Сайт поезії, вірші, поздоровлення у віршах ::

logo

UA  |  FR  |  RU

Рожевий сайт сучасної поезії

Бібліотека
України
| Поети
Кл. Поезії
| Інші поет.
сайти, канали
| СЛОВНИКИ ПОЕТАМ| Сайти вчителям| ДО ВУС синоніми| Оголошення| Літературні премії| Спілкування| Контакти
Кл. Поезії

 x
>> ВХІД ДО КЛУБУ <<


e-mail
пароль
забули пароль?
< реєстрaція >
Зараз на сайті - 6
Пошук

Перевірка розміру




Бродский Иосиф Александрович

Прочитаний : 221


Творчість | Біографія | Критика

ОСТАНОВКА В ПУСТЫНЕ

Теперь  так  мало  греков  в  Ленинграде,
что  мы  сломали  Греческую  церковь,
дабы  построить  на  свободном  месте
концертный  зал.  В  такой  архитектуре
есть  что-то  безнадежное.  А  впрочем,
концертный  зал  на  тыщу  с  лишним  мест
не  так  уж  безнадежен:  это  -  храм,
и  храм  искусства.  Кто  же  виноват,
что  мастерство  вокальное  дает
сбор  больший,  чем  знамена  веры?
Жаль  только,  что  теперь  издалека
мы  будем  видеть  не  нормальный  купол,
а  безобразно  плоскую  черту.
Но  что  до  безобразия  пропорций,
то  человек  зависит  не  от  них,
а  чаще  от  пропорций  безобразья.

Прекрасно  помню,  как  ее  ломали.
Была  весна,  и  я  как  раз  тогда
ходил  в  одно  татарское  семейство,
неподалеку  жившее.  Смотрел
в  окно  и  видел  Греческую  церковь.
Все  началось  с  татарских  разговоров;
а  после  в  разговор  вмешались  звуки,
сливавшиеся  с  речью  поначалу,
но  вскоре  -  заглушившие  ее.
В  церковный  садик  въехал  экскаватор
с  подвешенной  к  стреле  чугунной  гирей.
И  стены  стали  тихо  поддаваться.
Смешно  не  поддаваться,  если  ты
стена,  а  пред  тобою  -  разрушитель.

К  тому  же  экскаватор  мог  считать
ее  предметом  неодушевленным
и,  до  известной  степени,  подобным
себе.  А  в  неодушевленном  мире
не  принято  давать  друг  другу  сдачи.
Потом  туда  согнали  самосвалы,
бульдозеры...  И  как-то  в  поздний  час
сидел  я  на  развалинах  абсиды.
В  провалах  алтаря  зияла  ночь.
И  я  -  сквозь  эти  дыры  в  алтаре  -
смотрел  на  убегавшие  трамваи,
на  вереницу  тусклых  фонарей.
И  то,  чего  вообще  не  встретишь  в  церкви,
теперь  я  видел  через  призму  церкви.

Когда-нибудь,  когда  не  станет  нас,
точнее  -  после  нас,  на  нашем  месте
возникнет  тоже  что-нибудь  такое,
чему  любой,  кто  знал  нас,  ужаснется.
Но  знавших  нас  не  будет  слишком  много.
Вот  так,  по  старой  памяти,  собаки
на  прежнем  месте  задирают  лапу.
Ограда  снесена  давным-давно,
но  им,  должно  быть,  грезится  ограда.
Их  грезы  перечеркивают  явь.
А  может  быть,  земля  хранит  тот  запах:
асфальту  не  осилить  запах  псины.
И  что  им  этот  безобразный  дом!
Для  них  тут  садик,  говорят  вам  -  садик.
А  то,  что  очевидно  для  людей,
собакам  совершенно  безразлично.
Вот  это  и  зовут:  "собачья  верность".
И  если  довелось  мне  говорить
всерьез  об  эстафете  поколений,
то  верю  только  в  эту  эстафету.
Вернее,  в  тех,  кто  ощущает  запах.

Так  мало  нынче  в  Ленинграде  греков,
да  и  вообще  -  вне  Греции  -  их  мало.
По  крайней  мере,  мало  для  того,
чтоб  сохранить  сооруженья  веры.
А  верить  в  то,  что  мы  сооружаем,
от  них  никто  не  требует.  Одно,
должно  быть,  дело  нацию  крестить,
а  крест  нести  -  уже  совсем  другое.
У  них  одна  обязанность  была.
Они  ее  исполнить  не  сумели.
Непаханое  поле  заросло.
"Ты,  сеятель,  храни  свою  соху,
а  мы  решим,  когда  нам  колоситься".
Они  свою  соху  не  сохранили.

Сегодня  ночью  я  смотрю  в  окно
и  думаю  о  том,  куда  зашли  мы?
И  от  чего  мы  больше  далеки:
от  православья  или  эллинизма?
К  чему  близки  мы?  Что  там,  впереди?
Не  ждет  ли  нас  теперь  другая  эра?
И  если  так,  то  в  чем  наш  общий  долг?
И  что  должны  мы  принести  ей  в  жертву?

1  полугодие  1966

Нові твори