопросы  для  меня  лишние.  Очевидно,  что  для  Ницше  у  человека-от-сегодня  нет  времени.
Для  меня  философия  Ницше  стала  последним  ударом  по  философско-аристотелевскому  неумению  влиять  на  сознание.  Перед  тем,  как  отдохнуть,  не  следует  читать  Ницше,  иначе  не  удастся  сам  отдых.  Но  что  касается  Аристотеля  –  я  всегда  глубоко  спал.

Кто  трижды  превращался,  тот  наверняка  чувствовал  и  тяжесть  от  той  науки,  которую  нам  прививают  с  самого  детства.  Избавиться  от  «самого  себя»  -  крайне  затруднительно.  И  если  библия  убеждает  нас,  что  «там,  где  двое  говорят  о  господе  –  с  ними  бог»,  то  у  Ницше  ты  останешься  один  на  один,  и  к  тому  же  без  третьего.
-  Что  хочешь  –  то  и  делай...
-  А  что  делать?  С  чего  начать  и  куда  идти?
Впервые  жизненный  путь  неопределён  и  требует  всего  человеческого  потенциала.  Но  потенциал  давно  не  испытывался  на  прочность.  Есть  ли  он  вообще?  Будущее  становится  –  богом,  т.е.  тем  самым  источником  жизни  и  самопродолжения,  который  являет  собою  мощный  контраст  с  сегодняшним  днём.  Но  здесь  уже  нет  воздаяния  «за  дела  твои».  Никаких  обещаний.  В  сущности,  сегодня  ты  ничего  не  изменишь.  Но  ты  можешь  быть  частью  будущего,  когда  после  ряда  мутаций  сознания  в  человеке  образуется  прочная  связка  разума  и  чувств,  которая  создаст  другое  понятие,  новую  силу,  способность  и  цель.  Это  и  будут  вёсла,  несущие  лодку  дальше.

адреса: https://www.poetryclub.com.ua/getpoem.php?id=244727
Рубрика: Философская лирика
дата надходження 03.03.2011
автор: Samar Obrin